Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 7. Текст как произведение речи



2019-11-13 4722 Обсуждений (0)
Лекция 7. Текст как произведение речи 4.75 из 5.00 4 оценки




Термин «текст» (лат. textum – ткань, связь, соединение, сцепление) по-разному понимается в разных отраслях науки о языке и литературе:

· «Текст можно определить, как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому» (Л. М. Лосева).

· «Под текстом понимается логически и структурно организованная совокупность высказываний, характеризующихся единством тематики» (Е. С. Скобликова).

· «Текст – это объединённая смысловой связью последовательность предложений, абзацев, глав и т. д., основными (категориальными) свойствами которой являются связность, целостность и единство» (из книги: Л. С. Степанова, И. Б. Маслова, А. В. Терентьева. Русский язык. Тематические тренировочные задания).

 

Основные признаки текста:

-тематическое единство предложений;

-смысловое единство предложений;

-связь между предложениями в тексте;

-стиль речи;

-тип речи;

-текст можно озаглавить.

Структура текста: введение-основная часть-заключение

 

Тема текста– это то, о чем в нем рассказывается.

Основная мысль текста–это его вывод, жизненный урок.

Заглавие – название текста или его отдельных частей. Оно отражает либо тему текста, либо его основную мысль.

 

Связь между предложениями:

-цепная (когда каждое последующее предложение зависит от предыдущего);

-параллельная (когда все последующие предложения поясняют первое).

 

Средства связи между предложениями в тексте(лексические и грамматические):


-однотематическая лексика;

-лексический повтор;

-синонимы (в том числе, и контекстуальные);

-антонимы (в том числе, и контекстуальные);

-союзы;

-местоимения;

-наречия;

-видовременная соотнесенность глагольных форм;

-числительные;

-частицы;

-вводные слова;

-порядок слов в предложении;

-неполные предложения.


 

Наиболее крупная единица синтаксиса - большая, чем предложение, обычно называется сложное синтаксическое целое. Сложное синтаксическое целое обнаруживается в связном тексте.

Сложное синтаксическое целое, или сверхфразовое единство, – это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов (Н.С.Валгина).

От сложного предложения сложное синтаксическое целое отличается менее тесной связью между частями, их формально-синтаксической самостоятельностью. Однако эти качества не мешают компонентам сложного синтаксического целого объединяться в смысловое и структурное единство.

В некоторой литературе абзацу приписываются те же свойства, что и сложному синтаксическому целому. Разница заключается в следующем: единство темы, содержания, смысловая завершённость не свойственны абзацу. Абзац может состоять из одного предложения, а сложное синтаксическое целое нет. Это единицы разного уровня.

Сложное синтаксическое целое – это структурно-семантическая единица, а абзац – это стилистико-композиционное средство, своеобразный знак препинания. Абзац – более субъективное авторское начало, поскольку через абзац выражается отношение автора к излагаемому.

«Абзац – это красная строка, отступ в начале строки и отрезок письменной речи от одной красной строки до другой» (Р. Н. Попов).

Абзац – компонент связного текста, состоящий из одной или нескольких фраз (предложений) и характеризующийся единством и относительной законченностью содержания.

 

Функционально-смысловые типы речи

· Текст-описание–это текст-исследование, в котором предмет описания рассматривается в целом и по частям. В описательном тексте следует соблюдать последовательность в изложении, исключать повторение, резкие переходы от рассмотрения одной стороны предмета к другой. Описательный способ изложения может использоваться в аналитических справках, отчетах, заключениях.

· Текст-повествование – это способ изложения текста, при котором автор излагает события в хронологическом порядке. Например, автобиография, акт проверки.

· Текст-рассуждение–способ изложения текста, в котором приводится ряд суждений и из них выводится умозаключение. Этот способ используется в тех случаях, когда нужно показать внутреннюю взаимосвязь явления, фактов, событий для доказательства какого-либо положения. Используется в приказах, письмах, распоряжениях, постановлениях, в сочинениях-рассуждениях.

Информационная переработка текста

Одна из основных задач учебного процесса сегодня- научиться работать самостоятельно. Научиться учиться- это значить развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе.Одним из шагов к решению этих задач является формирование умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные.

Для лучшего запоминания и усвоения прочитанного есть много путей. Наиболее эффективный из них- ведение записей. Значение данного метода состоит, во-первых, в том, что читатель использует не только зрительную память (иногда- и слуховую, когда чтение происходит вслух), но еще и двигательную; во-вторых, и это главное, запись (если она не сводится к переписыванию) представляет собой творческий процесс, так как при этом происходит анализ прочитанного, определяется, что в нем важно и как в сжатой форме передать мысли автора.

Существует несколько форм ведение записей. Было бы неправильным рекомендовать только какую- либо одну из них. Выбор зависит не только от индивидуальных особенностей человека, его опыта, свойств памяти. Не меньшую роль играет назначение записи: для выступления на семинаре, для беседы или лекций, для подготовки курсовой или дипломной работы и т.п.

ПЛАН -это наиболее краткая форма записей прочитанного, сводящихся к перечню вопросов, рассматриваемых в книге, статье, нормативном акте и т.д. План обычно раскрывает логику подачи автором материала, способствует лучшей ориентации в содержании прорабатываемого литературного или законодательного источника.

ВЫПИСКИ- это либо цитаты (дословное воспроизведение того или иного отрывка изучаемого юридического источника, содержащего существенные мысли автора, характерные факты, статические материалы), либо краткое, близкое к дословному, изложение таких мест.

ТЕЗИСЫ- это сжатое изложение положений прочитанного или подготавливаемого выступления. Они позволяют обобщить материал, показать его суть в кратких формулировках.

АННОТАЦИЯ- это краткое обобщение содержания произведения. Ею удобно пользоваться, когда необходимо сохранить лишь общее представление о юридическом источнике. Для того, чтобы составить аннотацию, надо полностью прочитать и глубоко продумать произведение.

РЕЗЮМЕ- краткая оценка прочитанного произведения. Если аннотация кратко характеризует содержание произведения, то резюме- его выводы, главные итоги.

 

Конспект(от лат. Conspectus- обзор)- это систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере дав из этих типов записи,- вот что такое конспект. Следовательно, одновременно он должен содержать план, тезисы, выписки и пр.

Систематическая, логически связная запись- одно из основных требований, предъявляемых к конспекту, по существу. Так, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи,- это не конспект.

В силу такой особенности конспект в большей степени, чем другие виды записей, объективен. Другими словами, конспектом, написанным одним читателем могут пользоваться другие- он более универсален, чем другие виды записи. Тут меньше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при работе с чужими записями других типов (с выписками, планами и даже тезисами, не говоря уже о набросках для себя).

По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько (или много) лет после их написания. Например, конспекты работ по философии составляют на первом курсе вуза, но они могут быть использованы и через пять лет- для подготовки к государственным экзаменам и в период сдачи экзаменов кандидатского минимума. Конечно же, конспекты при этом дополняют новыми материалами, совершенствуют, уточняют.

Конспекты можно условно подразделить на три типа:

1. Текстуальные;

2. Свободные;

3. Тематические.

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника- цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект- прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу- свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратится к подлиннику для поправок и уточнений. От сюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Существенный недостаток текстуального конспекта в том, что он не активизирует резко внимание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения разных точек зрения). Этот недостаток особенно может проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше.

Бывает так, что исследователь написал конспект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не усвоил его. Ему помешало автоматическое переписывание цитат, которым он занимался в процессе первоначального чтения материала. Читателю могут помешать и выписки, сделанные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь не обратился к книге. А сделать это было бы несложно, если бы он вовремя привлек в помощь себе ссылочные страницы, вкладные листки и др.

Иногда текстуальный конспект при последующей разработке его или даже в процессе создания переходит в свободный конспект.

 

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения самостоятельно, четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы осмысления материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества.

Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демонстрирует свое умение активным использовать все типы записи: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна- понять, осмыслить, записать четко, логично.Над свободным конспектом приходится много работать- его не так-то легко составить.

 

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос- тему. Поэтому он и получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых произведений.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая её, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюдения, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили то или иное нужное вам положение. Так постепенно можно приучить себя мобилизовывать свои знания. Этому помогают рабочий каталог, картотеки, наконец, конспекты и другие записи.

Можно использовать так называемый обзорный тематический конспект. В этом случае составляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников.

К обзору тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как говорит само название, вся запись подчинена хронологической последовательности событий. Хронологический конспект, в отличие от обзорного, значительно более краткий.

 

Оформление конспекта. Приступая к его составлению, указываются исходные данные конспектируемого источника: фамилию автора, название работы, год и место издания и т.п. полезно так же отмечать страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в книге нужное место. При конспектировании допускается сокращение слов, но нужно соблюдать известную меру. Не вызывают сомнений общеупотребительные сокращения: статья- ст., миллион- млн., год- г. и т.п. В большинстве случаев каждый составитель конспекта вырабатывает свои правила сокращения. Не допустимы сокращения в наименованиях и фамилиях. В конспекте могут быть схемы, диаграммы.

 

Сочетание типов речи

Когда мы читаем рассказы, сказки, повести, тексты учебников, то нередко замечаем, что описание и повествование, повествование и рассуждение, описание и рассуждение встречаются в одном тексте, а иногда – сразу три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Они соединяются или сочетаются друг с другом. То же самое и в нашей речи. Фрагменты разных типов речи существуют не изолированно, а в соединении. Поэтому нужно учиться их различать и соединять.

Какие типы речи будут соединяться в тексте, зависит от замысла автора и основной мысли текста. Если автор считает необходимым остановиться и дать читателям подробно рассмотреть какой-либо предмет, он создаёт описание как тип речи. Если главное – это действие предмета, и он считает, что читателя не нужно отвлекать от главной сюжетной линии, то признаки предмета он показывает попутно, как бы вплетает их в ткань повествования.

 

Сочетание повествования и описания в тексте

Рассмотрим отрывок рассказа В. Драгунского «Друг детства».

«… И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку. (…) И тут её позвали к телефону, и она вышла в коридор. (…) И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара». (Это повествование. Далее замечаем, как начинается тип речи описание.)

«Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. (…) Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он заранее сдаётся».

Писатель как будто рисует нам игрушку, выделяя его признаки. Использование описания здесь оправдано тем, что служит раскрытию основной мысли – «друга детства» нельзя использовать в качестве боксёрской груши. Рассматривая, герой вспоминает, каким другом была для него эта игрушка, а вместе с героем, благодаря описанию, к такому пониманию приходят и читатели. Итак, в этом тексте соединяются повествование и описание. Повествование является основным типом речи.

 

Описание, как фрагмент речи в повествовательном тексте

Рассмотрим отрывок из рассказа «Он живой и светится» этого же автора, как описания вплетаются в повествование, являясь не фрагментом речи, а сообщением о признаках предмета:

«Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках».

Такого вплетения определений (маленький, светло-зелёный) и сравнений (как будто горит звёздочка в руках) достаточно для того, чтобы читатели смогли понять, что мальчишка любуется светлячком, что он для него дорог, что он не пожалеет нового самосвала, чтобы оставить его у себя.

Если вам предстоит писать сочинения, например, на такие темы: «Как мы однажды построили крепость», «Как я сделал модель самолёта», «Как я однажды нашёл гриб» и т.п., то в них стоит сочетать такие типы речи, как повествование и описание. В повествовании уместно будет рассказать, как развивались события, а в описании нарисовать словами какая получилась крепость, какой был гриб или получился самолёт.

 

Сочетание повествования и рассуждения в тексте

Если вам предстоит писать сочинения, например, на такие темы: «Поступок моего товарища», «Случай, который я никогда не забуду» и т.п., то в них стоит сочетать такие типы речи, как повествование и рассуждение. После рассказа о случае или поступке, важно высказать своё мнение о том, каким вы считаете этот поступок, почему он так поступил или почему этот случай вам запомнился.

Сочетание описания и рассуждения, будет уместно в сочинениях, «Почему мы так назвали свою кошку», «Дорогой и близкий моему сердцу уголок природы», «Место, в котором я люблю бывать» и т.п. После описания любимого места, стоит написать рассуждение: почему оно вам дорого, а после подробного описания своей любимицы-кошки, почему её так назвали.

 

Соединение всех типов речи в тексте

Во многих произведениях встречаем соединение всех типов речи, например, в рассказе Л.Н. Толстого «Яблони». Автор начинает с повествования: «Я посадил двести молодых яблонь и три года весною и осенью окапывал их, а на зиму завёртывал соломой от зайцев…»

Затем переходит к описанию, какими стали яблони на четвёртый год: «кора была глянцеватая и налитая, сучки все были целы и на всех кончиках и на всех развилинках сидели, как горошинки, цветовые почки».

Далее автор рассказывает, что он обнаружил, когда развернул яблони: «кора яблони обгрызена кругом по самую древесину». Здесь он вплетает в повествование необходимые описания, далее он описывает, как выглядели девять из двухсот яблонь, которые не погибли, не пострадали от мышей.

Л.Н. Толстой заканчивает свой рассказ рассуждением: «Кора у деревьев – те же жилы для человека: чрез жилы кровь ходит по человеку – и чрез кору сок ходит по дереву и поднимается в сучья, листья и цвет. … кора жива и дерево будет жить. … Так и берёза засыхает, когда ребята продолбят лунку, чтобы пить сок, и весь сок вытечет. Так и яблони пропали, оттого, что мыши объели всю кору кругом, и соку уже не было хода из кореньев в сучья, листья и цвет».

Сочетая все типы речи, он рассказал о событиях, описал яблони, что с ними произошло, объяснил, почему так произошло, сравнил дерево с живым человеком, предупредил, что так может произойти и по вине человека, например, с берёзами. В этом рассказе можем понаблюдать, что сочетание трёх типов речи оправдано авторским замыслом.

Итак, разные типы речи (описание, повествование и рассуждение) могут сочетаться в одном тексте. Сочетание типов речи зависит от авторского замысла и основной мысли текста. Нужно уметь различать и сочетать типы речи в своих высказываниях.



2019-11-13 4722 Обсуждений (0)
Лекция 7. Текст как произведение речи 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Лекция 7. Текст как произведение речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)