Вопросы к экзамену по дисциплине «Сурдопедагогика»(теория)
- Назовите предмет, объект и задачи сурдопедагогики.
- Охарактеризуйте отрасли сурдопедагогики.
- Дайте характеристику каждому из основных периодов становления и развития зарубежной сурдопедагогики: сформулируйте основные положения в сфере теории и практики обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха; назовите выдающихся ученых, внесших наибольший вклад в развитие сурдопедагогики в рассматриваемый период; перечислите наиболее значимые научные достижения.
- Назовите основные педагогические системы, сложившиеся в зарубежной сурдопедагогике в XVIII-XIX вв. В какой из систем весь процесс обучения глухих строился на основе жестовой речи? Представители какой из систем единственным средством общения и предметом обучения признавали устную речь?
- Осветите историю развития сурдопедагогики России. Назовите выдающихся представителей отечественной сурдопедагогики.
- Каковы основные причины снижения слуха у детей?
- Раскройте понятия «тугоухость» и «глухота».
- Охарактеризуйте состояние слуха глухих и слабослышащих по классификации Л. В. Неймана.
- Охарактеризуйте Международную классификацию нарушений слуха. В чем заключается ее отличие от классификации Л. В. Неймана?
- Каковы основные теоретические положения педагогической классификации Р. М. Боскис?
- Чем принципиально отличается развитие глухого ребенка от слабослышащего?
- Дайте характеристику групп детей с нарушениями слуха в педагогической классификации Р. М. Боскис.
- Охарактеризуйте разные условия формирования речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших.
- Раскройте методику исследования слуха у детей. Охарактеризуйте возможности использования различных методов исследования слуха.
- Каковы специфические закономерности психического развития детей с нарушениями слуха?
- Что принято понимать под ранним выявлением глухоты или тугоухости? Какие мероприятия входят в систему медицинских комплексных программ раннего вмешательства в развитие детей с нарушенным слухом?
- Как осуществляется дифференцированное обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха? Назовите виды дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха и особенности организации их деятельности. Для кого предназначены группы кратковременного пребывания?
- Назовите типы специальных школ для детей с недостатками слуха. Раскройте их структуру.
- Каковы возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования?
- Охарактеризуйте основные направления оказания медико-педагогической помощи лицам с нарушенным слухом в системе здравоохранения.
- Каково современное состояние проблемы интегрированного обучения детей с недостатками слуха? Назовите условия, необходимые для полноценной интеграции в образовательные учреждения общего назначения ребенка с нарушенным слухом.
- Раскройте особые образовательные потребности лиц с нарушенным слухом.
- Какие специальные образовательные условия необходимы для их обучения и воспитания?
- Назовите специфические принципы образования глухих. Раскройте особенности их реализации в педагогическом процессе школ глухих и слабослышащих.
- Дайте характеристику средств обучения для лиц, имеющих нарушения слуха. Каковы особенности применения технических средств в обучении глухих и слабослышащих?
- Каковы особенности построения учебного плана школ глухих?
- Назовите принципы и особенности построения учебных программ школ глухих.
- Каким требованиям должны отвечать учебники для школ глухих?
- Назовите организационные формы учебного процесса в школах глухих. Какие специфические формы организации обучения применяются в школах глухих? Каковы роль и место данных организационных форм в коррекционно-педагогическом процессе?
- Охарактеризуйте особенности коррекционных уроков и занятий в школах глухих.
- Обоснуйте необходимость дифференцированного обучения глухих и слабослышащих детей.
- Как вы понимаете высказывание Р. М. Боскис: «Слабослышащий ребенок, способный овладеть с помощью слуха хотя бы самым ограниченным и искаженным запасом слов, идет в речевом развитии принципиально иным, по сравнению с ранооглохшим ребенком, путем»? Раскройте особенности развития слабослышащих детей.
- Какова специфика процесса обучения слабослышащих детей?
- Дайте характеристику учебных планов школ слабослышащих. Каковы отличия учебных планов для I и II отделения школ слабослышащих?
- Охарактеризуйте особенности речевого развития глухих детей.
- Каковы условия эффективности слухоречевой работы с детьми, имеющими нарушения слуха?
- Каковы особенности слухо-зрительного восприятия речи учителя глухими учениками?
- Обоснуйте необходимость развития и использования слухового восприятия в процессе специального обучения глухих детей.
- Назовите цель и задачи работы по развитию слухового восприятия у глухих школьников.
- Выделите основные направления работы по развитию слухового восприятия.
- Какие формы работы по развитию слухового восприятия используются в школе глухих? Дайте их характеристику.
- Каковы задачи и содержание обучения глухих произношению?
- Перечислите формы организации работы по формированию произношения у глухих школьников.
44. Охарактеризуйте методы воспитания. Какими факторами определяется использование различных методов в воспитании школьников с нарушенным слухом?
45. Определите задачи нравственного воспитания детей с недостатками слуха, раскройте особенности их реализации.
46. Раскройте задачи, содержание, методы и формы физического воспитания в школах глухих и слабослышащих.
47. Охарактеризуйте задачи и содержание трудового воспитания глухих и слабослышащих школьников. Каковы формы работы специальной школы по включению учащихся в общественно полезный, производительный труд?
48. В чем проявляется коррекционная направленность всех разделов воспитания в школах глухих и слабослышащих?
49. Какое значение имеет работа с родителями в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для лиц с нарушениями слуха для повышения эффективности их обучения и воспитания?
50. Перечислите основные формы работы родителями детей с недостатками слуха в специальных школах.
- Что является смысловой единицей жестовой речи? Какова ее структура?
- Каково отличие калькирующей речи и разговорной жестовой речи?
- Охарактеризуйте развитие и функционирование жестовой речи в коммуникативной деятельности глухих.
- Что представляет собой дактильная речь? Каковы ее функции?
- Раскройте понятия: «дактилология», «дактилема», «дактилировать».
- Какое место отводится дактильной и жестовой речи в учебно-воспитательном процессе специальных детских садов и школ в отечественной сурдопедагогике?
- Перечислите основные сурдотехнические средства коллективного и индивидуального пользования, применяемые в учебном процессе и быту лицами с нарушенным слухом.
- Что такое кохлеарная имплантация и каковы возможности использования кохлеарных имплантантов?
Примерные практические задания.
1. Скажите при помощи жестовой речи:
Здравствуйте. Меня зовут… Я хочу с Вами познакомиться. Я плохо слышу, но очень хочу учиться! Вы мне поможете изучить дактильную речь?
2. Презентация о себе. (рассказ о себе)
3. Сегодня воскресенье.
Я завтра вечером работаю.
Вчера я была в театре.
Подождите меня 15 минут.
4. Как Вас зовут?
Вы меня не знаете?
Можно с Вами познакомиться?
Где вы живете?
Сколько Вам лет?
Вы хотите учить жесты?
5 Дни недели, транспорт, цвет, родственники, животные, овощи, фрукты , времена года (жестами+дактильно)
6. -Здравствуйте. Можно посмотреть Вашу книгу?
- Пожалуйста. Это хорошая книга.
- Вы знакомы с этим человеком?
- Нет, я его не знаю.
- Это моя подруга. Ее зовут Марина. Мы вместе учились в институте.
- Это Ваши дети? Как их зовут?
- Максим и Денис.
- У меня две девочки. Люде 7 лет, а Оле – 5 лет.
7. 1. Здравствуйте. Меня зовут…. Я работаю…..
2. Я вас не понимаю. Говорите, пожалуйста, помедленнее.
3. Я немного знаю жестовый язык.
4. Я учу жестовый язык самостоятельно.
5. Который час? Спасибо
8.Время года зима.
Месяц январь.
Холодно. Идет снег. Красиво.
Какой сегодня день недели?
Вам нравится зима?
9. + (плюс), - (минус), = (равно), * (умножить), / (разделить)
10 – 8=
30+25=
100-15=
20/5=
8*10=
10. Я была в отпуске.
Встретилась с друзьями, познакомилась с интересными людьми.
Мы отдыхали: читали, танцевали, пели, занимались спортом.
11. Переведите на жестовый язык и продактилируйте вопросы: Кто, Что, Где, Куда, Откуда, Когда, Зачем, Почему, Сколько, Как, Чей?
ДАКТИЛЬ, АУДИОГРАММЫ