Наличие ярких впечатлений от зрелищ и в семье.
Источники самостоятельной музыкальной деятельности
Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности. Наличие ярких впечатлений от зрелищ и в семье.
Кроме того издаются иллюстрированные музыкальные журналы, в приложении к которым даются аудиокассеты и CD-диски с записью песен, сказок, танцев. Выпускаются также отдельные аудиокассеты и CD-диски для слушания, DVD-фильмы с музыкальным сопровождением, увлекательные мультфильмы с занимательными персонажами вызывают у ребенка желание повторять полюбившиеся ему песни. Если ребенок ходит в детский сад, полезно - закреплять полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагая спеть песню, станцевать то, что он исполнял на празднике, нарисовать особенно запомнившееся. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование аудио- и DVD-записей и т. д. оказывают большое влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование. Итак, музыкальная самостоятельная деятельность очень разнообразна, так как ее истоки — сама жизнь детей. Она облечена в различные формы, возникает по чьей-либо творческой инициативе без непосредственного участия взрослых.
Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании. ^ Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Если в семье звучит не только развлекательная, но и народная и классическая музыка, ребенок привыкает к ее звучанию, обогащает свой слуховой опыт. ^ Наглядно-зрительный метод – в семейном воспитании имеет ряд преимуществ. Дома, общаясь с ребенком, имеется возможность показать книги с репродукциями картин, рассказывая при этом об эпохе, когда была сочинена музыка, традициях и обрядах, познакомить с изображениями предметов быта, одежды. Таким образом обогащаются представления детей об искусстве. ^ Словесный метод – позволяет настроиться ребенку на восприятие музыки, поддерживает возникший интерес. Практический метод – позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества. Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать ребенка музыкой. Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах – развлечение, самостоятельное музицирование детей, фоновое звучание. На занятиях роль взрослого активна. К менее активным формам руководства взрослого относят: слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Ребенок должен чувствовать поддержку взрослого. Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. Родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
Рассмотрим, как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях самостоятельной детской деятельности. Самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах: воспроизводящей и творческой. Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении (например, в игре на детских музыкальных инструментах). В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т.д. (Например, сочиняют мелодию, наигрывая на металлофоне, придумывая новое танцевальное движение, или целую сценку). Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:
Для исполнительской деятельности детьми используются такие формы, как:
Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Можно отметить две наиболее часто встречающиеся формы организации самостоятельной музыкальной деятельности. Первая — сюжетно-ролевая игра, когда дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных впечатлений («Ищем таланты», концерт, игра в оркестр, музыкальные занятия и т.д.), распределяют роли и сюжет получает свое развитие. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы. Многие детские песни могут стать содержанием сюжетно-ролевых игр. Для этого в группе создается музыкально-обогащенная среда, в которой дети самостоятельно организуют игровую деятельность с песенным материалом. В музыкальной зоне группы могут быть представлены картинки с изображением героев детских песен, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок. Необходимым условием организации такой зоны является наличие магнитофона, к которому дети имеют свободный доступ. Здесь же находятся специально созданные музыкальные альбомы, посвященные песням из детских мульти- и художественных фильмов. В альбоме указывается название мультфильма (или фильма) и дается музыкальная иллюстрация (фрагменты пьесы). Это необходимо для того, чтобы создать у детей более яркое представление о музыкальном произведении, положенном в основу игры. Песни из музыкального альбома ребенок может прослушать самостоятельно. Для каждой песни отводится одна страница альбома, сообщается название, текст, порядковый номер, соответствующий номеру на кассете. Важное условие таких музыкальных альбомов: одна песня — одна кассета. Такая организация музыкального материала позволяет детям легко ориентироваться в нем. Для начального этапа работы с песенным материалом можно взять следующие мультипликационные и художественные фильмы. Репертуар рекомендуется обновлять примерно раз в месяц. Для обогащения игровой деятельности детей песни могут подбираться в альбомы по тематическому принципу. К примеру: В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей. Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действии детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место. Среди игр не последнее место занимают «музыкальные занятия», «праздники» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. «Музыкальное занятие» в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на цитре, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т. д.). Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню. Приемы влияния занятий на самостоятельную деятельность: правильное соотношение показа действий и действий по собственной инициативе; побуждение к самообучению и к взаимной помощи; подготовка к умению выражать в конкретном образе свой замысел в песне, танце, игре; подбор доступного и увлекательного музыкального репертуара. Эти приемы, конечно, могут быть конкретизированы, видоизменены, дополнены, но общность определенных сторон обучения и самостоятельной деятельности очень важна. Недаром так часто дети играют в музыкальные занятия. Следует помнить, что музыкальные занятия организуются и проводятся специалистом в отдельном зале, большинство заданий предлагается всему коллективу, а при самостоятельной музыкальной деятельности дети находятся в группе только с воспитателем, который всем предоставляет возможность проявить свою инициативу. Музыкальный материал дети выбирают уже сами, собираются чаще всего небольшими подгруппами, парами, иногда действуют в одиночку. Дети начинают осознавать, что музыкальное произведение, песня могут быть исполнены в виде инсценировки, художественно оформленной атрибутами. В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения. Дети старшего дошкольного возраста к игре «Поиграем в праздник» относятся более осознаннее. Вспоминая содержание праздника, они называют почти все его эпизоды. У ребят сложилось общее представление о ходе торжества, они пытаются оценить обстановку, в которой предстояло действовать. Они долго могут повторять отдельные номера, исполняя их уже по-своему. Праздничные утренники и развлечения, сценарии которых тщательно продумываются воспитателем и музыкальным руководителем,— всегда волнующее событие для каждого ребенка. Активное участие в них тоже находит отражение в самостоятельной детской деятельности. Вскоре после праздника или интересного развлечения дети в своих играх в собственной интерпретации передают то, что особенно им понравилось (песенки, стихи, танцы), ребята стараются повторить и оформление (снежинки, флажки, цветы и т. д.). Каждый ребенок передает свои впечатления в соответствии с опытом и умениями. Дети старшей группы распределяют роли сами, показывают друг другу различные элементы танцев. Программа праздника или развлечения сначала обсуждается несколькими детьми. Номера весьма разнообразны. Иногда ребята включают целые сценки из кукольного спектакля. В таких показах способности отдельных детей проявляются наиболее ярко и разносторонне. Воспитатель не является только наблюдателем, он тоже принимает участие, будучи одновременно помощником и советчиком. В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет» «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и ее ритм. Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкальное лото», они различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные на органчике знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесенки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах. В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях, треугольниках и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут «сочинить» и свои. Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры. Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр». Такие игры, попевки, считалки стимулируют самостоятельную детскую деятельность, побуждают детей к созданию своих песенок и игр. Применение единого материала на занятиях и вне их — важное условие развития музыкальных наклонностей. Предложенный доступный материал может стать любимым и необходимым, если на занятиях будет преподнесен в увлекательной форме. Тексты песен с забавными прибаутками дети могут использовать в качестве считалки при выборе ведущего в подвижных играх. Выбрав ведущего, они могут провести известную народную игру – на музыку русской народной песни. Особое место в музыкальном воспитании дошкольника занимает музыкально-театрализованная деятельность, музыкальный театр. Не вызывает сомнения факт, что синтетические виды музыкального искусства — опера и балет — интересны детям. Существует немало примеров музыкально-драматического искусства, которые могут стимулировать детское творчество. Это оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка»; балеты П. Чайковского «Шелкунчик», С. Прокофьева «Каменный цветок», «Золушка». Во многом благодаря ее усилиям у детей появились «собственные» любимые оперы и балеты. Важно, чтобы детям в группе была доступна для прослушивания музыка, которая бы стимулировала их к музыкальной импровизации. Критериями к отбору таких произведений являются: · яркость и ясность; краткость по времени; простота и доступность; Другую форму можно отнести к играм-упражнениям преимущественно автодидактического характера, во время которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальное движение. Но такая самоорганизация, конечно, не исключает и других индивидуальных проявлений детского творчества. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия детей носят характер упражнений; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении тех или иных действий, показывают, как надо сплясать, спеть. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных во время НОД. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.
Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:
Полезно, чтобы на развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок, песен, хороводов. Надо ставить их в такие ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звучание музыки, позволяет детям и в музицировании действовать активнее, творчески. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях. Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребенка в семье. Во многих семьях есть музыкальные центры, магнитофоны. Для детей создано немало аудиозаписей: народные песни, танцевальные мелодии, марши, оперы. Чтобы ребенок мог по-своему использовать материал занятий, надо создать условия, приближенные к повседневной деятельности, которая чаще всего связана с игрой. Воспитатель может применять различные способы музыкального оформления разучиваемой песни фортепианным сопровождением (всю подряд или выделяя партии детей), на нескольких инструментах (металлофоны, триолы, треугольники), подчеркивая ударными сильные доли музыкального вступления, ритмический рисунок; инсценировать ее в движениях, предоставив возможность детям показывать небольшими группами различные моменты песни; привлечь другие виды художественной деятельности, предложив нарисовать персонажей и показать рисунки на музыкальном занятии, вместе с воспитателями готовить персонажам песни шапочки, загадывать собственные загадки. Посещение театра и кино также оставляет у детей сильное впечатление. Особенно это относится к специальным и музыкальным спектаклям, детским операм, балетам. В семье дети часто слушают радио, смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Ребята с удовольствием смотрят выступления воспитанников детских садов, узнают знакомые песни, тут же их исполняют. Воспитатели могут предложить родителям послать заявку на радио, телевидение с просьбой исполнить любимые детские песни. Просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением, таких, как «Садко» (отрывок из музыки к опере Римского - Корсакова), «Крокодил Гена», «Чебурашка» (музыка В. Шаинского} и др., доставляет ребятам огромное эмоциональное наслаждение. Песни из этих фильмов приобрели огромную популярность. Разумеется, на детей влияют не только специальные детские передачи, они схватывают и запоминают взрослые песни и танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников. В старшей группе педагог, тактично включаясь в музыкальную деятельность воспитанников, оказывает им необходимую помощь, напоминает и показывает приемы игры, исправляет неточности в танце, песне. Воспитатель активизирует малоактивных детей, побуждает проявлять самостоятельность и собственную инициативу, стараясь в то же время не навязывать готовых решений, пользуясь преимущественно советами, напоминаниями. Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть»,— говорит взрослый, показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и проигрывает аудиозапись — Хорошо бы нам сделать библиотечку аудиокассет. Можно вырезать прямоугольники-кассеты или кружочки-диски и на них нарисовать, о чем играет музыка». Воспитатель то включается в совместную игру, то, как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д. Чтобы побудить воспитанника к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог может поговорить с ребенком о понравившихся ему теле- и радио передачах, праздниках и развлечениях, полюбившихся песнях. Так как дети проявляют большой интерес к музыке, воспитатель иногда может предложить им прослушать записи знакомых произведений. Дети узнают песню или мелодию, начинают сами подпевать или танцевать, одни движения сменяются другими. Воспитатель поощряет ребят. Говоря о косвенном влиянии педагога на детское музицирование, можно иметь в виду особые, очень тонкие методические приемы, а именно предварительное планирование и создание условий, стимулирующих эту деятельность, и ненавязчивый характер действий самого педагога. Предложения его должны быть лаконичны и идти как бы от соучастника: «Поиграем в праздник»; «Интересно теперь послушать, как Таня сыграет на металлофоне эту попевку»; «А хотите, я вам покажу музыкальную сказку?» Это не инструкция, как надо действовать, а лишь побуждение. Взрослый идет навстречу желаниям ребят — ведь самостоятельная музыкальная деятельность происходит в часы игр и может развернуться как в помещении, так и на воздухе, если позволяют погодные условия. Конечно, дети поют или играют по своему желанию. Но педагог наблюдает, почему некоторые из них не участвуют, — от того ли, что не интересуются, стесняются, или не находят контакта с другими, В таких случаях делается попытка заинтересовать, помочь каждому проявить себя. Создается атмосфера непринужденности и особого расположения к этой деятельности. В этих условиях воспитатель не регистратор, не руководитель, наблюдающий за дисциплиной, а активный соучастник музицирования. Участие его состоит не столько в исполнении песен, сколько в создании воображаемых обстоятельств недавно прошедших празднеств, развлечений или затеваемой игры, в стимулировании общего настроения, которое так сближает ребят, создает дружный коллектив. Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что нового надо внести в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы. В календарном плане воспитателя должны быть предусмотрены музыкально-дидактические игры, приемы стимулирования самостоятельной детской музыкальной деятельности. Например, педагог планирует спросить детей, какой танец, игра им понравились на занятии, на празднике, затем предложить им организовать игру в праздник, занятие или кукольный театр. К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей. Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно. Музыкальный руководитель придает участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать Он заходит в группы и наблюдает за детьми. Ведь много в своих занятиях можно оценить по-другому, когда видишь, как дети реагируют на них, чему они научились и, главное, воспиталась ли у них потребность к самостоятельному музицированию. Ведь это один из главных показателей того, что музыкальное воспитание строится правильно. Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей. Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагога, дает необходимые советы, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников. 5. Создание материальной базы, оборудования, пособий, способствующих становлению самостоятельной музыкальной деятельности детей. Одно из педагогических условий, обеспечивающих успех развития детского музицирования, — это предметно-пространственная среда, организация оборудования. Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста, как фактор активного освоения и преобразования окружающей их среды, развивается тем успешнее, чем лучше организована предметно-пространственная среда. Предметная среда самостоятельной музыкальной деятельности детей – это часть пространства интерьера, организованного по законам ансамбля. В помещении универсального назначения необходимо создание зон, соответствующих содержанию и интенсивности деятельности дошкольников. Зона должна быть удобной, иметь привлекательный вид, художественно-образное решение; предусматривать возможности трансформации, вариативности использования, а также активного ее преобразования самими детьми. Правильный подбор игрушек и приспособлений, целесообразное их размещение, периодичность внесения создают ту необходимую окружающую предметную среду, которая стимулирует самостоятельную музыкальную деятельность, т.к. в групповых комнатах создается обстановка, вызывающая у детей интерес к музыкальному искусству. Требования к музыкальному уголку:
1. Желательно отделенность от общего помещения (ширма) 2. Эстетическое оформление и удобство. 3. 4.
1. Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты – погремушки, бубны, барабан, маракасы, тарелки, треугольники, трещетки, деревянные палочки; с диатоническим и хроматическим звукорядом - металлофон, ксилофон. 2. 3. 4. 5. 6.
Важно, чтобы отделенное место своим внешним оформлением привлекало и было доступно. Дети стремятся все рассмотреть, повертеть, хотят узнать назначение дидактических игр, наглядных пособий, музыкальных инструментов. Но важно с самого начала приучать ребенка к бережливости.
Отбор пособий и инструментов следует делать с учетом степени заинтересованности и овладения детьми приемов игры. Время от времени происходит их замена и пополнение. В целом пособия можно разделить на два вида: 1. требующие участия взрослого — аудиовизуальные средства (диафильмы, магнитофонные записи, CDдиски,) и технические (радио, музыкальный центр, телевизор, DVD); 2. пособия, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно, —
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |