Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кому принадлежат эти слова



2019-11-13 1174 Обсуждений (0)
Кому принадлежат эти слова 0.00 из 5.00 0 оценок




Анастасии Прокопьевне Копыловой

Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе.

            Начало произведения

Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после.
Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр.

                                                                 (Распутин В. Уроки французского)

Персонажи:

Главный герой, 11 лет, закончил 4 класса в деревне, приехал 31 августа 1948 в райцентр, учится в 5 классе

Лидия Михайловна, учитель французского языка и классный руководитель, около 25 лет, родина Кубань.  Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.

 Дядя Ваня, шофёр полуторки

Тетя Надя, квартирная хозяйка, у нее трое детей.

 Федька, сын тёти Нади

Вадик, «хозяин» игры в «чику», учится в 7 классе, Рослый и крепкий с длинной рыжей челкой

 Птаха, тень Вадика, остался на второй год в 5 классе

Тишкин – Суетливый, с моргающими глазёнками, любит на уроках поднимать руку. 

Василий Андреевич, директор школы, 20 лет работает, Что тебя побудило заниматься этим грязным дело?

 

Описание персонажа

1. Е й тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости.   

2. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке - мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность.                                              

3.         Она … имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания … О н а  снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят.

4.  «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание. . . Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?»

5. От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное - от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночества: один - потому что здесь, а не дома, не в деревне, там у меня товарищей много.

6.   …Тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.

7. Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз.

8. Рослый и крепкий, заметный своей силой и властью, парень с длинной рыжей челкой. Я вспомнил: он ходил в седьмой класс.

9. Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал…

10. Наверное, все понимали, что он хитрит, но сказать ему об этом никто не смел. Правда, и играл он хорошо. Подходя к камню, чуть приседал, прищурившись, наводил шайбу на цель и неторопливо, плавно выпрямлялся - шайба выскальзывала из его руки и летела туда, куда он метил. Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.

11. «Суетливый, с моргающими глазёнками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку.  Знает, не знает - все равно тянет.  Вызовут – молчит».

12. За н и м , как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу . . . В школе я е г о до этого не встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс. Оказывается, остался в пятом на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы.       

13.  «О н был в шапке с подвернутыми ушами, сидящей, как и все на нем, беззаботно и смело, в клетчатой, навыпуск рубахе с короткими рукавами».

Кому принадлежат эти слова

1. « Не спорь, пожалуйста, со мной, я знаю . . . Почему я не могу тебе помочь единственный раз в жизни? . . . Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя.            

2. Иной paз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому.

3. Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре.

4. А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу.

5. Что ж, давайте … по-настоящему, … если хотите. Мне-то что - не я первый начал. О н попервости на меня тоже ноль внимания, а потом опомнился, ... Научился там, научусь и здесь.                  

6. «Ну и что? Учительница - так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одергивать себя: то нельзя, это нельзя».               

7. «…И я продолжал тянуть свою французскую лямку. Впрочем, лямку ли? Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Наказание превращалось в удовольствие. Меня еще подстегивало самолюбие: не получалось - получится, и получится - не хуже, чем у самых лучших. Из другого я теста, что ли?»

 

Заморочки из бочки

1. Какое слово пропущено:«Заглянув в посылку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали    ...  Вот это да! Длинные желтые трубочки, уложенные одна к другой ровными рядами, вспыхнули на свету таким богатством, дороже которого для меня ничего не существовало»?         

2. Что было в посылке, которую подложила Лидия Михайловна?

3. Какое слово пропущено:«Я шпарил … на  манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями.»                                                                    

4. Когда главному герою на школу по почте пришла посылка с Кубани?

5.  «Их за войну у людей скопилось много, . . . , и тогда и х несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз».  О чём речь?                

6.  «А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость» Опишите одну из них.

7. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. Урожай чего ждали ребята?

8. Сколько детей было у тёти Нади в рассказе В. Распутина?

9. Каковы главные качества героя рассказа Распутина?

10. В каком произведении автор показывает суровые законы улицы, где нет места честности, где правит сила и сильный использует слабого в корыстных целях? Олицетворением этих законов являются здоровый семиклассник и второгодник. Назовите их имена.

11.   Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником?

12.   Почему герой рассказа учился не в своей деревенской школе?

13. Почему герою пришлось сразу повзрослеть?

14. Почему герой нарушает слово не играть на деньги?

15. Что присылала мама «из продуктов» герою рассказа Распутина В.?

16. Господи, что творится на белом свете!  . . . Светопреставление - не иначе. Я озирался, неизвестно чего пугаясь, и растерянно хлопал глазами. Что случилось?

17. Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?

18.  Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов? Каково было душевное состояние мальчика?

19. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня». Что случилось с мальчиком?

20.   Кто спрашивал провинившегося:  "Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?"

21. «Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи - так что слышал, наверное, весь поселок… Что мальчик крикнул?

22.  На что, по мнению Лидии Михайловны, ученик её класса тратил   деньги, которые выигрывал?  

23.  Он знал, что идёт на унижение, но в конце концов он не выдержал и спустился к ребятам на полянку. Назовите главную причину его поступка.

24. Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу. Откуда мне было знать… Что не знал герой?

25.  Кто здесь жил? «В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем - редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо».                                    

26. Кто, кромеЛидии Михайловны, обучал мальчишку французскому языку и

27.  «Всё здесь было для меня слишком неожиданным и необыкновенным, даже воздух, пропитанный легкими и незнакомыми запахами иной, чем я знал, жизни».  О каком месте говорит герой?

28. По мнению автора, девушки, изучающие французский или испанский язык, взрослеют раньше своих сверстниц, которые занимаются, скажем, … Продолжите.

29. Мне пришлось принять одно условие: Какое условие было в игре замеряшки? (поскольку рука у Лидии Михайловны больше и пальцы длиннее, она станет замерять большим и средним пальцами, а я, как и положено)

30. Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь…. Чем, по мнению героя, питалась Лидия Михайловна?

31. Правила игры в «чику»:

Разобраться в игре ничего не стоило. Каждый выкладывал на кон по десять копеек, стопку монет решками вверх опускали на площадку, ограниченную жирной чертой метрах в двух от кассы, а с другой стороны, от валуна, вросшего в землю и служившего упором для передней ноги, бросали круглую каменную шайбу. Бросать ее надо было с тем расчетом, чтобы она как можно ближе подкатилась к черте, но не вышла за нее, — тогда ты получал право первым разбивать кассу. Били всё той же шайбой, стараясь перевернуть. монеты на орла. Перевернул — твоя, бей дальше, нет — отдай это право следующему. Но важней всего считалось еще при броске накрыть шайбой монеты, и если хоть одна из них оказывалась на орле, вся касса без разговоров переходила в твой карман, и игра начиналась снова.

                  Вопросы по произведению

1. Кому посвящено произведение Валентина Распутина Уроки французского?

2. В каком году происходит действие рассказа Распутина В.?   

3.  В каком классе учился главный герой рассказа Распутина В.?

4. В каком году главный герой Распутина пошел в пятый класс?

5. Мать купила мне кирзовые сапоги, продав единственную нашу ценность.

6. Прозвище, данное герою в деревне.

7. Ценная бумага, по которой ее владелец ежегодно получает прибыль.

8. Добавка к картошке жителей деревни весной.

9. Шофер единственной в колхозе полуторки?

10. За сколько километров был райцентр от деревни в произведении Распутина Уроки французского?

11. На какой улице жил главный герой Распутина в райцентре?

12. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь главного героя произведения Распутина «Уроки французского»?

13. Какая река протекала рядом с деревней главного героя Распутина?

14. Сколько детей было в семье главного героя произведения Распутина Уроки французского?

15. С каким предметом школьной программы не ладил главный герой произведения Распутина Уроки французского?

16. Учительница французского?

17. Кто привозил хлеб и картошку из деревни?

18. Как часто герою привозили еду из деревни? 

19. Куда дядя Ваня возил осенью зерно? 

20. Сколько детей было у тети Нади?

21. Игра на деньги?

22. Кто предложил главному героя Распутина играть в «чику»?

23. Сколько денег проиграл герой в первый и во второй раз? 

24. Сколько стоила баночка молока?

25. Сколько денег посылала мать главному герою Распутина?

26. «Тень» Вадика в рассказе Распутина?

27. В каком классе учился Вадик из рассказе Распутина?

28. Директор районной школы из рассказе Распутина?

29. Сколько лет Лидии Михайловне?

30. Школьная уборщица в рассказе Распутина?

31. Куда пришла первая посылка?

32. Что бывает в деревне, что должно было бы быть в посылке?

33. Чирки что это?

34. Игра пристенок как по-другому называется?

35. Закончи предложение: Это не французский язык, а я и французский скоро….

36. Какое в жизни самое лучшее доказательство?

37. Родина Лидии Михайловны?

38. Как называлась игра, в которую герой повести В.Распутина играл с учительницей?

39. Чьи слова: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком»?                  

40. Когда и на какой улице шофер полуторки дядя Ваня выгрузил главного героя в райцентре, где ему предстояло жить?

41.  В каком году была написана повесть «Уроки французского»?  

42. Какое заболевание было у героя рассказа Распутина? 

43. Почему главному герою было наказано пить молоко?

44. Почему у главного героя рассказа Распутина не ладилось с французским? 

45. Куда уехала Лидия Михайловна в конце рассказа?                 

46.  Что было в посылке от Лидии Михайловны с Кубани?

47. Кому адресованы эти слова: «Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще...»                                            

48. Кто был классный руководитель в 5 пятом классе? 

49.  Через сколько дней после скандала уехала Лидия Михайловна?

50.  «Играла она шумно: вскрикивала, хлопала в ладоши, поддразнивала меня - одним словом, вела себя как обыкновенная девчонка». Кто?

51.   Как называлась игра, в которую на чистой и ровной небольшой поляне играли ребята?    

52.  Кто был «хозяином» игры в  «Чику»?                                                                                     

53.   Игра, которой обучила Лидия Михайловна своего ученика.

54. Имя шофёра, который привозил маму главного героя рассказа В. Распутина «Уроки французского».                                                                                                                    

55.  Что покупал главный герой на выигранный рубль?  

56.   Как звали женщину и ее сына, у которой проживал главный герой рассказа Распутина?           

57. Улица, на которой жила тётя Надя.                    

58.  Родина Лидии Михайловны.                                                                                                    

59.  Что находилось в первой посылке от Лидии Михайловны, кроме макарон и гематогена?

60. Какое наказание понесла Лидия Михайловна за игру с учеником?

61. Чьи слова: «…Я наедался до отвала, а затем снова подсаживал зубы на полку»? 

62.  Как назвал Валентин Распутин свои детские воспоминания?

63.  Раньше он видел их только на картинках, но догадался, что это они. О чём речь?         

64.  Чтобы яблоки в посылке не пропали и не замёрзли, во что их завернули?

65.   На берегах, какой реки вырос герой рассказа?                                   

66.  Сколько классов окончил герой в родной деревне?                  

67.  Сколько выиграл по облигации дядя Илья в рассказе Распутина?                                                         

68.  За выигрыш в четыреста рублей, чем наградил  мальчишку дядя Илья?

69.  Что осенью дядя Ваня возил на своей полуторке в Заготзерно?     

70.   Что тяжелее всего было переносить мальчику в начале самостоятельной жизни?

71.  Как он относится к учёбе?                                              

72.  Билеты государственного выигрышного займа?               

73.  В разговорной речи так называли грузовую машину грузоподъёмностью в 1,5 тонны                                                                                        

74.   Из чего были перешиты штаны героя?              

75.  Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни?    

76. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками?    

77.  Под весну это было немалое богатство.          

78.  Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко?     

79.  Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?        

80. «Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое…» Чьи слова?

81. Закончите: « Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство …                                               

82.  Обувь, сшитая из одного куска кожи; или с невысоким голенищем

83.  С чем сравнивал из-за произношения французские слова герой рассказа?

84. «Он шлепал своими глазенками: « Я помнил, а пока вставал, забыл».

85.   Чьи слова: «Упрямства во мне хватило бы на десятерых» ?     

86.  Кто «иной раз … даже похваливал меня: вот, мол, как надо бросать, учитесь, мазилы»?                                                                                    

87.  Почему «тетки ворчали, глядя на мои погнутые, побитые, истерзанные монеты»?   

88.  Почему мальчик не рассказал матери о пропаже продуктов?

89.  «Только вякни кому - убьем!» - пообещал мне вслед …              

90.  Почему мальчик скрывает, откуда у него синяк?          

91.  Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет - некуда.                                         

92.  Что,  как-то в воскресенье, просидев с удочкой весь день, поймал мальчик? 

93. Чьи слова: «Ну вот . .. Сегодня среди нас есть раненые»?   

94.  Что бы они ни творили, разбили окно, подрались или курили в уборной, от Василия Андреевича они услышат этот вопрос.  

95.  Чейголос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке, жди теперь, когда он опять разойдется и окрепнет.                    

96. Что из продуктов привёз в последний раз дядя Ваня?        

97.  Что можно купить на двадцать-тридцать копеек?      

98. «Она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных».                                                                

99. Чем, по мнению мальчишки, питалась Лидия Михайловна?

100. Как звали школьную уборщицу, которая показала мне на стоящий в углу белый фанерный ящичек?                                                 

101. Кто любил на уроках поднимать руку, знает, не знает? 

102. Какую особенность во внешности Лидии Михайловны заметили ребята? 

103. Сколько денег мать посылала главному герою? 

104. В какую игру играли в деревне?  

105. Кто лучше всех играл в чику?  

106. Кто остался в пятом классе на второй года и устроил себе каникулы до января? 

Кроссворд

 

 

О том, насколько внимательно вы читали, нам станет известно после работы над кроссвордом. Все слова, являющиеся ответами на кроссворд, вам встречались в прочитанных фрагментах рассказа.

Вопросы:


1. Грузовой автомобиль грузоподъемностью полторы тонны.
2. Злак для выпечки хлеба.
3. Добавка к картошке жителей деревни весной.
4. Ценная бумага, по которой ее владелец ежегодно получает прибыль.
5. Имя шофера.
6. Крестьянское поселение.
7. Центр административного района.
8. Основной продукт питания семьи главного героя рассказа.
9. Прозвище, данное герою в деревне.

             Отрывок из произведения

1. Осень стояла теплая и сухая. Еще и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано. Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы.           (Распутин В. Уроки французского)

2. Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? . . . Я тут же напрочь забыл, что всего вчера о н а пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну!

                                                                      (Распутин В. Уроки французского)

3. И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко - теперь уже в мороженых кружках. Я осторожно срезал с кружка наплыв сливок, совал рассыпающиеся ледяные ломтики в рот и, ощущая во всем теле их сытую сладость, закрывал от удовольствия глаза. Затем переворачивал кружок вверх дном и долбил ножом сладковатый молочный отстой. Остаткам позволял растаять и выпивал их, заедая куском черного хлеба.                                                   (Распутин В. Уроки французского)

4. А что, интересно, скажу я? Лучше бы сразу выгоняли. Я мельком, чуть коснувшись этой мысли, подумал, что тогда я смогу вернуться домой, и тут же, словно обжегшись, испугался: нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело - если бы я сам бросил школу... Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел, а тут и вовсе меня станет чураться каждый. Нет, только не так. Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя.                 (Распутин В. Уроки французского)

5.   Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано. Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы. (Распутин В. Уроки французского)


 

                                                                                                                            



2019-11-13 1174 Обсуждений (0)
Кому принадлежат эти слова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кому принадлежат эти слова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)