Доход и прибыль фирмы. Правило максимизации прибыли.
Главная цель фирмы – максимизация прибыли. В процессе производственной деятельности фирма получает доход от реализации продукции и несет затраты (издержки) на ее производство. В связи с тем, что издержки с увеличением объема производства вначале уменьшаются, а затем возрастают (рис.10), необходимо определять объем производства, который позволяет фирме получать максимальную прибыль. Доход (R) различают совокупный, средний и предельный. Совокупный (общий, валовой) (TR) – это сумма, полученная фирмой от продаж, определяется как произведение цены продукта (Р) на объем продаж (Q): TR = Р · Q (15) Средний доход (АR) – это доход от реализации единицы продукции. (16) Для покупателя это является ценой продукта. Предельный доход (MR) – это дополнительный доход, приносимый последний проданной единицей продукции (∆Q=1) (17) Прибыль (П) – это разность между общим доходом и издержками производства. Различают: общую прибыль – на весь объем реализованной продукции: Побщ = TR – ТС (18) Предельную прибыль – на каждую дополнительную единицу продукции: (19) Прибыль фирмы может быть положительный (TR>TC), нулевой (TR=TC), и отрицательной (TR<TC) в зависимости от того, как соотносятся доход и издержки при разных объемах выпуска. Динамика прибыли представлена на рисунке 14. На первой стадии производства от 0 до QВ, когда переменные факторы только начинают накапливаться, а постоянные издержки составляют основную долю затрат, фирма несет убытки (участок АВ кривой, рисунок 14). При дальнейшем увеличении объема производства от QВ до QC фирма не только возмещает издержки связанные с приобретением факторов производства, но и увеличивает размер прибыли (участок ВС) до максимального размера (т.С). При дальнейшем увеличении объема производства продукции издержки превышают доход и уменьшают прибыль (участок CD), которая может стать отрицательной, т.е. предприятие несет убытки.
Максимизация прибыли. В условиях совершенной конкуренции фирма не может повлиять на цену реализуемого на рынке продукта и предлагает любое его количество по одинаковой цене Р. При этом увеличение реализации продукта на каждую дополнительную единицу – предельный доход МR, будет равен цене Р. Вместе с тем цена Р равна величине среднего дохода фирмы, т.е. Р=АR. Графически эти условия представлены на рисунке 15. В условиях совершенной конкуренции фирма может выбирать только оптимальный объем продажи, который обеспечит наибольшую прибыль.
Для определения максимальной прибыли может применяться два подхода. 10.1. Прибыль находится как разница совокупного дохода TR и совокупных издержек ТС, т.е. условие, когдаTR – ТС = Пмах. Если TR>TC – прибыль увеличивается, и объем производства целесообразно увеличивать. Если TR<TC – прибыль уменьшается, выпуск продукции целесообразно сокращать. Оптимальным будет значение объема Q, когда TR=TC. 10.2. Сравнение предельного дохода МR и предельных издержек МС. Метод по существу разновидность первого, с учетом того, что
(6.11) Из математики известно, что функция (прибыль) достигает своего максимума (Пмах), когда ее первая производная равна нулю: (20) т.е. MR = MC. Таким образом, прибыль достигает максимального значения при условии, что предельный доход, равный цене (Р=МR), равен предельным издержкам производства (МС). Графически это условие отражено на рисунке 16. точкой С пересечения графика МС и линии Р=МR, касательной к графику АТС. Точка С соответствует минимальным издержкам на единицу продукции (АТСmin)
В условиях конкуренции рыночный спрос и цена на продукт может снизиться и как следствие, фирма вынуждена будет снизить цену. В этом случае целесообразность продолжения деятельности фирмы будет зависеть от величины снижения цены на продукт: – если Р=MR меньше средних общих издержек АТС (т.С), но больше средних переменных AVC (т.А), т.е. AVC<Р<АТС фирма несет убытки, но ей целесообразно в краткосрочном периоде продолжить работу. В этом случае фирма покрывает средние постоянные издержки AFC и часть средних переменных издержек AVC (рис.17), т.е. она имеет возможность приобретать факторы
– если цена продукта понизится до равного минимальному значению средних переменных издержек, т.е. Р = AVCmin (т.А) на рисунке 18, фирме целесообразно прекратить деятельность, т.к. она покрывает затраты только в размере средних постоянных издержек AFC, т.е. она не имеет возможности приобретать ресурсы. Если Р1 <AVCmin (т.А), то потери превышают издержки AFC. Например, периодически, особенно в периоды кризиса, авиакомпании информируют о понесенных значительных убытках. Тем не менее, они продолжают работать (продают билеты, перевозят пассажиров и грузы). Если рейсы приносят убытки, почему авиакомпания не прекращает перевозки? До тех пор пока общий доход авиарейса превышает переменные затраты AVC (на авиатопливо, аэропортовые и аэронавигационные услуги, заработную плату авиаперсоналу и др.) авиакомпании имеет смысл продолжать работу, покрывая AFC и часть AVC. Если эти издержки не покрываются совокупным (общим) доходом (рисунок 17), то авиакомпания вынуждена объявлять себя банкротом, предпринимаются меры по ее реструктуризации. Таким образом, условия работы фирмы в краткосрочном периоде: – фирма получает максимальную прибыль если Р = АТСmin (т.С рис.16); – продолжает работать, но временно несет убытки, если МR>AVC, т.е. Р>AVC (т.В рис.17); – условие прекращения деятельности Р≤AVCmin (т.А рис.18).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Понятие полезности и степени ее напряженности. 2. В чем суть различия между общей и предельной полезностью потребляемых благ? 3. Сформулировать правило максимизации полезности. 4. Экономическая сещность кривой безразличия? 5. Что означает точки на бюджетной линии? 6. В чем заключается сущность равновесия потребителя? 7.Понятие издержек производства. 8.Структура издержек производства, содержание бухгалтерских экономических издержек. 9.Признаки краткосрочного периода. 10.Виды издержек в краткосрочном периоде. 11.Сущность, вид средних издержек. 12.В чем различие понятий средние постоянные и средние переменные издержки. 13.Понятие и экономический смысл предельных издержек. 14.Какова зависимость между предельными МС и средними издержками (AVC и АТС). 15.Что означает эффективный масштаб производства. 16.Признак долговременного периода производства. 17.Как формируется график долгосрочных средних издержек LATC? 18.Что означают понятия «эффект масштаба производства положительный, отрицательный, постоянный»? 19.Сущность общего (совокупного, валового), среднего и предельного доходов? 20.В чем различие понятий средний доход и цена продукта. 21.Дать определение прибыли производства, условия ее положительного и отрицательного значений. 22.Условия установления цены при совершенной конкуренции на рынке. 23.Соотношение цены Р, средних издержек и предельного дохода в условиях совершенной конкуренции. Объяснить это условие. 24.Условие максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции. 25.При каком условии фирма несет убытки при производстве. 26.До какого предела фирме имеет смысл продолжать производство при наличии убытков. Пояснить.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (592)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |