Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО



2019-08-13 218 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО 0.00 из 5.00 0 оценок




БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Программа, методические указания

и контрольные задания для бакалавров по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование»,

заочной формы обучения

 

 

Составитель М.В. Анисимов

 

 

 


Томск 2013

     Безопасность жизнедеятельности: программа, методические указания и контрольные задания. / Сост. М.В. Анисимов. Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2013. 34 с.

 

     Рецензент к.т.н., доцент кафедры охраны труда и окружающей среды Л.Н. Цветкова

     Редактор к.т.н., доцент кафедры охраны труда и окружающей среды О.О. Герасимова

                

       

Программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине Б3.Б2 «Безопасность жизнедеятельности» для бакалавров по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование», профиль 151007 «Машины и оборудование лесного комплекса» заочной формы обучения.

 

     Рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры охраны труда и окружающей среды. Протокол № 4 от 02.04.2013 г.

 

Срок действия                                                 с 01.09.2013

 до 01.09.2018

 

Оригинал-макет подготовлен составителем М.В. Анисимовым.

 

Подписано в печать 25.04.13

Формат 60´84. Бумага офсет. Гарнитура Таймс.

Уч-изд. л. 1,79. Тираж 50 экз. Заказ №

 

 

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.

Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15.

     
 


ВВЕДЕНИЕ

Учебная программа дисциплины «Безопасность жизне­деятельности» для бакалавров (заочное отделение) разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 151000 «Технологические машины и оборудование», профиль подготовки 151007 «Машины и оборудование лесного комплекса».

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - наука о безо­пасном взаимодействии человека со средой обитания. Ее основная задача состоит в сохранении работоспособности и здоровья человека, выборе параметров состояния среды оби­тания и применении мер защиты от воздействия негативных факторов естественного и антропогенного происхождения.

В дисциплине рассматриваются вопросы взаимодейст­вия человека со средой обитания; основы физиологии челове­ка и рациональные условия труда; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека производственных вредностей, принципы их нормирования; идентификации вредных и опасных факторов производства; средства и мето­ды повышения безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов; основы проектирова­ния и применения экобиозащитной техники; методы обеспе­чения устойчивого функционирования объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование чрез­вычайных ситуаций и мероприятий по защите населения и персонала объектов народного хозяйства при ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий; правовые, норма­тивно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; требования к операторам технических систем.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-5: Способность к организации своей жизни в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

ОК-10: Владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

ОК-12: Умение применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машин, приводов, систем, различных комплексов, машиностроительных технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и их защиту от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, умение применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроении.

ПК-5: Умение проводить мероприятия по профилактике производственного травматизма, и профессиональных заболеваний, контролировать соблюдение экологической безопасности проводимых работ.

ПК-8: Умение применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и их защиту от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, умеет применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроении.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:  

- методические и нормативные документы в области охраны труда;

- характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

- правовые, нормативно-технические и организационные ос­новы безопасности жизнедеятельности;

- основы физиологии человека и рациональные условия деятельности;

- анатомо-физические последствия воздействия на человека травмирующих, вред­ных и поражающих факторов, агрессивных сред;

- идентификацию травмирующих, вред­ных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

- методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и тех­нических систем в чрезвычайных ситуациях.

Уметь:

- уметь идентифицировать основные опасности среды обитания, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

- реализовывать на практике способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;     

- эффективно применять средства за­щиты от негативных воздействий;

- разрабатывать мероприятия по повышению производст­венной и экологической безопасности производства.

Владеть:

- основами правового регулирования в области техносферной безопасности и охраны окружающей среды;

- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности.

- способами и технологиями защиты в ЧС;

- навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Взаимодействие человека со средой обитания.

Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее основные задачи, место и роль в подготовке специалиста. Аксиома «о потенциально негативном воздействии в системе "человек - среда обитания"». Негативные воздействия естественного, антропоген­ного и техногенного происхождения. Основные понятия БЖД. Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека - основа оптимизации параметров среды обитания (параметры микроклимата, освещенность, организации деятельности и отдыха). Критерии оценки дискомфорта, их значимость.

Критерии безопасности. Опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей. Определение опасности, классификация опасностей. Проблемы безопасности.

Взаимодействие человека с машинами. Работоспособность человека. Физиологи­ческие характеристики. Психофизическая деятельность человека. Роль психологи­ческого состояния человека в проблеме безопасности, психологические причины совершения ошибок и создания опасных ситуаций.

Стимулирование безопасности деятельности.

Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в атмосфере. Критерии комфортности. Характеристики основных форм деятельности челове­ка.

Разделение работ по степеням тяжести. Понятия тяжесть и напряженность тру­да. Медико-физиологическая классификация тяжести и напряженности труда. Критерии комфортности. Ра­ботоспособность человека и ее динамика.

Анатомические и биопсихологические сведения о человеке с позиции БЖД. Ан­тропометрические характеристики человека.

Классификация антропометрических характеристик. Физиологические характеристики человека. Понятие анализаторов. Структура и принцип действия анализаторов. Виды памяти. Основные психофизи­ческие законы восприятия. Негативное воздействие на человека различных внеш­них факторов с точки зрения биопсихологии. Системы защиты.

Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. Вредные вещества, классификация. Защита.

Агрегатное состояние, пути поступления в ор­ганизм человека, распределение и превращение вредного вещества, действие вредных веществ и чувствительность к ним. Влияние химических веществ на человека. Комбинированное действие вредных веществ. Нормирование содержания вредных веществ: предельно-допустимые максимально разовые, среднесменные, среднесуточные концентрации. Концентрации, вызывающие гибель живых организмов. Хронические отравления, профессиональные и бытовые заболевания при действии токсинов.

Производственный шум и вибрация. Влияние на человека.

Механические колеба­ния. Виды вибраций и их воздействие на человека. Нормирование вибраций, виб­рационная болезнь.

Акустические колебания. Постоянный и непостоянный шум. Действие шума на человека. Нормирование акустического воздействия. Профессиональные заболе­вания от воздействия шума, инфразвука и ультразвука.

Защита от энергетических воздействий. Основы проектирования технических средств пониженной шумности и виброактивности.

Электромагнитные поля. Воздействие на человека статических электрических и магнитных полей, электромагнитных полей промышленной частоты, электромаг­нитных полей радиочастот.

Нормирование электромагнитных полей. Действие ИК-излучения на организм человека. Зоны опасного действия источников ЭМП. Защита от ЭМП.

Ионизирующие излучения. Внешнее и внутреннее облучение. Их действие на организм человека. Нормы радиационной безопасности. Лучевая болезнь, другие заболевания.

Защитные экраны. Принцип реализации их защитных функций, поглощение, отражение и рассеивание энергии электромагнитных волн.

Электрический ток. Воздействие электрического тока на человека.

Напряжение прикосновения, шаговое напряжение, неотпускающий ток, ток фибрилляции. Влияние параметров цепи и состояния организма человека на исход поражения электрическим током. Основы электробезопасности.

Способы повышения электробезопасности в электроустановках: защитное зазем­ление, зануление, защитное отключение, другие средства защиты. Оградительные и предупредительные средства, блокировочные и сигнализирующие устройства, системы дистанционного управления и другие средства защиты. Молниезащита.

Системы контроля требований безопасности и экологичности. Система понятий риск, надежность, безопасность. Опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей. Понятие "риск". Определение риска. Факторы риска. Классификация риска. Понятие безопасности.

Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические основы управления. Критерии риска. Методы анализа риска.

Рассмотрение и учет несчастных случаев на производстве. Понятие несчастного случая на производстве. Порядок расследования несчастных случаев на производстве.

Профессиональный отбор операторов технических систем. Травматизм, его причины и профилактика. Характеристика опасных и вредных факторов среды обитания.

Классификация негативных факторов: естественные, антропогенные и техногенные, физические, химические, биологические, психофи­зические; травмирующие и вредные зоны. Вероятность риска и уровни воздействия негативных факторов. Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств.

Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации. ЧС и их последствия. Предупреждение ЧС.

Основные понятия и определения, классификация ЧС и объектов экономики по потенциальной опасности. Пора­жающие факторы источников ЧС техногенного характера. Фазы развития ЧС. Ха­рактеристика поражающих факторов источников ЧС природного характера. Причины техногенных аварий и катастроф. Взрывы, пожары и другие чрезвычайные негативные воздействия на человека и среду обитания. Первичные и вторичные негативные воздействия в чрезвычайных ситуациях, масштабы воздействия. Ударная волна, особенности ее прямого и косвенного воздействия на человека. Воздействие ударной волны на человека, сооружения, технику, природную среду.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Обеспечение БЖД в ЧС. Ликвидация последствий ЧС. Особенности защиты и ликвидации последствий ЧС на объектах отрасли.

Основы пожарной безопасности на производстве.

Основные понятия. Причины возникновения пожаров. Оценка пожарной опасности веществ и материалов. Ор­ганизация пожарной охраны. Средства и способы тушения пожаров. Эвакуация людей.

Противопожарная безопасность строительной площадки. Вещества и техника для тушения пожаров, способы прекращения горения. Огнегасящие средства. Эвакуа­ция людей из зданий. Управление охраной труда на предприятии. Травмирующие и вредные факторы. Системы и средства защиты, применяемые в отрасли.

Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Система контроля требований безопасности и экологичности.

Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.

Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования безопасности.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО

ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Студент заочного факультета выполняет один из предложенных вариантов контрольных работ, номер которого совпадает с последней цифрой зачетной книжки студента.

Контрольная работа, выполненная студентом, должна отражать полное и глубокое изучение указанных литературных источников, понимание актуализируемых в вопросах проблем, умение четко и аргументировано формулировать ответы, умение структурировать и оформлять текст (наличие полей, отступы, выделения, использование разнообразных форматов изложения – схемы, таблицы, рисунки).

Отвечая на вопросы контрольной работы, текстовую информацию следует сопровождать таблицами, схемами, графиками, чертежами и т. п., которые выполняются карандашом или тушью в соответствии с правилами технического черчения. По тексту контрольной работы необходимо делать ссылки на графический и иллюстративный материал, указывать авторство, в том числе и собственное. Контрольная работа выполняется в тетради либо на листах формата А4, скрепленных степлером или в папке-скоросшивателе.

Работа может быть написана от руки или напечатана.

На титульном листе отражаются данные о студенте, выполнившем контрольную работу (фамилия, имя, отчество, курс, специальность, вариант работы и т. д.). На первой странице указывается вариант работы и полный текст вопросов.

Ответ на каждый из вопросов оформляется с нового листа и предваряется текстом вопроса. Все рассматриваемые вопросы контрольной работы должны сопровождаться ссылками на использованные литературные или другие источники. При рассмотрении вопросов, требующих сравнения взглядов на рассматриваемую проблему нескольких авторов, источники указываются по тексту контрольной работы.

В конце работы необходимо привести общий список использованной литературы (в том числе и ссылки на источники в Интернет). Далее ставится дата и подпись студента.

Контрольные задания определяются по варианту, номер которого устанавливается в соответствии с последней цифрой учебного шифра (номера зачетной книжки студента) по табл. 1.

Таблица 1

Номера вариантов для выполнения контрольной работы

 

Вариант Задачи Вопросы
1 1,2 1, 11, 21,31, 41
2 1,8 2, 12, 22, 32, 42
3 1,4 3, 13, 23, 33, 43
4 5,6 4, 14, 24, 34, 44
5 5,7 5, 15, 25, 35, 45
6 12, 3 6, 16, 26, 36, 46
7 12,9 7, 17, 27, 37, 47
8 12, 10 8, 18, 28, 38, 48
9 13, 11 9, 19, 29, 39, 49
0 13, 10 10, 20, 30, 40, 50


2019-08-13 218 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)