Особенности административно-правовых норм:
1) в них закрепляются отношения по управлению, государственному контролю, надзору, внутриорганизационная деятельность; 2) метод воздействия норм на общественные отношения имеет преимущественно императивный характер; 3) исполнение предписаний норм гарантируется государством посредством системы средств организационно-разъяснительного и общественно-принудительного характера; 4) системность норм административного права. Таким образом, административно-правовая норма — это норма права, регулирующая: 1) отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, местной администрации, общественных организаций, некоммерческих и иных негосударственных организаций при реализации порученных им отдельных функций государственного управления; 2) внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (органах представительной власти, прокуратуры и суда); 3) отношения в области применения административных взысканий и иных мер административного принуждения; 4) отношения в сфере административной юстиции. Административно-правовое регулирование имеет государственный характер, поэтому исполнение, применение и соблюдение норм административного права гарантируется не только организационными, разъяснительными, стимулирующими средствами, но при необходимости и мерами государственного принуждения. Цель административно-правовых норм: 1) организация и регулирование отношений в сфере обеспечения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также в процессе государственного и муниципального управления в сферах социально-экономического и административно-политического развития и охраны общественного порядка; 2) информационная; 3) охрана и обеспечение законности и дисциплины в сфере обеспечения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также в процессе государственного и муниципального управления в сферах социально-экономического и административно-политического развития и охраны общественного порядка; 4) поощрительная(стимулирование участников отношений к осуществлению административно-правовых действиях на основании закона, закрепленного в административно-правовых нормах); 5) социально-нравственная (формирование правосознания, сознательного отношение к общественному порядку, безопасности и т. д.). Виды административно-правовых норм: 1) по направленности содержания: § что закрепляют порядок создания и правовой режим субъектов правоотношений; § определяющие формы и методы управленческой деятельности; § устанавливающих порядок прохождения государственной службы; § определяют способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении; § регулирующие государственное управление отдельными отраслями народного хозяйства; § определяющие права, обязанности граждан в государственном управлении; § определяющие основания привлечения к административной ответственности и процедурные вопросы ее реализации; 2) по функциональному назначению: § регулятивные; § правоохранительные; 3) по форме предписания: § обязывающие (приписные) – обязывают совершить определенные действия; § запрещающие – запрещают совершать те или иные действия; § разрешительные (управомачивающие, полномочные, диспозитивные; управомачивают действовать в рамках требований нормы, совершать активные действия); § стимулирующие (поощрительные) – обеспечивают воздействие на поведение участников правоотношений с помощью средств морального и материального характера; § рекомендательные – предоставляют участникам правоотношений возможность поиска оптимального варианта поведения. 4) по адресатам: § для органов государственной исполнительной власти; § для других государственных органов; § для государственных служащих; § для государственных предприятий, учреждений, организаций; § для негосударственных предприятий, учреждений, организаций; § для граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства. 5) по содержанию: § материальные; § процессуальные. 6) по пределам действия: § в пространстве; § во времени; § по кругу лиц. 7) по степени общности: § общие; § межотраслевые; § местные (локальные). 8) по полноте изложения содержания: § определенные (абсолютно определенные, относительно определенные); § отсылочные; § бланкетные. 9) по юридической силе нормативных актов, в которых нормы Зафиксированы: § содержащиеся в законах; § содержащиеся в указах, распоряжениях; § содержащиеся в постановлениях; § содержащиеся в решениях; § содержащиеся в приказах; § содержащиеся в инструкциях и тому подобное. Большинство административно-правовых норм имеют императивный характер, который проявляется в: · прямых предписаниях, которые обязывают субъекта действовать только определенным образом без возможности выбора варианта поведения; · в обязательной государственной регистрации в органах исполнительной власти; · в предоставлении субъекту права выбора варианта поведения, однако, не переступая границ поведения, определенных нормой. Практическое использование правил поведения, содержащихся в административно-правовых нормах, означает их реализацию. Реализация административно-правовых норм осуществляется в следующих формах: 1) выполнение – активное поведение субъектов административно-правовых отношений по выполнению юридических обязанностей (получение паспорта, уплата налогов, подача декларации); 2) использование – активное поведение субъектов административно-правовых отношений относительно осуществления предоставленных юридических прав (подача жалобы, заявления); 3) соблюдение – пассивное поведение субъектов административно-правовых отношений по соблюдению запретов; 4) применение – деятельность органов государства по решению управленческих дел и издания индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных и процессуальных юридических норм. На сегодняшнем этапе развития отношений целесообразно разграничивать административно-правовые нормы, направленные на поддержание обороноспособности страны, общественного порядка, общественной безопасности, охрану окружающей природной среды, собирание налогов и других обязательных платежей (охранительные нормы), и административно-правовые нормы, связанные с регулированием деятельности как негосударственных коммерческих организаций, так и общественных организаций, с разрешением возникающих коллективных споров между гражданами, государственными органами, органами местного самоуправления, предпринимателями и проч. (регулятивные нормы). Структура административно-правовой нормы В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция. Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию, деятельность и полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно-правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях. Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия. Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.
3. Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, субъекты которых наделены правами и обязанностями в сфере обеспечения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также в процессе государственного и муниципального управления в сферах социально-экономического и административно-политичного развития и охраны общественного порядка
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |