В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:
- Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
- Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
- Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
- Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
- Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
- Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.
Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие. Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни(семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:
- Родительские вечера
- Родительские чтения
- День открытых дверей
- Индивидуальные консультации
- Родительский лекторий
- Групповые консультации
- Тематические консультации
- Ведение тетрадей общения
- Внеклассные мероприятия с участием родителей
- Тренинги
- Родительские собрания с участием детей
- Тематические мероприятия, проводимые родителями.
Родословная воспитания семейных ценностей:
- привлечение семей к осознанию ценностей семейного воспитания;
- пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
- привлечение учащихся к познанию истории родного края, его героического прошлого, истории своей семьи.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Индивидуальный подход к каждой семье и Ваша чуткость помогут Вам выбрать правильную модель взаимодействия с семьей.
Установки
для классного руководителя при подготовке встречи с родителями.
Я спокоен.
У меня хорошее настроение.
Я тщательно подготовлен к встрече.
Я подготовила каждый шаг разговора.
У меня продуман план.
Мне удобно общаться.
Я сосредоточен, внимателен.
Я чувствую реакцию родителя, слежу за ней.
Я внимательна.
Я подготовлена к встрече.
Все у меня будет хорошо.
Я выдержан.
Я терпелив.
Всех люблю.
Мое терпение безгранично. Я владею собой.
Как работать с родителями.
Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между педагогом и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «Забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в школе. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».
Второй этап - трансляция родителям положительного образа данной школы, класса.
Третий этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с педагогом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция педагога в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному и определяющему перспективу дальнейшего сотрудничества этапу.
Четвертый этап - совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа может быть «Давайте узнавать вместе!». Исследования подобного рода общения в ситуации эксперимента показывают большие возможности сплочение педагога и родителя на базе совместной деятельности. Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания реакции ребенка на те или иные неприятности или травмы в присутствии взрослых; изучение возможности учета точки зрения другого человека; изучение особенностей чувства юмора и остроумия ребенка как показателей его интеллектуального и эстетического развития.
Анкета
взаимоотношений родителей с собственными детьми.
1. 1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. 2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
3. 3. Интересуются ли они вашей работой?
4. 4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. 5. Бывают ли они у вас дома?
6. 6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7. 7. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
8. 8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
9. 9.Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
10. 10. Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников или хотят проводить их без взрослых?
11. 11. Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
12. 12. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
13. 13.Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?
14. 14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
15. 15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
Утвердительный ответ оценивается двумя очками. Ответ, выраженный словами « отчасти», « иногда», - одним очком, отрицательный - нулем. А теперь подсчитайте. Если вы набрали более 20 очков, ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными. Если от 10 до 20 - удовлетворительными, но недостаточно многосторонними; подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены. Если менее 10 – ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить. Ответьте на вопросы этого теста в семье и проведите необходимые коррективы. Это необходимо и вам и вашим детям.
Упражнение "Чучело"
Участники должны сидеть в кругу. «Представьте, что в центре круга сидит чучело, и вам надо по очереди называть любое негативное качество, которое вас не устраивает: "Чучело такое-то...". Подумайте сейчас хорошенько, ведь вам надо будет назвать одно качество, которое вас не устраивает в себе. Я буду записывать все эти качества на ватмане. Затем каждый по кругу будет оправдывать чучело, называя, что может быть положительного в его отрицательном качестве. Например, чучело - ленивое. Лень позволяет человеку сохранять здоровье, так как перегрузка несет значительный урон для человека».
Качества, которые достаются участникам для оправдания не должны совпадать с названными ими ранее, поэтому лучше называть качества с начала, а круг пусть идет в обратном направлении. В случае заминки нужно помочь выбрать положительный момент в данном негативном качестве.
Время выполнения: 35 минут.
| | | |
| | |