Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации по развитию актерских способностей детей младшего школьного возраста в процессе хореографической деятельности.



2019-11-13 331 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по развитию актерских способностей детей младшего школьного возраста в процессе хореографической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Театральный тренинг как средство развития актерских способностей исполнителей в детском хореографическом коллективе

Методические рекомендации по развитию актерских способностей детей младшего школьного возраста в процессе хореографической деятельности.

 

Уважаемые коллеги!

Мы предлагаем практические игровые методики развития актерских способностей детей младшего школьного возраста. Все занятия проходят в форме игр. В основу разработанного нами комплекса упражнений театрального тренинга вошли как широко известные в практике подготовки актеров упражнения Станиславского К.С., Чистяковой М.И., Константиновой А.И., так и часть упражнений, которые были видоизменены, скорректированы, учитывая специфику хореографии. Тренинг должен помочь ребёнку вернуться вовнутрь себя, научиться раскрепощаться, не бояться раскрыть перед зрителем свою душу и показать свой внутренний мир, своё восприятие в движении и эмоциях. Проведение театрального тренинга у детей младшего школьного возраста способствует:

- развитию произвольных познавательных процессов. В ходе тренинга, возможно, добиться концентрации внимания, сосредоточенности; дети научатся использовать и давать волю своему воображению, фантазии.

- освобождению от мышечных зажимов, что позволит детям познать своё тело, его возможности и свободно им управлять.

- освобождению от психологических зажимов, зажатости, стеснения, боязни выразить своё творчество в движении.

- формированию сплочённого творческого коллектива, где преобладает радость за успех других, взаимопомощь, понимание, взаимовыручка, поддержка и коллективное творчество.

- развитию эмоциональности и выразительности движений.

- развитию мимики.

А все это в совокупности специальных приемов и элементов театрального тренинга, дает юному исполнителю танцевальных номеров возможность к проявлению высокого уровня сформированности актерских способностей.

Содержание

Введение

Главной задачей танца является обращение к чувству, к сердцу, он должен задевать, должен волновать.

Само по себе, обучение танцам – это сложный и творческий процесс. Художественный образ в хореографическом номере воплощается через музыкально организованное движение. Своими специфическими и пластическими средствами исполнитель танца создает конкретное сценическое действие и передает его внутреннее содержание.

Человек, действующий на сцене от имени созданного им персонажа, является артистом. Независимо от того, каков его «художественный язык» - слово, пантомима, пение или танец, создается эмоционально-художественный образ, основой которого так или иначе, несмотря на совершенно различные выразительные средства, является сам человек, его психофизические затраты и личностные качества. Л.Н. Толстой писал, что артист – это человек, умеющий «вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений линий, красок, звуков, образов, выраженных словом, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство…».

Художественный образ в хореографическом номере воплощается через музыкально организованное движение. Содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела – зримое воплощение музыкальной драматургии и музыкальных образов. Своими специфическими и пластическими средствами исполнитель танца создает конкретное сценическое действие и передает его внутреннее содержание.

Однако, изучение хореографической практики, включенное и косвенное наблюдение за процессом постановки танца в детских хореографических коллективах, показывает, что деятельность педагогов-хореографов, в большей степени направлена на отработку технических элементов исполнительства. При этом отработка подлинной сценической выразительности и артистичности остается на «втором плане». Исполнители стараются запомнить лексику и «географию» танца, а вот «пережить» определенное состояние, перевоплотиться в какой-либо образ и выразить его пластическими средствами на основе естественного слияния своей индивидуальности с заданной ролью, не всегда способны.

Зачастую педагоги, отмечая «значимость» развития артистичности у исполнителей в недостаточной степени используют, а иногда и вовсе не владеют методиками и технологиями осуществления этого процесса, руководствуясь в своей работе собственной интуицией или чужим опытом. Это в значительной степени снижает художественную ценность и эмоциональное восприятие хореографического произведения. Таким образом, задача воспитания подлинной сценической выразительности и способности юных танцоров «быть артистом» для большинства руководителей детских хореографических коллективов является достаточно актуальной.

Глава 1.Особенности развития актерских способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятия танцами

Любой человек без актерских способностей может пережить и переживает вымышленное и предполагаемое событие, страхи или радости, но повторить их не всякому удается. Умение в танце передать живые эмоции является изначальным свойством артистической натуры. Работая над сценической выразительностью, мы, прежде всего, обращаем на развитие актерских способностей.

К специальным способностям танцора также относятся:

- Способность действовать в определенных ритмах (слух, музыкальная память, чувство ритма);

- Способность пластически передавать состояние окружающего мира, художественный образ;

- Способность передать образ при помощи выразительных средств хореографии.

Изучая данную тему, мы рассматривали развитие детей младшего школьного возраста. Потому что, именно в период в период младшего школьного возраста обучение и различные виды творчества являются значимой и основной деятельностью для ребенка. Развивать актерские способности у младших школьников возможно уже с первого класса. Именно в данный период у детей возникают способности и интерес к самостоятельной и творческой работе. Охраняются такие качества, как легкомыслие, наивность, глубокая восприимчивость, открытость, стремление выплеснуть свои эмоции.

Вообще в основе младшего школьника лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне творческой деятельности, к тому, что изучается, приобретается, какими способами достигаются результаты. В младшем школьном возрасте дети очень любят игры, эмоционально реагируют на музыку, образное слово, движении. Дети быстро запоминают отдельные слова и наиболее яркие словосочетания, пытаются подражать взрослому и затем действовать самостоятельно. Контакт со взрослым (телесный и эмоциональный) чрезвычайно важен для развития ребенка, его здоровья, духовного и физического, поэтому младших школьников можно привлекать к совместному творчеству со старшими детьми и взрослыми. В подобных ситуациях ребенок охотно подражает старшим и с большим удовольствием играет свою роль. В младшем школьном возрасте дети достаточно самостоятельны в инсценировке небольших стихотворений, в выражении определенных этюдов. У детей данного возраста развито произвольное внимание, память, речь самостоятельна и выразительна, движения – более координированы, выразительны и разнообразны. К тому же ещё один немаловажный фактор – потребность ребенка в собственном росте, самосовершенствовании, развитии своих способностей.

Учитывая вышеперечисленные особенности младшего школьного возраста и качество детей в данный период, можно сделать вывод, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития актерских способностей детей, а обучение данным способностям и их применение наиболее продуктивно, целесообразно и обоснованно в период работы над хореографическим произведением.

В процессе постановочной работы идет непосредственное взаимодействие хореографа с детьми, отличное от других видов искусство. Именно в ходе данного взаимодействия педагог наибольшим образом способствует развитию различных способностей детей, в том числе и актерских.

Развитие актерских способностей, в ходе постановочной работы, легче и продуктивнее, так как ребенок, получив необходимые знания, отработав основные актерские качества, в упражнениях, этюдах, может реализовать свой приобретенный актерский потенциал в конкретном танце. Постановочная работа начинается с выбора исполнителей на сольные партии и кордебалет. Нужно очень ответственно подходить к данному этапу, для того, чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор. Необходимо учитывать индивидуальность ребенка и то, что исполняемая ребенком роль должна способствовать его раскрытию и проявлению актерских способностей.

Для того, чтобы определить природу ребенка, его эмоциональный фон, используется импровизация под музыку, которая способствует тому, что ребенок начинает осознавать единство души, музыки и тела. Следующий не менее действенный прием, который так же помогает определить, а заодно и развивать актерские задатки ребенка, это – показ характера, поведения, того или иного персонажа хореографического произведения. При этом перед детьми ставятся определенные задачи – продумать и определить детали внешнего вида персонажа, его особенности, свойства и манеры до мельчайших подробностей. Дети очень любят подобные задания и с большим желанием, ответственностью и энтузиазмом подходят к ним. С помощью такого короткого, но действенного пластического этюда тренируется и оттачивается сценическое воображение. От педагога в данном задании требуется умелый, логический точный «наговор», подсказка.

Это работа начинается с беседы руководителя с детьми, которая должна быть увлекательной, эмоциональной, понятной и короткой. В работе с детьми младшего школьного возраста большое значение имеет использование наглядности, включающей как отчетливый и красивый показ движений, так и демонстрацию иллюстративного материала – рисунков, фото, картин, видео, имеющих отношение к данной постановке. На данном этапе педагог использует цикл пластических упражнений, который позволяет выявить возможности психофизического аппарата ребёнка для создания пластической характеристики образа, развивающий в необходимом направлении фантазию и наблюдательность.

Приступая к следующему этапу, целью которого, является – разучить движения танца, педагог объясняет детям, что каждое движение несёт в себе определённый смысл, что с его помощью раскрывается и оживает хореографический образ и, наконец, движение – это не только физическое действие, но и внутреннее.

Таким образом, младший школьный возраст является сенситивным периодом развития разного рода способностей, в том числе и актёрских. В отличие от дошкольников у детей младшего школьного возраста появляется логика чувств, смысл действий, формируются основные психические функции, происходит овладение основам социального опыта, навыками и умениями. В следующем за младшим школьным подростковом возрасте ведущим становится интимно-личностное общение со сверстниками, что знаменует затухание возрастной сенситивности к развитию актёрских способностей. В сенситивный период идёт формирование и развитие двигательных навыков, психических процессов, регуляторных механизмов, личностных образований. Именно в этом возрасте необходимо использовать систему Станиславского для развития актёрских способностей.

Считая главной целью драматического искусства - правдивое выражение страстей, чувств, в процессе действия на сцене. К. С. Станиславский разработал конкретные пути выражения сценических эмоций. Он пришел к выводу о диалектической связи духовного и физического. Без внутреннего действия невозможно правдивое внешнее действие и наоборот. Как метод реализации данной системы выступает – театральный тренинг.

Глава 2. Театральный тренинг как способ развития актерских способностей исполнителей хореографического номера

Театральный тренинг – это система упражнений, направленных на развитие и совершенствование актёрских способностей, исполнителей.[22,67]

В настоящее время существует огромное множество театральных тренингов, авторами которых являются талантливейшие театральные деятели, но для хореографического искусства неоценимую важность и необходимость представляет – психофизический тренинг, открытый К. С. Станиславским. В данном тренинге Станиславский пытался создать для артиста такую внутреннюю (духовную) и внешнюю (телесную) технику, которая помогала бы ему творить на сцене.

Система Станиславского, а точнее «её законы обязательны для всех видов сценического искусства», - писал К. С. Станиславский – «ибо танцор не может двигаться без души, а душа музыканта погибнет без движения его рук».

Художественный образ в хореографическом произведении воплощается в музыкально организованное движение. Содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела – зримое воплощение музыкальной драматургии и музыкальных образов. Своими специфическими и пластическими средствами танец создаёт конкретное сценическое действие и передаёт его внутреннее содержание. Для того чтобы танцор посредством своего тела умел передавать содержание танца, ему необходимо умение в совершенстве владеть своим телом, то есть уметь:

- нагружать только рабочие мышцы и давать отдых остальным;

- действовать в определённых ритмах и уметь переходить из одного ритма в другой;

- действовать в ансамбле;

- пластически передавать состояние окружающего мира;

а также иметь:

- достаточную физическую выносливость;

- быструю психофизическую реакцию;

- абсолютный слух и музыкальную память в мышцах своего тела;

танцор должен обладать:

- «мышечным вниманием»;

- «мышечной памятью»;

- «мышечной проверкой»;

Но даже если танцор в совершенстве овладеет вышеперечисленными умениями, достиг определённого уровня танцевальной техники, но при этом развитие его актерских способностей находится на низком уровне, то одного лишь умения владеть своим телом в совершенстве для сцены недостаточно. Так как внутренний (душевный) импульс побуждает к действию, наделяет движение смыслом, придаёт ему жизнь. А иначе танец превращается в пустой, бессмысленный и холодный набор красивых движений.

Методику развития актерских способностей детей можно сравнить с незаметной постепенностью роста зерна. Игровой, энергетически затратной, весёлой постепенностью роста. Театральный тренинг позволяет начинающему танцору понять единство души и тела, уловить и почувствовать внутренний импульс, передаваемый в волевых жестах, позах и движениях.

Для детей младшего школьного возраста игровая деятельность является достаточно актуальной. Поэтому предложенный им тренинг будет естественной формой его существования и развития. Тренинг помогает детям раскрыть свои возможности и не потерять себя в процессе взросления, сохранить наивность и искренность, чистоту и совершенство младенчества, постигая этот мир через любовь. Поэтому главные цели тренинга можно было бы определить следующим образом: возвращение человека к себе, к своей творческой природе через освобождение физического и психического, раскрытие и развитие духовного потенциала. Основой предлагаемого психофизического тренинга является система К. С. Станиславского, система элементов единого психофизического процесса, т. е. действие. Таким образом, содержанием психофизического тренинга будут элементы актерских способностей: внимание, воображение, общение, мышечная свобода, эмоциональная память, волевой сценический жест, выразительность, эмоциональность.

Тренинг должен помочь ребёнку вернуться вовнутрь себя, научиться раскрепощаться, не бояться раскрыть перед зрителем свою душу и показать свой внутренний мир, своё восприятие в движении и эмоциях.

Основные составляющие театрального тренинга:

1.Обеспечение преемственности содержания работ с детьми разного возраста, от предыдущей возрастной ступени к настоящей и последующей.

2.Обеспечение взаимосвязи между содержанием работы различных педагогов (хореографа, режиссёра, музыкального руководителя) и внутренних связей о различных видах деятельности, то есть обеспечение интеграции.

3. «Глубина» всего процесса, а на «педагогическом» языке – развитие внутренних психических процессов у детей в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями каждого ребёнка.

Существуют определённые условия развития актерских способностей в процессе применения театрального тренинга.

Главным условием является пробуждение адаптационного рефлекса. Хорошо известно, что ученики невольно ориентируются на требования педагога, и если он постоянно требует самостоятельного поиска и творческого решения, то ученики подстраиваются под него. Такая установка создаётся, когда перед учениками систематически ставится конкретная цель и задача для самостоятельного поиска в овладении специальными навыками или при решении определённой творческой задачи. Такие требования выдвигали все великие педагоги и формировали творческих учеников.

Следующим условием является сочетание и одновременное развитие актёрских и физических навыков – овладение актёрскими операциями с отработкой выразительных средств хореографического искусства.

Не менее важным условием формирования актерских способностей является принцип дифференциации и интеграции. Сам процесс, построенный на нестандартном соединении разных элементов, не может быть построен на готовых, жёстко образованных формах. Поэтому актерские способности необходимо строить на развитии обслуживающих его качеств, психических процессов – восприятии, памяти, мышлении воображении. В каждом упражнении театрального тренинга ведущими являются разные качества психических процессов. Сам тренинг направлен как на развитие у детей различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика), так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Существует несколько требований к проведению театрального тренинга.

Во-первых, действие всегда должно быть личностным. Оно не может совершаться само по себе, либо от имени кого-то. Действую всегда «Я». Это важное условие тренинга. «Я» ловлю хлопок. «Я» занимаю пространство. «Я» пробиваюсь ростком к солнцу сквозь поляну земли, «Я» освобождаюсь ото льда и т.д. Почти любое упражнение театрального тренинга начинается с прислушивания к себе, к биению своего сердца, как к камертону правды. Если человек не научился слышать себя, разве сможет он услышать другого? Если не полюбил себя таким, какой он есть, разве сможет он принять и полюбить другого, принять и полюбить окружающий мир таким, какой он есть? В каждом ребенке заключена вся вселенная, вся материя, пространство и время, они свёрнутые в одну точку высшего божественного «Я».

Все сущее развернулось из этой точки и вернётся в нее. Тренинг начинается с точки - с истины высшего порядка, где нет ничего - и есть все. Каждый ребенок неповторим и индивидуален, обогащая тем самым заключенную в нем вселенную, частью которой является он сам. Принципы действия, закономерности и основы едины, индивидуальна логика действия, логика развития, обеспечивающая прекрасно бесконечное многообразие форм проявления единой сути.

Во-вторых, действие всегда целенаправленно. Без цели не может быть действия. Часто цель не осознаётся, но это не значит, что ее нет. Глобальная цель, заложенная природой, не достижима напрямую. Она дробится на более мелкие для каждой группы, региона, отдельного индивида. А уже на личностном уровне осознанная или неосознаваемая, дробится на миллиарды мелких и мельчайших целей. Движение к главной цели встречает на пути множество препятствий, требующих преодоления, Вся жизнь состоит из конфликтов, разрешающихся в события. Эти события и есть ступени той лестницы, ведущей к главной цели, без них не может быть поступательного движения. Без этих ступеней невозможно преодолеть бездонную пропасть между собой сегодняшним и конечной точкой.

Личностно значимая цель как раз и содержит в себе объект воздействия и планируемое событие, в которое должно разрешиться противодействие с данным объектом. Изнутри мы воспринимаем действие как воздействие, мы добиваемся своего запланированного результата. Но если приподняться над ситуацией, то можно без труда заметить, что любое действие в большей или меньшей степени, в той или иной форме встречает противодействие со стороны объекта независимо от того, предмет ли это, другой человек или даже сам действующий. В процессе этого противодействия и достигается результат. Не всегда планируемый, но как раз необходимость корректировки результата и порождает новую цель и новое действие. Таким образом, целенаправленность и результативность это два важных фактора поступательного движения вперед, обеспечивающих подлинность действия.

В-третьих, все упражнения тренинга проводятся по принципу - “здесь, сейчас и впервые”.«Нельзя дважды войти в одну реку». В жизни мы и окружающие нас обстоятельства беспрестанно меняемся, и, действуя спонтанно, мы все делаем здесь, сейчас и впервые, даже если какие-то ситуации и кажутся нам похожими, но мы их проживаем заново, по-новому действие же, которое становится привычным, перестает быть действием, и переходит в разряд автоматизированных движений, привычек.

Система упражнений построена так, что участник тренинга идет от не нереального - к реальному, от неведомого к узнаваемому, от простого к сложному, постепенно, посильно, радостно.

Многие приемы направлены на создание ансамбля. Тренинг помогает ребенку научиться адекватно оценивать себя и свои возможности, встраиваться в коллектив, определяя то место, ту роль, которая присуща только ему. В жизни мы часто претендуем на чужое место или недооцениваем себя и уходим в тень. В коллективной работе, а таких этюдов в тренинге достаточно, каждый несет свою меру ответственности и от каждого зависит коллективный результат. Это не значит, что один отвечает за всех и поучает, что и как делать. В этом случае ничего, кроме вранья и свары, не выйдет, найдется еще с десяток тех, кто знает, как и что делать, и мнения будут разными, и все будут правы, а единого творческого результата не будет. Творец на площадке один. Он вне упражнения. Но он руководит впрямую, он лишь задает предлагаемые обстоятельства, а участники тренинга, если они действуют в предлагаемых обстоятельствах, но в своей индивидуальной логике, подчиняясь внутренним единым законам, неизбежно становятся не только материалом творчества, но и сотворцами.

Принципы организации самого тренинга:

Радостно. Радость - это ведущая творческая эмоция. Человек рожден для радости и любви. А Человек, Творящий, способен приумножать радость и любовь в мире.

Посильно. Каждый ребенок может творить сегодня на своем собственном уровне, в соответствии со своими сегодняшними возможностями, но важно отдавать творчеству всего себя, т. е. творить на пределе возможностей и еще чуть-чуть. Только такая работа обеспечивает шаг вперед, создавая новые возможности и открывая пространство для следующего шага. Это и означает — «посильно», т. е. по силам, не больше, но и не меньше.

Постепенно. В освоении упражнений тренинга нельзя спешить. Нельзя подгонять участников, но и не стоит их искусственно тормозить. Причем, чем меньше возраст участников тренинга, тем медленнее проводится, тем тщательнее прорабатывается каждая ступень. Нельзя пропускать ступени или перескакивать. Движение, от первого занятия до финала должно быть поступательным. Каждая неосвоенная ступень, непроработанный элемент обернется потом в работе срывом, фальшью, штампами, жестоко отомстит на сцене.

Проведение театрального тренинга способствует:

- развитию произвольных познавательных процессов. В ходе тренинга удалось добиться концентрации внимания, сосредоточенности; дети научились использовать и давать волю своему воображению, фантазии.

- освобождению от мышечных зажимов, что позволило детям познать своё тело, его возможности и свободно им управлять.

- освобождению от психологических зажимов, зажатости, стеснения, боязни выразить своё творчество в движении.

- формированию сплочённого творческого коллектива, где преобладает радость за успех других, взаимопомощь, понимание, взаимовыручка, поддержка и коллективное творчество.

-развитию эмоциональности и выразительности движений

-развитию мимики

Глава 3.Входная диагностика актерских способностей детей

При работе с театральным тренингом необходимо выявить, на каком уровне находятся актёрские способности детей. Для этого нами была использована входящая диагностика, состоящая из комплекса заданий, упражнений, этюдов.

Основные критерии диагностики включают мышление (дивергентное и конвергентное, беглость, гибкость, оригинальность), воображение (воссоздающее и творческое), фантазию, интеллектуальную инициативу, творческое самочувствие (интеллектуальное и эмоциональное).

Сущностными характеристиками выделенных показателей стали:

1) оригинальность мышления, своеобразие, необычность видения, образная гибкость;

2) точность, глубина и масштабность мысли, отказ от стереотипов и шаблонов;

3) легкость и точность в исполнении ассоциаций и воспроизведении действий;

В ходе проведения диагностики, направленной на выявление уровня актёрских способностей детей, обращалось внимание на такие проявления детей, которые можно увидеть и зафиксировать с тем, чтобы осознанно отнестись к дальнейшей коррекции развития актерских способностей детей в хореографической деятельности.

Итак, в процессе диагностирования и совместной деятельности с ребёнком обращалось внимание на внутренние и внешние действия.

Внутренние действия:

-уровень развития произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, фантазии;

-отношение к самому себе (самоуважение, чувство собственного достоинства, либо, комплексы, зажатость, внутренние зажимы).

-способность придумать образ, сочинить сюжет для него и т.д. (отмечались оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи, пластики);

Внешние действия:

-эмоциональность и выразительность исполнения (в движении);

-умение выразить свое понимание характера персонажа (в движении, речи);

- свобода движения (отсутствие мышечных зажимов);

- мимика;

Определить уровень сформированности актерских способностей детей и зафиксировать оценку выявленных параметров не просто. В нашем случае достаточно внимательного, заинтересованного наблюдения. Для этого мы выделили следующие показатели (таблица 1).

А полученные результаты заносить в таблицу 2, где определяются в баллах: 1, 2, 3.

1 балл – низкий уровень; 2 балла – средний и 3 балла – достаточный уровень.

Содержание первого вида упражнений строится на выявлении одной из важнейших составляющих пластики исполнителя на сцене, пластической характеристики образа, психофизического самочувствия исполнителя на сцене – мышечном тонусе.

Именно телесная свобода, которая влечет к выполнению правдивого целеустремленного движения, говорит о характерности движения танцора.

Таблица 1- Уровни сформированности актерских способностей

1 уровень - низкий 2 уровень – средний 3 уровень – высокий
Параметр «Образность»- характеризуется «заземлённостью» образов, бедность ассоциаций, отсутствием творческого поиска в показе, шаблонность представлений. Параметр «Импровизационность»- наблюдается зажатость, мышечные зажимы. Параметр «Оригинальности» -Учащиеся выполняют задание, прибегнув к помощи учителя без добавления элементов творчества. Параметр «Образность»- отличаются оригинальностью мыслительной деятельности, яркой образностью содержания представлений. Параметр «Импровизационность» и «Оригинальности», - наблюдается мышечная и внутренняя свобода, учащиеся выполняют работу, добавляя элементы творчества без помощи, подсказки учителя. Параметр «Образность»- характеризуется гибкостью, эмоциональной насыщенностью образного содержания. Параметр «Импровизационность» и «Оригинальности» -учащиеся выполняют задания самостоятельно, выразительно, эмоционально, преобладает мышечная и внутренняя свобода, присутствуют элементы творчества.

Таблица 2 - Уровень сформированности актерских способностей группы

Ф.И. учащихся

Критерии сформированности уровня актерских способностей.

Внешние действия Внутренние действия Уровень
       

Мышечный тонус определяется степенью готовности мышц к включению в работу, к осуществлению действия.

В данном упражнении перед ребенком стояла задача создать этюд с такими предлагаемыми обстоятельствами, при которых ощущение мышечного тонуса является определяющим в достижении необходимого психофизического самочувствия.

Начальный этап состоит из упражнений – этюдов по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах». Задание заключается в том, чтобы ребенок, воображая себе различные предлагаемые обстоятельства, наживая необходимое самочувствие, сообщал мышечному аппарату те реакции, ту степень готовности к действию, которая свойственна тому или иному тонусу.

Психофизическое самочувствие определяется следующими обстоятельствами, которые были предложены детям:

Игра «Лес» (условия игры представлены в приложении внешние действия: Развитие артистической смелости и элементов характерности).

В данном упражнении одним из основных средств мышечного тонуса является определенное изменение в работе мышечного аппарата. Далее ученикам предлагается придумать свои этюды, где работа мышечного аппарата проявлялась бы самым различным образом. В данном этюде обращалось внимание не только на пластическую характеристику образа, но и на то насколько творчески ребенок подошел к заданию, также на уровень развития его познавательных процессов (внимание, воображение), т.к. правильное выполнение упражнения требует повышенного постоянного сосредоточения внимания на всем мышечном аппарате.

Еще одно подобное упражнение – это этюды на выразительность. Необходимо выполнить отдельные движения ( поскок, плие, жете…). Не просто физически их воспроизводя, а в каждом отдельном случае стараться выразить определенное состояние, эмоции и переживания человека.

Все движения, комбинации и позы надо исполнить:

 

Нежно Гордо Торжествующе
Грубо Удивленно Застенчиво
Хитро Гневно Ревниво
Радостно Властно Отчаянно
Влюбленно Страстно Вызывающе
ненавидяще Угрожающе Высмеивающе

Пока можно ограничиться простейшими из них, но в дальнейшем стремиться к созданию конкретного характера.

Следующий вид упражнений направлен на раскрытие внешнегодействия - раскрытие образа самого себя. Образ себя – это то, как ребенок относится к себе, сумма его мыслей и чувств. Позитивные мысли и чувства создают чувство самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации процесса общения.

Затем детям предлагается рассказать о своем «Я». Также для облегчения рассказа о своем «Я» детям предлагается ряд вопросов: Кто ты? Твое имя? Какой (ая) ты? Что ты больше всего любишь делать? Тебе стыдно своего «Я», когда оно начинает капризничать, упрямиться? В чем причина? Ты скрываешь от всех свои любимые дела, умение делать что-то интересное? Какие у твоего «Я» есть достоинства?

Данный вид упражнений позволяет выявить отношение ребенка к самому себе, с их помощью можно определить общительных, активных, инициативных ребят и детей с психологическими зажимами, различными комплексами, стеснительных.

Далее детям предлагается еще одно подобное упражнение под названием «Показать части тела» (условия игры представлены в приложении внешние действие:Этюды на выразительность жеста).

Следующим этапом входной диагностики, является выявление уровня развития произвольных познавательных процессов, которые необходимы танцору при изучении композиций. Невнимательная группа разрушит все занятие, какие бы увлекательные упражнения им ни предлагались.

Это упражнение позволяет определить уровень подлинности, действенности и устойчивости внимания ребят.

Игры на внимание

Кто летает?, Слушай хлопок! (условия игры представлены в приложении внутренние действия: Развитие творческих навыков мышечного внимания).

И завершающим этапом входной диагностики является определениеуровня образности и оригинальности при выполнении задаваемых упражнений. Принимается во внимание гибкость, эмоциональная насыщенность образного содержания; как учащиеся выполняют задания самостоятельно, выразительно, эмоционально, преобладает мышечная и внутренняя свобода, присутствуют элементы творчества.

Игра «Перевернутый ящик» (условия игры в приложении внутренние действия: Игры на воображение и фантазию).

Определить уровень сформированности актерских способностей детей и зафиксировать оценку выявленных параметров не просто. В нашем случае было достаточно внимательного, заинтересованного наблюдения. Для этого мы выделили следующие показатели (см. таблица 1 Уровни сформированности актерских способностей).

Учитывая результаты, полученные в ходе диагностики и, определив уровень развития актерские способности детей, на занятиях применяется разработанный и систематизированный комплекс упражнений, направленных на развитие актерских способностей – театральный тренинг.

Глава 4. Апробирование театрального тренинга в процессе хореографической деятельности

При апробировании данного тренинга применяются следующие принципы:

Принцип психологической комфортности. Это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

Принцип творчества (креативности). Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Принцип целостного представления о мире. Как отмечают авторы концепции, принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционном подходе, но гораздо глубже его. Здесь речь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении ребенка к полученным знаниям, а также об умении их применять в своей практической деятельности».

Принцип вариативности. Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор – от товаров и услуг до друзей и жизненного пути. Данный принцип предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип развивает не только творческое, изобретательское мышление у детей и педагога, но и тренирует способность спокойно, философски относиться к тупиковым ситуациям, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает. Кроме того, этот принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.

Принцип минимакса. Данный принцип позволяет учесть индивидуальны



2019-11-13 331 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по развитию актерских способностей детей младшего школьного возраста в процессе хореографической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации по развитию актерских способностей детей младшего школьного возраста в процессе хореографической деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.038 сек.)