Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы работы классного руководителя с семьей учащегося



2019-11-13 324 Обсуждений (0)
Формы работы классного руководителя с семьей учащегося 0.00 из 5.00 0 оценок




В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

  1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
  2. Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
  3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
  4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
  5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
  6. Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей “Самая эрудированная семья”, “Кулинарные поединки”, “Ах, картошка” и другие. Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни(семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:

  • Родительские вечера
  • Родительские чтения
  • День открытых дверей
  • Индивидуальные консультации
  • Родительский лекторий
  • Групповые консультации
  • Тематические консультации
  • Ведение тетрадей общения
  • Внеклассные мероприятия с участием родителей
  • Тренинги
  • Родительские собрания с участием детей
  • Тематические мероприятия, проводимые родителями.

Родословная воспитания семейных ценностей:
- привлечение семей к осознанию ценностей семейного воспитания;
- пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
- привлечение учащихся к познанию истории родного края, его героического прошлого, истории своей семьи.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Индивидуальный подход к каждой семье и Ваша чуткость помогут Вам выбрать правильную модель взаимодействия с семьей.

  Установки для классного руководителя при подготовке встречи с родителями.   Я спокоен. У меня хорошее настроение. Я тщательно подготовлен к встрече. Я подготовила каждый шаг разговора. У меня продуман план. Мне удобно общаться. Я сосредоточен, внимателен. Я чувствую реакцию родителя, слежу за ней. Я внимательна. Я подготовлена к встрече. Все у меня будет хорошо. Я выдержан. Я терпелив. Всех люблю. Мое терпение безгранично. Я владею собой.                       Как работать с родителями.   Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между педагогом и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «Забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в школе. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов». Второй этап - трансляция родителям положительного образа данной школы, класса. Третий этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с педагогом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция педагога в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному и определяющему перспективу дальнейшего сотрудничества этапу. Четвертый этап - совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа  может быть «Давайте узнавать вместе!». Исследования подобного рода общения в ситуации эксперимента показывают большие возможности сплочение педагога и родителя на базе совместной деятельности. Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания реакции ребенка на те или иные неприятности или травмы в присутствии взрослых; изучение возможности учета точки зрения другого человека; изучение особенностей чувства юмора и остроумия ребенка как показателей его интеллектуального и эстетического развития.   Анкета взаимоотношений родителей с собственными детьми. 1. 1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? 2. 2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам? 3. 3. Интересуются ли они вашей работой? 4. 4. Знаете ли вы друзей ваших детей? 5. 5. Бывают ли они у вас дома? 6. 6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах? 7. 7. Проверяете ли вы, как они учат уроки? 8. 8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения? 9. 9.Участвуют ли дети в подготовке к праздникам? 10. 10. Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников или хотят проводить их без взрослых? 11. 11. Обсуждаете ли вы прочитанные книги? 12. 12. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах? 13. 13.Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы? 14. 14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах? 15. 15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?   Утвердительный ответ оценивается двумя очками. Ответ, выраженный словами « отчасти», « иногда», - одним очком, отрицательный - нулем. А теперь подсчитайте. Если вы набрали более 20 очков, ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными. Если от 10 до 20 - удовлетворительными,  но недостаточно многосторонними; подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены. Если менее 10 – ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить. Ответьте на вопросы этого теста в семье и проведите необходимые коррективы. Это необходимо и вам и вашим детям. Упражнение "Чучело" Участники должны сидеть в кругу. «Представьте, что в центре круга сидит чучело, и вам надо по очереди называть любое негативное качество, которое вас не устраивает: "Чучело такое-то...". Подумайте сейчас хорошенько, ведь вам надо будет назвать одно качество, которое вас не устраивает в себе. Я буду записывать все эти качества на ватмане. Затем каждый по кругу будет оправдывать чучело, называя, что может быть положительного в его отрицательном качестве. Например, чучело - ленивое. Лень позволяет человеку сохранять здоровье, так как перегрузка несет значительный урон для человека». Качества, которые достаются участникам для оправдания не должны совпадать с названными ими ранее, поэтому лучше называть качества с начала, а круг пусть идет в обратном направлении. В случае заминки нужно помочь выбрать положительный момент в данном негативном качестве. Время выполнения: 35 минут.  
 
     

 



2019-11-13 324 Обсуждений (0)
Формы работы классного руководителя с семьей учащегося 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы работы классного руководителя с семьей учащегося

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)