Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИНФОРМАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА



2019-11-13 226 Обсуждений (0)
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 3.

Тема: Психодиагностическая практика в социально – педагогической деятельности (4 часа)

 

План:

1. Проблемы психодиагностической практики в работе социального педагога

2. Алгоритм сбора информации о методиках

3. Психодиагностика как компонент социальной технологии.

4. Диагностические умения и их соответствие этапам диагностической деятельности.

 

В рамках нашей с вами первой лекции мы говорили о понятиях "социально – педагогическая диагностика", "педагогическое проектирование". Теперь наша задача – максимально пристально изучить их взаимосвязь   в рамках социально – педагогической деятельности, а также алгоритм работы соц. педагога в этом направлении.

В выполнении диагностической функции в социально – педагогической деятельности сегодня выявляют несколько проблем, которые касаются именно практической деятельности. К числу наиболее актуальных относятся:

1. Проблема надежности психодиагностической информации

 Эта проблема достаточно древняя. Она возникла вместе с самой психодиагностикой и, вероятнее всего, будет существовать до тех пор, пока будут создаваться новые и совершенствоваться уже имеющиеся диагностики. Эта проблема объясняется тем, что лич­ностные свойства, психофизиологические состояния, пси­хические процессы личности не всегда поддаются непосредственному наблюдению.

И психолог, или соц. педагог, получая информацию о личности через наблюдение, интервью, через опросы – может оказаться в ловушке субъектной интерпретации свойств и переживаемых состояний. Любая психодиагностическая информация, полученная с помощью проективных методик, также представляет собой множество субъектных признаков.

  Объективность наблюдения за внешним поведением человека в той или иной ситуации или в ряде значимых для него ситуаций также имеет свои границы,

Выход из «круга ограничений» следует искать в создании или проектировании психодиагностических комплексов.

Они, с одной стороны, минимизируют погрешности каждого из применяемых методов, а с другойпсиходиагностический комплекс позволяет видеть изучаемый феномен как целост­ное психическое образование человека, взаимодействующего с окружающей реальностью.

2. Проблема выбора и проектирования комплекса методов и методик, адекватных целевому назначению диагностики:

Это одна из самых трудных задач в практической деятельности и самая важная с точки зрения точности диагноза.

Выбор методов и методик диагностики определяется, в первую очередь, индивидуальным содержанием проблемы ребёнка или взрослого, которую должен помочь решить диагност.

В этом плане важен смысл диагностики для каждого участника диагностического процесса, ее конечный результат, возможность принимать рекомендации и готовность следовать им.

Очень большую роль тут играет знание инструментария, который подбирается. Очень важно здесь дать себе ответ на след. вопросы:

• кто и что является предметом диагностирования?

• какие методы будут использованы в диагностическом процессе?

• каким образом будут производиться измерения?

При выборе методик также необходимо учитывать следующие параметры:

Уровень развития.Диагност должен определить степень соответствия инструкции и сложности задач уровню развития обследуемого. В зависимости от уровня психического развития следует выбор инструментария и инструкции. Например, в тесте Р. Кэттелла для детей в возрасте 5-9 лет указаны две инструкции: одна для детей с нормальным психическим развитием, вторая – для детей с подозрением на умственную отсталость.

Состояние или свойства.Психодиагност должен определить, диагностирует ли он динамические проявления психики (например, состояние тревоги) или относительно устойчивые личностные образования (например, тревожность как свойство личности). В зависимости от этого выбираются соответствующие тесты.

Нормы или экстремум. Выбор методики определяется ожиданиями диагноста по отношению к положению обследуемого. Ожидает ли он, что результаты тестирования обследуемого будут похожи на результаты других или же они будут заметно отличаться от них?

Область исследования.Выбор методики определяется спецификой той психической реальности, которая должна быть предметом диагностики. При диагностике свойств личности, мотивации, темперамента используются разные методические приемы. Особенностями каждого диагностируемого психического образования обусловливается выбор не только конкретной методики, но и метода исследования, его организации.

Инструментарий.Выбор методики определяется существованием уже готовых и апробированных средств измерения. Однако при использовании разработанных другими исследователями методик довольно часто возникает непростой вопрос о соответствии этих средств требованиям объективности, надежности, валидности.

•     Исследования, направленные на сравнение с нормой, или исследование единичного случая.Выбор методики зависит от того, предполагает ли диагност определить место обследуемого внутри референтной группы для обобщения или же он предполагает выявлять уникальные внутриличностные особенности обследуемого.

•     Измерительная шкала. Выбор методики определяется видом шкалы получения диагностируемого признака. Речь идет об использовании качественных или количественных признаков диагностируемого феномена. Допустимый способ обработки результатов исследования – это лишь логическое следствие ответа на предыдущий вопрос.

Количество мер.Выбор методики определяется в зависимости от того, используется ли одна или несколько мер для получения одного и того же признака. Важно также уяснить, насколько выбранные меры являются внутренними разновидностями одного измерительного средства или одинаковыми мерами разных средств.

Количество измерений.Выбор методики определяется длительностью и многократностью исследования. Методический набор может меняться в зависимости от того, насколько важны для исследователя многократные повторные измерения, позволяющие выявить направленность и выраженность изменений диагностируемых признаков, или он заинтересован в однократном измерении, дающем представления об актуальном состоянии психических функций и процессов.

3. Проблема профессиональной этики психологов-диагностов.

Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог ру­ководствуется в своей деятельности следующими правилами:

· соблюдать общие технологические требования:определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструмента­рий, получить данные и провести их отбор, пе­реработать и интерпретировать данные, установить диагноз, составить про­гноз развития ситуации и определить содержание и особенности социально-педагогической деятельности с конкретным подопечным;

· соблюдать этические нормы;

· защищать интересы подопечного: соблюдать принцип доброволь­ности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предо­ставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях;

· обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки ис­пользуемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не до­пускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).

Все указанные проблемы тесно взаимосвязаны. Решение одной из проблем существенным образом влияет на состояние другой. Более того, причины негативного отношения к психологической диагностике кроются в не­достаточной разработанности именно этих проблем.

Надежность и объективность диагноза определяется адекватностью методических средств, которые применяются в ходе диагностики, точностью процедуры их применения и, конечно, полнотой и глубиной интерпретации полученных результатов. Большую помощь в этом может оказать соблюдение алгоритма сбора информации о психодиагностических средствах.

Например, такой:

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

1.  Название методики_________________________

2. Автор методики (или автор адаптации, модифика­ции) _________________

3. Источник описания (с указанием фамилии и ини­циалов автора сборника и редактора, места, издательства и года издания) __________________________

4. Назначение ______________________________________________________

5.Стимульныи материал и оборудование (в случае авторской разработки приводится текст и стимульный материал)______________________________

6. Инструкция______________________________________________________

7. Процедура обследования_______________________________________________________

8. Способ обработки ________________________________________________

9. Регистрируемые показатели ________________________________________

10.Среднегрупповые, шкальные или уровневые значения _________________

11.Интерпретация показателей _______________________________________

 

Как мы уже говорили, диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте. На этом основании она является важнейшим компонентом социальной техноло­гии, которую можно представить след. цепочкой:

цель—диагноз — прогноз — программа—внедрение—анализ.

Сегодня чаще всего выделяют 6 основных групп задач диагностической процедуры:

– задачи организации пролонгированных наблюдений за учащимися, их характерами, поступками;

– задачи организации собеседований в процессе изучения учащихся;

– задачи использования опросов в диагностических процедурах;

– задачи изучения учебно-творческих работ учащихся;

– задачи педагогического эксперимента;

– задачи сопоставления фактов для осуществления диагностики.

Это одна точка зрения. Её придерживается Л. Ф. Спирин и его научная школа.

П.Е. Решетников, М.И. Шилова выделяют две группы профессиональных диагностических задач:

1) задачи на «распознавание» состояния личности или же педагогических процессов;

2) задачи, связанные с выявлением причин тех или иных отклонений в развитии личности, ее поведении в ходе образовательного процесса.

 

Структура психодиагностического обследования состоит из трех основных этапов:

• подготовительный, или преддиагностический;

• основной, или диагностический;

• заключительный, или интерпретационный.

Каждый этап преследует свои определенные цели, достижение которых приводит к постановке надежного и объективного диагноза. Базовым этапом является подготовительный. Именно от него зависит организация исследования, выбор методик и корректность их использования.

Он предполагает тщательную подготовкук проведению исследования и включает в себя:

• постановка цели исследования;

• формулирование психодиагностической гипотезы (или нескольких гипотез);

• постановка конкретных задач;

• определение объекта и способа организации исследования;

• формулирование предварительного определения изучаемого феномена;

•создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики;

• выбор психодиагностического пространства;

• выбор психодиагностического времени;

• проведение пилотажного исследования (в случае необходимости);

• корректировка (в случае необходимости) психодиагностического комплекса.

Основной этаппредполагает непосредственное проведение психодиагностического обследования, в ходе которого развертывается процесс коммуникации, социально-психологического взаимодействия психолога с обследуемым. Это «живая», реальная работа диагноста.

Завершается основной этап первичным обобщением психологической информации. Одной из возможных форм такого обобщения может быть составление карт (таблиц) индивидуального или группового обследования, в которых систематизируются использованные методики.

Заключительный этапвключает в себя описание и интерпретацию полученного материала, сопоставление результатов с выдвинутой в начале обследования гипотезой.

По завершении последнего этапа диагност составляет заключение по результатам проведенного исследования.

Формулирование психологического заключения  представляет собой сложный процесс.

Заключение должно содержать ряд сведений, важных для определения состояния психического развития обследуемого, в том числе:

1.    Сведения об обследуемом:

• фамилия, имя, отчество;

• возраст (при обследовании детей – указанием полных лет и месяцев);

• социальный статус (при обследовании взрослых – сведения об образовании, сфере профессиональной деятельности, занимаемой должности; для детей – сведения типе школы, классе);

• семейный статус (информация о семье: полная, неполная, многодетная и т.п.);

• медицинский статус и индивидуальные особенности (группа здоровья, хронические заболевания, инвалидность, леворукость, травмы, ранения и т.п.).

Цель обследования.

3. Перечень использованных методик и условия проведения обследования

4. Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и диагностики:

• эмоциональное и соматическое состояние;

• уровень мотивации и заинтересованности в обследовании, в его результатах;

5.    Описание результатов обследования:

• достижения обследуемого при выполнении тестовых заданий
(в контексте цели исследования!);

• показатели, по которым получены менее высокие результаты;

• показатели, по которым получены низкие значения и которые требуют коррекции.

6.    Выводы:

•     уровень сформированности изучаемых психических образований в соответствии с поставленной целью обследования.

7. Адресные рекомендации. Рекомендации диагноста адресуются либо самому обследуемому, либо заказчику обследования, либо психологу, который будет заниматься в дальнейшем психологическим сопровождением обследуемого, определяя для него способы и формы психологической помощи.

8. Дата написания заключения и подпись психолога, соц. педагога - диагноста (с расшифровкой фамилии). Личная подпись психолога - своеобразное выражение ответственности за правильность диагноза и рекомендаций.

При составлении заключения диагност должен учитывать факторы, влияющие на результат диагностики. Во внимание принимаются индивидуальные социальные, психологические и психофизиологические особенности обследуемого,а именно:

• пол;

• возраст;

• социальный статус;

• чувство тревоги перед оценкой диагноста;

• страх не соответствовать ожиданиям заказчика обследования;

• субъективное понимание инструкций;

• ожидание по отношению к взаимодействию с психологом;

• стиль взаимодействия с диагностом.

Сведения, полученные в ходе исследования и касающиеся интимной стороны жизни обследуемого, которые могут нести угрозу либо самому обследуемому, либо окружающим, должны быть проанализированы особым образом, с соблюдением всех этических принципов диагностики.

Типичные погрешности написания заключения по результатам психодиагностического обследования

Погрешность Смысл Варианты исправления
Употребление слов: «испытуемый», «человек», «мужчина», «женщина», «мальчик», «девочка» и т.п. Снижение ценности личности, нивелирование индивидуального своеобразия личности того, кого обследуется Употребление фамилии, имени; использование безличных предложений тана «обладает высоким уровнем интеллекта», «нечувствителен к неудачам» и т. п.
Употребление выражений: «интеллект страдает», «память западает»   «Низкий уровень интеллектуального развитая», «ослабление функций памяти»
Употребление оценочных суждений: «память плохая», «внимание хорошее» Создание оснований для снижения самоценности обследуемого Результаты описываются с использованием понятий «большой», «низкий», «средний», и т.п., например, «небольшой объем памяти», «высокая концентрация внимания»
Указание цифровых значений показателей без расшифровки их психологического смысла Интерпретация результатов обследуемым на основании собственных обыденных представлений Раскрытие психологического содержания цифровых значений, например «вербальный интеллект достигает 108, что соответствует возрастной норме интеллектуального развития»; или «вербальный интеллект соответствует возрастной норме интеллектуального развития, что проявляется в способности...»

 

Для проведения диагностического обследования большое значение имеют профессиональные знания и навыки диагноста на каждом из этапов.

Таблица соотношения  этапов диагностирования и востребованные ими умения и навыки диагноста.

Этапы диагностической деятельности Операциональный состав диагностических умений
1. Формулирование проблемы и/или описание диагностической ситуации Анализ реальных условий; – выделение проблемы, требующей первоочередного решения.
2. Определение объектов, цели и задач диагностики (в каждом конкретном случае) конкретизация диагностичности цели и задач; – перевод формулировок в операциональные понятия – установление отношения между понятием и измерением (операционализация).
3. Определение критериев (показателей и индикаторов) диагностирования объекта (явления)   – выбор той системы показателей, которая в наибольшей степени отражает конкретные задачи диагностирования (выделение наиболее существенных, доминирующих критериев и показателей)
4. Подбор (разработка и адаптация) методик для решения задач диагностики   – выбор диагностических методов и методик, адекватных поставленным задачам; – определение доступности, рациональности при использовании методик; – координация, взаимодополнение и взаимоконтроль методик для полноты охвата диагностической проблемы и/или описание диагностической ситуации.
5. Сбор информации с помощью диагностических методик   Количественная и качественная обработка полученной информации.


2019-11-13 226 Обсуждений (0)
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИНФОРМАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)