Задачи и виды деятельности психолога на предприятии.
Лекция 9. Профессиональная деятельность психолога на предприятии Цель лекции: сформировать у студентов представление о профессиональной деятельности психолога на предприятии План: 1. Задачи и виды деятельности психолога на предприятии. 2. Круг обязанностей психолога –эргономиста (инженерного психолога). 3. Круг обязанностей психолога на предприятиях сферы обслуживания. 4. Применение психологических знаний в сфере юриспруденции. 5. Авиационная и космическая психология. 6. Военная психология. Политическая психология. 7. Психология спорта. Задачи и виды деятельности психолога на предприятии. Опыт многих зарубежных фирм и ряда отечественных предприятий свидетельствует о том, что психологическая служба является важным звеном аппарата управления крупных предприятий. Чаще всего психологическая служба предприятия включается в кадровую службу. На небольших предприятиях психолог чаще всего выполняет все функции менеджера по персоналу. Для этого ему необходимо помимо психологических знаний владеть и некоторыми экономическими и правовыми знаниями. Основная цель службы управления персоналом (кадровой службы) – приобретение, удержание и использование необходимой квалифицированной, приверженной и мотивированной рабочей силы. Эта цель достигается посредством решения следующих задач: - Планирование и маркетинг персонала:Разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала предприятия; анализ рынка труда; планирование и прогнозирование потребности в персонале; организация рекламы предприятия как работодателя, поддержание его благоприятного имиджа; поддержка взаимосвязи с внешними источниками персонала. - Найм и учет персонала: организация отборочных процедур; учет найма, перемещений, поощрений и увольнения персонала; профессиональная ориентация персонала; организация рационального использования персонала; управление его занятостью. - Управление трудовыми отношениями: Анализ и регулирование отношений с руководством; управление организационными конфликтами и стрессами; социально-психологическая диагностика; обеспечение соблюдения этических норм взаимоотношений; управление партнерским взаимодействием с профсоюзами; управление культурой организации, обеспечение дисциплины труда. - Условия труда: соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда; соблюдение требований технической эстетики; охрана труда и техника безопасности; организация труда и рабочего места, обеспечение оптимального распорядка работы. -Развитие персонала: Обучение персонала; переподготовка и повышение его квалификации; введение в должность и адаптация новых работников; текущая периодическая оценка результатов труда и трудового потенциала, аттестация; организация рационализаторской и изобретательской деятельности; планирование деловой карьеры; организация работы с кадровым резервом. - Мотивация и стимулирование персонала: нормирование и тарификация трудового процесса; разработка систем оплаты труда; разработка форм морального стимулирования персонала; организация нормативно- методического обеспечения системы управления персоналом. -Социальное развитие персонала: Организация благоприятных условий труда и отдыха, быта персонала, методическое и психологическое обеспечение социальных программ. - Развития организационной структуры управления: Анализ сложившейся оргструктуры управления; проектирование и формирование новой оргструктуры ; разработка штатного расписания; разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства; разработка регламентирующей документации В зависимости от размеров организаций состав задач и соответствующих функций будет меняться. Сегодня кадровые подразделения реализуют многие функции, ранее сосредоточенные по другим подразделениям. Но в то же время они разделяют функции прежде всего с линейными руководителями и с другими службами. Кроме того, многие функции сейчас могут выполняться внешними организациями. Служба персонала может выполнять эти функции следующим образом: - консультировать линейных менеджеров - разрабатывать и реализовывать совместно с линейными руководителями решения и кадровые мероприятия, - иметь собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий. Численность сотрудников службы персонала составляет примерно 1-1.2% от общей численности коллектива. Положение службы персонала в структуре организациизависит от степени развития и особенностей организации. 1. Служба может быть структурно подчинена руководителю по администрированию. Выполняет роль штабного подразделения. 2. В качестве штабного подразделения подчинена общему руководству организации. 3. В качестве штабного органа подчинена высшему руководству. Является более высоким уровнем управления, чем другие директора. 4. Организационно включена в руководство организацией В любом случае, психолог на современном предприятии выступает в качестве организатора работы с людьми на научной основе. Часто психологи труда и организационные психологи выполняют исследовательские проекты, заказываемые «со стороны», например, для получения ответов на вопросы: «Насколько привлекательная работа на данном предприятии?» или «Каковы причины текучести кадров в данной организации?» Одна из типичных психологических задач на производстве – выявление структуры определенной профессиональной деятельности, требований разных профессий к личным качествам человека (его восприятию, памяти, мышлению, воображению, темпераменту, характеру, способностям и т.п.) По результатам такого исследования составляется профессиограмма. Профессиограмма– сводка сведений (технических, технологических, санитарно-гигиенических, психофизиологических) о характерных признаках процесса труда, его условиях и организации. Профессиограмма, в свою очередь, включает в себя психограмму – психологическое описание профессии, анализ операционально-технологического содержания, совокупность профессионально важных психологических и психофизиологических качеств, актуализируемых в данной деятельности и обеспечивающих ее выполнение. Профессионально-важные качества – совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности в конкретной профессии. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, необходимой степени выраженности, характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы. Далее психолог с помощью специально отобранных методик выявляет наличие и выраженность этих качеств у претендентов на вакантные должности или уже работающих сотрудников. Основной вопрос, с которым сейчас обращаются руководители организаций к психологам, касается лояльности персонала. Хотя опытные консультанты утверждают, что лояльность определяется в основном корпоративной культурой компании. Поэтому они большое значение придают выявлению степени сходства ценностей претендента на должность и компании. В обязанности психолога также входит и пропаганда психологических знаний в производственном коллективе.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |