Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административное задержание



2019-08-13 221 Обсуждений (0)
Административное задержание 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации

О порядке применения судебными приставами по ОУПДС ст. ст. 27.2, 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Общие положения

1.1. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 03.06.2006 г. № 78-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», Федеральным законом            от 02.10.2007 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ        «О судебных приставах».

1.2. Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи судебным приставам по ОУПДС при осуществлении своих полномочий по линии административной юрисдикции.

 

Правовые основы применения судебными приставами по ОУПДС

Норм законодательства РФ об административных правонарушениях

В соответствии с п. 77 ч. 2, ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее – судебные приставы по ОУПДС) составляют протоколы (возбуждают дела) об административных правонарушениях, предусмотренные статьями 17.3 – 17.9, ч. 2 ст. 17.14, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7, ч. 1 ст. 20.25.

Кроме того, принятые Федеральным законом от 3 июня 2006 года № 78-ФЗ  «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» новеллы, предоставляют право судебным приставам по ОУПДС при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 17.3, 17.8, 17.9 КоАП РФ, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда) осуществлять доставление (п. 14 ч.1 ст. 27.2 КоАП РФ) либо производить административное задержание (п. 10 ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ) физического лица. Доставление производится в служебное помещение суда или органа внутренних дел, а административное задержание только в служебное помещение суда, где в соответствии с административным законодательством судебный пристав по ОУПДС обязан составить протокол.

При этом судебный пристав по ОУПДС может производить в установленных законом случаях:

- личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице    (ст. 27.7 КоАП РФ);

- досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ);

- изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ).

Необходимо знать, что доставление и административное задержание – это меры по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях, а не меры административного наказания. Порядок применения данных мер установлен статьями 27.2-27.6 КоАП РФ.

 

Доставление

 

 Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Иными словами, доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем, административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения;  установлению личности правонарушителя; обеспечению своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;  обеспечению исполнения принятого по делу постановления.

Из смысла ст. 27.2 КоАП РФ следует, что после окончания доставления обязательного применения административного задержания, не требуется.

Доставление, в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, применяется только к лицам, совершившим административное правонарушение. Если у данного лица имеются при себе документы, удостоверяющие его личность и указывающие на место проживания или пребывания, если данное лицо не находится в состоянии алкогольного опьянения и воспользовавшись своим правом может дать объяснения случившемуся, оснований для доставления нет. Протокол об административном правонарушении может быть составлен на месте его выявления немедленно (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Отсутствие у судебного пристава по ОУПДС бланков протоколов об административных правонарушениях не является основанием для доставления.

 Полномочия судебного пристава по ОУПДС не безграничны. Судебный пристав по ОУПДС как должностное лицо имеет четкий круг полномочий, закрепленных как в нормативных актах, так и в должностных регламентах, а также в служебных контрактах, который он заключает с Федеральной службой судебных приставов при поступлении на службу. Под полномочиями понимаются права и обязанности конкретного должностного лица,  обусловленные теми целями и задачами,  стоящими перед органом государственной власти, в котором то или иное должностное лицо осуществляет службу. Соответственно, если судебный пристав по ОУПДС выходит за рамки установленных для него законом полномочий, это можно расценивать как дисциплинарный проступок, то есть ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а рядом с проступком всегда ответственность за его совершение.

 Необходимо так же затронуть вопрос о сроке доставления. В соответствии с ч. 2 ст. 27.2 КоАП РФ доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. Каким должен быть этот "возможно короткий срок" законодатель ничего не говорит. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть; наличия или отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п. Также статья не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в служебном помещении суда или органа внутренних дел, если административное задержание не было произведено.

 Так как целью доставления является составление протокола об административном правонарушении, то соответственно, срок доставления фактически определяется сроком написания протокола об административном правонарушении и вручении его копии лицу, в отношении которого он был составлен. После вручения правонарушителю копии протокола об административном правонарушении он должен быть отпущен. О доставлении обязательно составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении. В протоколе о доставлении (Приложение № 1) должны быть указаны:

- дата и место составления протокола;

- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

- сведения о доставленном лице;

- время, место и мотивы доставления;

- протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и доставленным лицом. Хотелось бы обратить внимание, что вручение копии протокола о доставлении лицу, в отношении которого оно применялось – это не является обязанностью судебного пристава по ОУПДС, осуществлявшего доставление. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его  просьбе.

 Основными вариантами фиксации факта доставления являются:                   1) составление протокола о доставлении;

2) запись в протоколе об административном правонарушении;

3) запись в протоколе об административном задержании (если производилось).

В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.

Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, а именно: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника.

Если при доставлении производился личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ), досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ), изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ), то делается соответствующая запись в протоколе о доставлении либо составляется самостоятельный протокол.

По факту доставления в обязательном порядке должен быть составлен протокол об административном правонарушении, в котором будут указаны событие и состав правонарушения. В противном случае действия судебного пристава по ОУПДС будут неправомерными, и он может быть привлечен к установленной законом ответственности после обжалования  его неправомерных действий.

 

Административное задержание

Административное задержание, то есть  кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ).

Следует отметить, что административное задержание может быть применено в исключительных случаях. К сожалению, в ст. 27.3 не конкретизировано, какие случаи следует считать исключительными и оправдывающими применение задержания. Однако КоАП РФ определяет общее условие, позволяющее считать обоснованным задержание человека в связи с административным правонарушением:  

1) для составления протокола об административном правонарушении, подведомственных ФССП России, либо при выявлении любого другого административного правонарушения, совершенного в здании суда, с последующим направлением в орган внутренних дел,

2) для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (например, необходимость установления личности; выяснения обстоятельств административного правонарушения),

3) для исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Состояние административного задержания возникает с момента помещения задержанного в служебное помещение суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ общий срок административного задержания не должен превышать 3-х часов. Формулировка закона «не должен превышать трех часов» дают основание понимать эти сроки как максимально возможные, хотя предпочтительно по возможности менее длительные.

 Необходимо запомнить! Время задержания исчисляется с момента доставления в служебное помещение суда. Этот момент надо обязательно фиксировать в протоколе об административном задержании.

При применении административного задержания, оформляется протокол об административном задержании. Требования к нему определены ст. 27.4 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ в протоколе (Приложение № 2) указываются:

 - дата его составления;

 - место его составления;

 - должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

 - сведения о задержанном лице;

 - время задержания;

 - место задержания;

 - мотивы задержания.

Также необходимо внести в протокол фамилии и адреса свидетелей, которые могут дать сведения по существу события и причин задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ судебный пристав по ОУПДС по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляют родственников, администрацию по месту работы (учебы), а также защитника. Уведомление о задержании несовершеннолетнего производится независимо от наличия просьбы об этом самого несовершеннолетнего. Более того, уведомление родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего должно быть осуществлено даже в том случае, если он просит не сообщать им о задержании его по случаю совершения им правонарушения. Уведомление родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего должно быть произведено в любом случае, в том числе и после истечения срока задержания, если в период задержания уведомить их не представилось возможным.

«В кратчайший срок» следует понимать, как предписание осуществить уведомление безотлагательно, без каких-либо проволочек и задержек.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии с  ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента лицо пользуется правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.

Необходимо знать, что у лица, подвергаемого административному задержанию, изымаются на время задержания все личные документы и вещи. В случае если есть достаточно оснований полагать, что задержанный имеет при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, а также с целью обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, судебный пристав по ОУПДС вправе произвести личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ). На практике проведение досмотра обычно сопутствует доставлению и административному задержанию.

Личный досмотр и досмотр вещей – принудительное обследование соответственно тела человека (одежды) или вещей (ручной клади, багажа, груза или иных предметов находящегося при физическом лице), проводимое без нарушения конструктивной целостности.

Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, связаны с определенным ограничением конституционных прав граждан на личную неприкосновенность (ч.1 ст. 22 Конституции РФ), владение, пользование и распоряжение имуществом (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ), и поэтому требуют строгого соблюдения законности.

Гарантией соблюдения законности при проведении досмотра выступает требование об обязательном наличии двух понятых. Личный досмотр и досмотр вещей в отсутствии понятых допустимо только в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия.

Личный досмотр обязательно производится лицом одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола.

Основаниями личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, может служить любое из следующих обстоятельств: лицо застигнуто на месте совершения административного правонарушения (в момент или непосредственно после его совершения); наличие признаков правонарушения в виде следов на одежде или вещах гражданина; очевидцы прямо указывают на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение; показания технических средств контроля.

До проведения досмотра судебный пристав по ОУПДС обязан ознакомить лицо, подвергаемое досмотру, с его правами в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ и предложить лицу, подвергаемого досмотру предъявить документы, подтверждающие личность, а также другие предметы и вещи.

Все изымаемые предметы и вещи, в том числе денежные средства (сумма и номиналы денег) должны быть занесены в протокол личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице (Приложение № 3), либо необходимо сделать соответствующую запись в протоколе об административном задержании.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, обнаруженные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице подлежат изъятию, в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ, либо аресту, в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ.

Факт осуществления личного досмотра, досмотра вещей фиксируется в протоколе – либо в самостоятельном (протокол личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице), либо в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Не подлежат административному задержанию Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и их помощники в соответствии с Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации»,  иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом и предъявившие в подтверждение этого соответствующий документ (дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку и т.д.). В соответствии с Законом РФ "О статусе судей Российской Федерации" не могут быть подвергнуты задержанию судьи. Аналогичное положение о недопустимости задержания прокурора и следователя содержится в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации".

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ), незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), при этом составляется протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. Военнослужащий вместе с материалами дела передается представителям военной комендатуры или воинской части, так как в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм.) вышеназванные лица за административные правонарушения, совершенные во время прохождения военной службы или нахождения на военных сборах, несут дисциплинарную ответственность на основании Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ.

Об административном задержании иного лица, указанного в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, а именно сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов незамедлительно уведомляется орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу. Порядок оформления материалов дела об административном правонарушении и передачи представителям соответствующих органов такой же, как и в случае с военнослужащими.  

Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

При осуществлении полномочий по линии административной юрисдикции судебный пристав по ОУПДС должен действовать в рамках закона. Произвольно применять доставление и административное задержание, фактически используя их в качестве неоправданного насилия, ограничения свободы физического лица или с целью оказания психологического давления на него, противозаконно. Использование мер обеспечения производства по делам об административных правонарушений для не установленных законом целей, становится основой  нарушений прав и свобод граждан. В первую очередь, права на личную неприкосновенность и свободу, а также свободу передвижения.

 

Учебно – методический отдел

Отдел организации обеспечения установленного порядка деятельности судов Управления ФССП России по Хабаровскому краю

 

 

                                                                                                                                                                Приложение № 1



2019-08-13 221 Обсуждений (0)
Административное задержание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административное задержание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)