Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Спрос: понятие, закон спроса, график функции. Неценовые факторы спроса.



2019-11-13 283 Обсуждений (0)
Спрос: понятие, закон спроса, график функции. Неценовые факторы спроса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел 2. Основы микроэкономики.

Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

Вопросы:

1. Спрос: понятие, закон и график функции спроса. Неценовые факторы спроса.

2. Предложение: понятие, закон и график функции предложения. Неценовые факторы предложения.

3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

4. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене, перекрестная эластичность.

5. Эластичность предложения, факторы.

6. Использование законов спроса и предложения для анализа экономических процессов.

Литература: [1] стр. 131-182, [2] стр. 145-206.

 

Микроэкономика изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов – предприятий, процесс разработки, принятия и реализации ими решений для достижения собственных экономических целей.

В рассматриваемой теме рассматриваются понятия, которые описывают механизм функционирования рынков экономических благ: спрос, предложение, рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем производства, эластичность спроса, эластичность предложения.

 

Спрос: понятие, закон спроса, график функции. Неценовые факторы спроса.

Спрос – это количество блага, которое потребители в данный период времени могут по заданной цене купить на рынке. Он выражает соотношение альтернативных возможностей рынка товаров и покупательной способности населения. Определяющим моментом выступает цена на товары, услуги. По цене более низкой покупатель приобретает блага больше, в случае высокой цены реализация товаров резко уменьшается. Потребность в продукте частично начинает покрываться за счет заменителей (субститов).

Р     Ра   Рв
Qа     Qв                         QD
D
А
В
Таким образом, на рынке всегда существует объективная зависимость между спросом на товар, уровнем цен и предложением, которая представляет кривую спроса DD.

 

Рисунок 1. График функции спроса.

 

 


Обратная связь цены товара (Р) и объема спроса (QD) называется  законом спроса:

                                                                                                (1)

На его основе формируется проведение рациональной политики ценообразования.

Спрос на товар тесно связан с ценообразованием и сопутствующими спросу факторами, увеличивая его или уменьшая. Различают понятия «изменение в спросе» и «изменение величины (объема) спроса». Первое выражается сдвигом кривой DD вправо или влево при одинаковой цене Р0  (рисунок 2), а второе – перемещением вдоль кривой спроса, что соответствует новому соотношению «цена – количество продукта» (рис.1). Таким образом, на изменение величины спроса оказывает влияние ценовой фактор, на «изменение в спросе» - неценовые факторы. Существует ряд неценовых факторов влияющих на изменение спроса:

1.1. вкусы и предпочтения потребителей;

1.2. количество потребителей на рынке;

Рисунок 2. Изменение спроса.
А2
А1
А
Р     Ра  
Qа               QD
D1
0
D
D2
1.3. денежные доходы потребителей;

1.4. цены на взаимодополняемые блага;

1.5. потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

 

 

 

 

 


2. Предложение: понятие, закон и график функции предложения. Неценовые факторы предложения.

Под предложением понимается количество блага, которое производитель желает и может произвести и поставить на рынок при данном уровне цен на эту продукцию в течение определенного периода времени.

Предложение показывает, какое количество продукции будет поступать на рынок в случае изменения цены на нее или какими должны быть цены, чтобы производитель был заинтересован производстве необходимого обществу количества продукции. Первый подход с точки зрения производителя, второй – государства.

Закон предложения – между ценой на благо и количеством производимой продукции существует прямая зависимость:

                                               (2)

График функции предложения представляет собой возрастающую кривую SS (рисунок 3). С повышением цены на продукцию (Ра > Рв) ее предложение на рынке увеличивается (Qа > Qв).

В
 Рисунок 3. График функции предложения
А
Р     РА     РВ
 
QВ   QА       QS

S

 

 

Различают понятия «изменение в предложении», при котором кривая предложения сдвигается вправо или влево (рисунок 4). При изменении величины (объема) предложения происходит перемещение вверх или вниз вдоль кривой предложения под воздействием изменения цены (рисунок 3).

На «изменение в предложении» влияет неценовые факторы:

2.1. цены на ресурсы;

2.2. технология производства;

2.3. налоги и дотации;

2.4. цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага;

2.5. ожидание изменения цен;

2.6. число продавцов на рынке.

Р   Ра
А2          А          А1
          QА          QS  
S       
S2         
S1
Рисунок 4. Изменение предложения

 

 

 

3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения. Рынок должен уравновесить интересы обеих сторон, найти точку соприкосновения, которая удовлетворяла бы и покупателей и продавцов.

Рынок равновесия устанавливается тогда, когда количество блага, представленного к продаже (QЕ), совпадает со спросом при данной цене. Равновесной (РЕ) называется цена, при которой уравновешены спрос и предложение, точка Е (QЕ; РЕ) на рис. 5. Условие рыночного равновесия графически представлено на рисунке 5.

При цене Р1 ниже равновесной возникает нехватка продукции (дефицит). Это приводит к увеличению цены (Р1→РЕ) и предложения (Q1→QЕ) до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие (т.Е).

Р     D                                                       S                        Избыток Р2   РЕ­   Р1        S          Дефицит                   Q1 Q3 QЕ     Q2  Q4         Q
Рисунок 5. Рыночное равновесие
 3
 4
 1
Е

 

Избыток продукции (Q4 > Q3) при цене выше равновесной (Р2Е) сдвигает цену вниз и тем самым повышает спрос, сокращая предложения           (Q4→QЕ), пока не будет достигнуто равновесие. Так происходит колебание спроса и предложения относительно цены равновесия и посредством свободной конкуренции устанавливается рыночное равновесие (т.Е).

4. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене, доходу, перекрестная эластичность.

Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменениие другой. Определяется как число (Е), которое показывает процентное изменение одной переменной (ΔA) в результате однопроцентного изменения другой переменной (ΔB):

Различают прямую и перекрестную эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и другим факторам.

4.1. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность) – характеризует степень процентного изменения величины спроса (ΔQа) при изменении цены (ΔР) на 1 %:

                                (3)

Величина ЕD выражается отрицательным числом, т.к. в соответствии с законом спроса любое изменение цены вызывает противоположное изменение объема спроса ( ). В расчетах берется по абсолютной величине. Математически ЕD выражается производной закона (функции) спроса:

Коэффициент эластичности спроса ЕD при увеличении и уменьшении цены имеют различные значения. Поэтому применяют расчет по средней точке интервала

                          (4)

где

т.А (QА; РА) – начальная точка интервала на кривой DD (рисунок 1)

т.В (Qвв) – конечная точка интервала.

Если ЕD > 1 – спрос эластичный, величина спроса изменяется в большей степени, чем изменение цены (предметы роскоши и длительного пользования,  , цена которых ощутима для семейного бюджета и др.) при эластичном спросе доход от продажи растет (рисунок 6 а).В экономике этот прием применяется при проведении акций по снижению цены, при распродажах. При этом незначительное снижение цены приводит к значительному росту объемов продаж и росту дохода.

Если ЕD < 1 – неэластичный спрос, величина спроса изменяется в меньшей степени, чем изменение цены (предметы первой необходимости, труднозаменяемые товары: лекарства, бензин, эл. лампочки и т.д.). Снижение цены снижает общий доход (рисунок 6 б).

Если ЕD = 1 – спрос единичной эластичности: изменение цены вызывает изменение спроса, при этом величина дохода остается неизменной (рисунок 6в).

Неэластичный спрос выгоден для продавца, и он не склонен снижать цену товара. Эластичный спрос является фактором снижения цен, повышения возможности выбора покупки.

Рис. 6. Эластичный (а), неэластичный (б) спрос, спрос с единичной эластичностью (в)

 

 

На коэффициент эластичности влияет три фактора:

- величина предельно возможных затрат покупателя;

- качество, количество и цена товаров заменителей;

- число конкурирующих продавцов данного блага.



2019-11-13 283 Обсуждений (0)
Спрос: понятие, закон спроса, график функции. Неценовые факторы спроса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Спрос: понятие, закон спроса, график функции. Неценовые факторы спроса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)