Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2019-11-13 1588 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Почему люди вообще занимаются спортом?

Потому, что они испытывают потребности, которые удовлетворяются через занятия спортом. Это потребности: в деятельности, активности, в движении, в реализации рефлексов цели и свободы, потребность в соперничестве, в соревновании, в самоутверждении, потребность быть в группе, в общении, потребность в новых впечатлениях.

Мотив – это побудитель к действию, поступку, деятельности. Являясь побудительной причиной, он придает поведению человека то или иное направление и заставляет его действовать именно так, а не иначе. (Пилоян, 1981).

Мотив не только определяет поведение человека, но и во многом обусловливает конечный результат его деятельности. Мотивированный человек более эффективно реализует любое дело, а главное, он способен на максимальную отдачу всех своих физических и духовных сил, если этого требует достижение поставленной цели.

На каком бы этапе спортивного пути не находился спортсмен, перед ним всегда необходимо ставить далекие, многолетние, перспективные цели, вплоть до целей самого высокого порядка. Цели и мечты самого высокого порядка, как правило, совпадают. Спортсмен должен мечтать о результатах, которых еще никогда не было. Мечты – мощные двигатели прогресса, в том числе и в спорте.

Мотивы занятий спортом можно разбить на две группы: внутренние и внешние мотивы.

Внешние  мотивы, бывают, как правило, социальными. К ним относятся:

- стремление к самоутверждению: приобретению уважения со стороны старших и сверстников (в классе, во дворе, в группе);

- стремление заниматься полезным, социально значимым делом.

Внутренние мотивы – это стремление освоить новые знания и навыки, стремление к самосовершенствованию, овладению двигательными навыками в избранном виде спорта (Асеев, 1979).

Как показывает анализ литературных источников, на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы.

Давайте разберем мотивацию к соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена на разных этапах спортивного отбора. Так, например Е.П. Ильин отмечает, что на начальном этапе причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности) могут быть:

- стремление к самосовершенствованию;

- стремление к самовыражению и самоутверждению;

- социальные установки (это понятие из психологии: состояние личности, вызванное установкой, которое впоследствии при определенных обстоятельствах перерастает в реальное поведение);

- удовлетворение духовных и материальных потребностей.

Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую значимость в связи с его ценностными ориентациями.

 

Мы знаем, что занятия в детской спортивной школе являются добровольными. Какие могут быть мотивы для начала занятий спортом?

Успешность обучения в группах начальной подготовки зависит прежде всего от силы внутренних мотивов, но закрепление занимающихся в группах начальной подготовки возможно и за счет усиления внешних мотивов (социальных).

· Одним из методов формирования внутренних мотивов занятий у начинающих спортсменов, является развитие и закрепление интереса к обучению в тренировочной группе:

- мотив внутригрупповой симпатии: сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении.

- совместное посещение соревнований, тренировок высоко             квалификационных спортсменов;

- проведение интересных тренировочных занятий;

- включение в жизнь группы традиций и ритуалов, вызывающих положительные эмоции (повышает значимость группы для детей, закрепляет желание заниматься в ней);

- важно, чтобы все дети находили для себя в группе положительный источник эмоций (поэтому, целесообразно, подводя, например итоги работы за месяц, поощрять детей не только за успехи в освоении программы занятий, но и выделять самого трудолюбивого, самого аккуратного, самого смелого, самого хорошего товарища и т.п.; подведение итогов по разным параметрам дает возможность поощрять большую часть детей, стимулировать их к продолжению занятий (рекорды школы, рекорды группы, рекорды по ОФП по возрастам). Подбор критериев, по которым делается оценка успехов детей, позволяет сформировать у детей систему ценностей и нравственных норм, регулирующих их отношение к выполнению тренировочных заданий, к тренеру, к товарищам, к спортивному инвентарю (Горбунов, 1985).

 

· Очень важным фактором, способствующим к повышению интереса детей к занятиям спортом, является личность тренера, присущий ему стиль общения. Внимательное, заинтересованное отношение к детям – это один из наиболее верных путей приобщения их к занятиям спортом (Сусикова, 1993).

 

· Укреплению мотивации занятий способствует включение в тренировки игровых элементов, вызывающих у детей положительные эмоции. Целенаправленный подбор игр дает возможность не только вызывать у детей интерес к занятиям, но и развивать необходимые двигательные качества, свойства психики. Большой обучающий потенциал имеют например, игры, развивающие внимание, помехоустойчивость и т.д.

 

· Упрочнению мотивации занятий способствует расширение знаний об избранном виде спорта, его истории, о выдающихся спортсменах. Проведение бесед об известных спортсменах, составление альбомов с вырезками из газет и журналов, посвященных избранному виду спорта, обсуждению важных спортивных событий текущего сезона, посещение соревнований, просмотр их по телевидению с последующим обсуждением, вводит занимающихся в мир избранного вида спорта, вызывает желание приобщиться к нему.

 

· Для развития внутренней мотивации, необходимо усилить стремление освоить технику движений, возможно использовать такой прием, как постановка конкретных целей и наглядное подведение итогов работы. Юных спортсменов активизируют конкретные цели, достигаемые в достаточно короткий промежуток времени. Сообщив детям о целях работы на ближайших тренировках, необходимо, по крайней мере, один раз в неделю подводить итоги работы. Желательно, чтобы и постановка целей, и фиксация результатов имели форму, привлекающую для детей, вызывающую их интерес.

Если работа над развитием мотивации последовательна и целенаправленна, она обязательно дает положительные плоды: дети перестают пропускать тренировки, проявляют к ним активный интерес, охотно и полностью выполняют задания тренеров. (Горская, 1995).

 

Различные мотивационные компоненты деятельности юного спортсмена начинают формироваться на первых стадиях спортивной карьеры: начальной (приход в спортивную секцию) и стадии специализации. Известно, что на начальной стадии выбор вида спорта бывает обусловлен внешними, часто случайными, факторами: "за компанию с друзьями", модой, наличием спортивной базы, расположенной рядом с домом или школой, настоянием родителей. Важную роль для будущей спортивной мотивации может сыграть "в нужное время" увиденный кинофильм, герой которого является непобедимым борцом, прыгуном или пловцом. О серьезной мотивации на этой стадии говорить не приходится.

В спортивной мотивации преобладают два основных вида: тренировочная и спортивная. На начальном этапе занятий преобладает тренировочная. Дети и подростки, как правило, стремятся улучшить собственные физические возможности. По мере повышения качества спортивной деятельности возрастает доля спортивной мотивации. На этапе высшего спортивного мастерства преобладает спортивная мотивация. Рассмотрим это подробнее.

На стадии специализации, характерной для спортивной школы, у подростка возникает устойчивый интерес к выбранному виду спорта. Целью занятий становится не только получение удовольствия от процесса, но достижение высоких результатов.

В возрасте 7—10 лет мотивы к физической активности еще не перерастают в стойкие и осознанные интересы к спорту, однако привычки, регламентирующие систематичность занятий физическими упражнениями, уже могут быть достаточно устойчивыми.

У подростков 11—14 лет мотивы систематическими занятиями спортом во многом обусловлены становлением характера и утверждением себя в обществе. У них отмечается преобладание двух основных мотивов занятий спортом. Это стремление улучшить собственные психофизические возможности и достижение высоких спортивных результатов. Можно выделить следующие потребности, определяющие особенности мотивации на данном этапе:

  • в престиже, самосовершенствовании;
  • сохранять свой статус, преодолевать неудачи;
  • в доминировании над другими;
  • в общении;
  • участия в познавательном процессе.

Юношеский возраст 15—17 лет — самый сложный с точки зрения самоопределения, в том числе по отношению к спортивной деятельности. В этот период чаще всего происходит "переоценка ценностей", и юноша или девушка покидают спортивную секцию или спортивную школу. Причинами ухода юных спортсменов могут быть появление новых увлечений, смена представления о спорте как будущей профессии, высокая загруженность занятиями в школе, влияние родителей, наступившее понимание ограниченности собственных возможностей в выбранном виде спорта, не сложившиеся отношения с тренером и др.

В последнем случае одной из задач психолога становится помощь в преодолении безусловной психологической травмы.

Уход перспективного спортсмена — потеря для спорта, но не для общества. По этой причине юноше (девушке) следует дать понять, что высокий уровень здоровья, разносторонняя физическая подготовленность также престижны в обществе, как и успех в спорте высших достижений.

В зависимости от содержательных особенностей доминирующих мотивов занятий спортом мотивацию можно условно разделить на две группы: "спортивно-деловая" и "лично-престижная".

Для подростков с доминированием спортивно-деловых мотивов характерно стремление к достижению спортивного результата, активная жизненная позиция в системе отношений спортивной группы. Как следствие, у них проявляется более высокая психическая готовность на всех этапах соревновательной борьбы.

У юных спортсменов с доминированием лично-престижных мотивов отмечается стремление к личному самоутверждению средствами спорта, желание получить от окружающих положительные оценки в ущерб задачам спортивной деятельности. Для них характерна выраженная боязнь поражений, эмоциональная неустойчивость во время соревнований.

В работе со спортсменами с выраженным страхом неудач тренер может усилить ориентацию на конкретные личные достижения, разбор ошибок, как "необходимой" части тренировочного процесса, показать важность роли, исполняемой игроком в команде.

В возрасте 17—18 лет у спортсменов наблюдается максимальная заинтересованность в совершенствовании спортивного мастерства. Постепенно уровень подобной заинтересованности начинает снижаться, тем более что до 50% спортсменов в этом возрасте рассматривает свои успехи в спорте как дополнительную возможность выстраивать карьеру в других видах деятельности (например: поступление в ВУЗ).

На этапе высшего спортивного мастерства мотивация характеризуется стабильностью. Среди основных мотивов выделяются стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, интерес к данному виду спорта, соревновательный мотив.

Иногда добавляются общественные мотивы (долг, коллективизм, патриотизм).

По мере того, как в силу возрастных изменений начинают снижаться спортивные результаты, у спортсмена возникают признаки профессионального выгорания. Синдром профессионального выгорания развивается на фоне хронического стресса, характерного для спорта, и соответствует стадии истощения эмоционально-энергических и личностных ресурсов (по Г. Селье).

Существует классификация симптомов профессионального выгорания, среди которых психофизические (чувство "хронической усталости, снижение восприимчивости к изменениям окружающей среды, частые головные боли и расстройства ЖКТ); социально-психологические (систематический пониженный эмоциональный тонус, повышенные раздражительность и тревожность, нарастающая гиперответственность, негативная установка на жизненные, в том числе, профессиональные перспективы); поведенческие (возникающее ощущение, что профессиональная деятельность становится все тяжелее, безразличие к своему делу, злоупотребление алкоголем).

На этапе завершения спортивной деятельности мотивация, как и в начале карьеры, неустойчива: с одной стороны, возникает естественное желание закончить активные занятия спортом, с другой — не хочется терять источник материальных доходов, менять привычный образ жизни. Мотивами выступают: психологическая усталость, состояние здоровья; желание уйти непобежденным, нарастание конкуренции, семейные обстоятельства.

Следует отметить, что профессиональное выгорание — явление, свойственное не только спортсменам, но и тренерам. Тренер постоянно испытывает стресс, обусловленный такими факторами, как:

  • физические и эмоциональные перегрузки;
  • конфликтные ситуации;
  • предъявление противоречивых требований со стороны руководства, общественности;
  • (иногда) неудовлетворенность социальным статусом.

Общественный мотив - характеризуется осознанностью общественной значимости спортивной деятельности. Спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом.

    Мотив самоутверждения - характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов.
Следует отметить, что при психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов возможно только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Анализ практики показывает, что пренебрежение одним из них, игнорирование того или иного мотива одинаково приводит к негативным результатам.
     Доминирование мотивов подтверждают данные исследований: спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований.
         

Инструменты мотивации:

1. Карьерный рост.

2. Возможность обучения.

3. Кэш – материальная оценка его труда.

4. Похвала, признание.

 



2019-11-13 1588 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1588)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)