Объяснительно-иллюстративные
Требования к уроку
1. Дидактические требования к современному уроку:
- четкое формулирование триединой дидактической цели (образовательной, развивающей и воспитательной);
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;
- прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний и сформированности компетенций, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
-выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность обучающихся в процессе учения;
-реализация на уроке всех дидактических принципов;(ДЗ) -создание условий успешного учения обучающихся.
2 Психологические требования к уроку: Психологическая (развивающая) цель урока:
-проектирование развития обучающихся в пределах изучения конкретной учебной дисциплины;
-учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
-применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
3 Гигиенические требования к уроку:
1.температурный режим: плюс15 -18°С, относительная влажность: 30 - 60%; 2.физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); 3.освещение 300-500 Люкс; 4.предупреждение утомления и переутомления;
5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
6.своевременное и качественное проведение физкультминуток; 7.соблюдение правильной рабочей позы учащегося; 8. соответствие классной мебели росту обучающихся.
4 Требования к технике проведения урока:
1. урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и обучающихся завершенными;
3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и обучающихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4. должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5. по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6. преподаватель должен обеспечить активное учение каждого обучающегося.
Методические основы современного урока (методы обучения)
Методы обучения-это основные виды деятельности учителя иученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и компетенций, необходимых для решения учебно-практических задач.
Сущность метода-заключается в организуемом способе познавательнойдеятельности обучающегося, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
Система методов-это не простой набор методов и приемов,а такаяих совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания обучающимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.
Прием -это деталь метода,отдельные его операции(практические имыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной задачи.
Общие принципы выбора стратегий для занятия
1. Помните, что выбор методов и стратегий осуществляется исходя из целей и задач занятия.
2. Не выбирайте «стратегию ради стратегии».
3. Удачно подобранный метод – это такой метод, который поможет реализовать практически все намеченные цели и задачи учебного занятия.
4. Удачная стратегия – это такая стратегия, которая обладает научностью, способствует развитию мышления учащихся.
5. Проводите урок согласно намеченному плану по выбранной стратегии. В случае непредвиденных обстоятельств умейте перестроиться на ходу.
6. Будьте очень внимательны во время урока, отслеживайте каждый его этап. 7. Подготовьте необходимый для занятия наглядный материал.
Рекомендации к выбору методов и стратегий
Все методические приемы и стратегии обучения/учения условно можно разделить на несколько классов:
1. Объяснительно-иллюстративные 2. Репродуктивные 3. Проблемные 4. Частично-поисковые
5. Эвристические 6. Исследовательские
Таблица - Классификация групп методов
Объяснительно-иллюстративные | ||||||||||||
1. Демонстрация | Учитель демонстрирует учебный материал | |||||||||||
учителем | При помощи рисунков, схем, графиков, | |||||||||||
наглядного материала, | эксперимента. Его рассказ сопровождается | |||||||||||
сопровождающаяся | объяснением учебного материала, отдельных, | |||||||||||
рассказом. | наиболее трудных (с точки зрения учителя) | |||||||||||
2. Показ диафильмов, | моментов. | |||||||||||
слайдов, с объяснением. | Обучающиеся, чаще всего, остаются пассивными |
3. Работа со схемами, наблюдателями. Иногда могут задаваться вопросы,
опорными плакатами. совместно (но не всегда глубоко) обсуждаться
4. | Демонстрационный | проблемы, касающиеся понимания материала. |
эксперимент с | При использовании этих методов задействованы в | |
объяснением. | основном низшие уровни мышления: | |
знание, понимание, применение. | ||
Репродуктивные | ||
1. | Чтение традиционной | Учитель является передатчиком (транслятором) |
лекции; | информации. | |
2. | Сообщение блока | Обучающиеся - её пассивными потребителями. |
информации; | Работа нацелена только на воспроизводство | |
3. | Опрос обучающихся, | информации. |
требующий только | Работает память. | |
воспроизведения учебного | Задействованы низшие уровни мышления: | |
материала; | знание, понимание. | |
4. | Заучивание и пересказ | |
обучающимися учебного | Мотивация обучающихся отсутствует. | |
материала | ||
5. | Традиционные тесты с | |
фактологическими | ||
вопросами | ||
| ||
Проблемные | ||
1. | Самостоятельное | Роль учителя меняется. |
решение | Учитель становится направляющим, | |
проблемы обучающимися. | организатором самостоятельной работы учащихся. | |
2. | Действия | Для качественной организации учебного процесса от |
учителя, | учителя требуется знание механизмов и | |
направленные на | законов мышления, умение составлять проблемные | |
активизацию | задания. Обучающиеся в максимальной степени | |
мышления обучающихся | самостоятельны, несут ответственность за результаты | |
для решения проблемы. | собственного учения. | |
3. | Индивидуальные или | Перед обучающимися постоянно ставятся учебные |
групповые карточки с | проблемы, которые им необходимо самостоятельно | |
проблемным заданием | решать. | |
4. Тесты с открытыми вопросами
| Мотивация может быть достаточно высокой. | |
Частично-поисковые
1. Задания учителя , Поиск части информации ведется самими
предполагающие обучающимися.
самостоятельный поиск | Основной источник информации – учитель. |
обучающимися части | Деятельность учителя направлена именно на |
информации | то, чтобы часть учебной деятельности выполнял он |
2. Решение части | сам, а часть обучающиеся. |
проблемы | Уровень мышления находится на средней черте. |
Мотивация средняя. | |
Эвристические |
1. Построение (изучение) Обучающиеся самостоятельно ведут поиск
теории после получения | путей решения проблемы. Учитель играет роль |
опыта из практики | координатора, фасилитатора. |
2. Изготовление учебного | Ориентация деятельности на практику. Теория |
оборудования и | выстраивается либо изучается после получения |
объяснение | практического опыта, посредством чего приходит |
Принципа его работы; | наиболее глубокое понимание её сути, значения и |
следствий. | |
Активизируются высшие уровнимышления по | |
Б.Блуму: анализ, синтез, оценка. | |
Мотивация достаточно высокая, исходит от | |
преподавателя. | |
Исследовательские | |
1. Выполнение учебных | Учитель совместно с обучающимися организует |
проектов; | проектную деятельность по исследованию проблемы. |
2. Самостоятельный | Работа учителя и учащихся направлена на |
поиск | развитие целого спектра умений, мыслительных |
информации и | способностей высокого порядка:применение, анализ, |
перестройка | синтез, оценка. |
её с целью получения | Мотивация обучающихся высокая, исходит от них |
знаний. | самих. |
Цели уроков
Общие цели урока (образовательная,развивающая, воспитательная) должны быть детализированы задачами этапов урока. В цели необходимо проектировать деятельность учителя и обучающихся.
При этом важно обеспечить ее понимание и принятие обучающимися как собственной, значимой для себя.
Предметные (образовательные) цели:
-оказание помощи обучающимся целостно представить проект изучения новый темы – «мыслеобраз» результата;
-формирование у обучающихся совместного с учителем планирования при изучения новой темы;
-организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов, положений и др., способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);
-закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п., умений (перечисляются предметные умения), компетенций;
- создание условий для применения обучающимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;
-формирование у обучающихся компетенций для самостоятельного применения в различных ситуациях;
-организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы;
-обеспечение проверки и оценки знаний и способов действий обучающихся по теме;
-организация деятельности обучающихся по коррекции знаний и способов действий.
Развивающие цели.
Группы целей
Формулировка цели
Развивающих
ориентированные на
-актуализация личностного смысла обучающихся к
развитие
личностно-
изучению темы;
смыслового
отношения
- создание условий обучающимся в осознании
обучающихся
социальной, практической и личностной значимости
изучаемому предмету
учебного материала для формирования компетенций
ориентированные на
- оказание содействия осознанию обучающимися
развитие
ценностных
ценности изучаемого предмета;
отношений обучающихся к
- оказание помощи обучающимися в осознании
окружающей
ценности совместной деятельности.
действительности
связанные
- создание содержательных и организационных
развитием у обучающихся
условия для развития у обучающихся умения
интеллектуальной
анализировать познавательный объект (текст,
культуры
определение понятия, задачу и др.);
-развитие у обучающихся умений сравнивать
познаваемые объекты;
-развитие у обучающихся
умений выделять главное
в познаваемом объекте (определении понятия,
правиле, задаче, законе и др.);
-обеспечить развитие у обучающихся умений
классифицировать познаваемые объекты и др.
ориентированные на
-развитие у обучающихся умений использовать
развитие у обучающихся
научные методы познания (наблюдение, гипотеза,
исследовательской
культуры
формулировать проблему, предлагать пути её
Воспитательные цели.
Группы целей |
Формулировка цели | ||||||||
Воспитывающих | |||||||||
цели, | связанные | с | -развитие у обучающихся умений ставить цель и | ||||||
развитием у обучающихся | планировать свою деятельность для её достижения; | ||||||||
культуры самоуправления | -создать условия для развития у обучающихся | ||||||||
учебной деятельностью | умения работать в рамках отведенного времени; | ||||||||
-формирование | у | обучающихся | умений | ||||||
осуществлять | самоконтроль, | самооценку | и | ||||||
самокоррекцию учебной деятельности. | |||||||||
цели, | ориентированные на | -формирование | у | обучающихся | умения | ||||
развитие информационной | структурировать информацию; | ||||||||
культуры обучающихся | -развитие у обучающихся умений составлять простой | ||||||||
и сложный планы. | |||||||||
цели, | ориентированные на | - формирование у обучающихся умений общаться; | |||||||
развитие | -развитие у обучающихся монологической и | ||||||||
коммуникативной | диалогической речи. | ||||||||
культуры обучающихся | |||||||||
цели, | связанные | с | -развитие у обучающихся умений "приостановить" | ||||||
развитием у обучающихся | свою деятельность для её промежуточной оценки; | ||||||||
рефлексивной культуры | -развитие у обучающихся умения выделять узловые | ||||||||
моменты своей или чужой деятельности как целого; | |||||||||
-развитие у обучающихся умения отстраниться, | |||||||||
занять любую из возможных позиций по отношению | |||||||||
к своей деятельности, ситуации взаимодействия; | |||||||||
-развитие у обучающихся умения объективировать | |||||||||
деятельности, | т.е. | переводить | с | языка | |||||
непосредственных впечатлений и представлений на | |||||||||
язык общих положений, принципов, схем и т.п. |
На уроке обязательно есть ведущая цель.
Содержание учебного материала и средства обучения
Содержание учебного материала подбирается учителем в соответствии
с темой урока и его целью, оно должно соответствовать Федеральному государственному стандарту и требованиям Профессионального стандарта
с ( для профессиональных модулей).
В содержании реализуются идеи гуманизации, связи с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом.
Содержание отражает дифференциацию знаний с целью формирования единой научной картины мира.
Учитель выделяет важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности, главное, существенное в содержании обучения.
Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным.
Учителю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.
Средство обучения-это идеальный или материальный объект,который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.
Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга.
Идеальные средства обучения –это те усвоенные ране знания и умения,которые используют учитель и учащиеся для усвоения новых знаний. Идеальные средства- с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.
Материальные средства обучения –это физические объекты,которыеиспользуют учитель и ученик для детализированного обучения. Материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний;
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
1.Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
2.Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.) Их целесообразно применять как дополнительное средство наряду с натуральными предметами и их моделями.
3.Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).
2019-11-13 | 178 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Объяснительно-иллюстративные |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы