Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Писательский кейс «А поговорить?..»



2019-11-13 209 Обсуждений (0)
Писательский кейс «А поговорить?..» 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 6. Художественный стиль речи

Художественный стиль – это способ самовыражения писателей, поэтому, как правило, он используется в письменной речи. Устно же (например – в пьесах) зачитываются написанные заранее тексты. Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах), драме (пьесах) и эпосе (рассказы, повести, романы).

Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.

Главная задача текста — создать у читателя точные зрительные и эмоциональные образы при прочтении материала.

 

Для всех них характерны следующие морфологические признаки:

· экспрессивность;

· использование множества тропов (метафора, эпитет и т. д.);

· использование образных словосочетаний.

 

Синтаксическим особенностям относят применение:

· отклонения в структурировании предложения;

· множества образных стилистических фигур;

· всевозможных синтаксических средств выразительности;

· глагольных речеведений (каждое движение описывается поэтапно с созданием напряжения ситуации).

Применяется для описания, рассуждения и повествования. Они могут встретиться одновременно в одном тексте, меняясь через абзац. Считается наиболее свободным для написания, так как не имеет строгую структуру текста, как официально-деловой, научный или публицистический стили речи.

 

Черты художественного стиля:

· Совпадение автора и рассказчика, яркое и свободное выражение авторского «я».

· Языковые средства являются способом передачи художественного образа, эмоционального состояния и настроения рассказчика.

· Использование стилистических фигур – метафор, сравнений, метонимий и др., эмоционально-экспрессивной лексики, фразеологизмов.

· Многостильность. Применение языковых средств иных стилей (разговорного, публицистического) подчинено выполнению творческого замысла. Из этих сочетаний постепенно складывается то, что называют авторским стилем.

· Использование речевой многозначности – слова побираются так, чтобы и их помощью не только образы «рисовать», но и вкладывать в них скрытый смысл.

· Функция передачи информации часто скрыта. Цель художественного стиля – передать эмоции автора, создать у читателя настроение, эмоциональный настрой.

 

Образность как главная черта художественного стиля. Использование изобразительно-выразительных средств как основной признак художественного стиля речи.

Основной стилевой чертой стиля художественной литературы ученые считают образность.

Художественный образ — это одно из средств познания и изменения мира, форма выражения чувств, мыслей, стремлений, эстетических эмоций автора. Образ как конкретный факт действительности приобретает черты общие.

Так, образ Печорина по замыслу автора стал обобщенным образом всего поколения.

Образность в художественной речи достигается специальными изобразительными средствами (литературно-стилистическими) — тропами.

Тропы — это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении.

Образные слова и выражения позволяют читателю глубже проникнуть в художественный мир автора, тоньше почувствовать ту гамму чувств и мыслей, которая наполняла его в период создания художественного текста, заставляют задуматься читателя, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять смысл произведения.

Тропы вам хорошо знакомы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории, художественный символ, метонимия, синекдоха, гипербола, литота.

В отличие от тропов, задача которых обогатить мысль новым образным содержанием, стилистические фигуры способствуют эмоциональному воздействию на читателя, усиливая выразительность художественного слова. К ним относят: антитезу, оксюморон, градацию, параллелизм, анафору и т.д.

В художественных текстах выделяется речь героев и речь автора. И то, и другое имеет огромное значение в создании художественного образа.

Границы использования языковых средств в литературном произведении достаточно свободны. Поэтому в стиле художественной литературы нельзя говорить о специфических лексических, морфологических или синтаксических средствах. В выборе слов и построении предложений автор может, как уже говорилось, использовать все средства общенародного языка.

Таким образом, художественный стиль не столько рассказывает, сколько показывает – помогает ощутить обстановку, побывать тех местах, о которых повествует рассказчик. Конечно, имеет место быть и определенное «навязывание» авторских переживаний, однако оно и создает настроение, передает ощущения.

Художественный стиль – один из самых «заимствующих» и гибких: писатели, во-первых, активно используют языковые иных стилей, а во-вторых, успешно сочетают художественную образность, например, с объяснениями научных фактов, понятий или явлений.

 

Писательский кейс «А поговорить?..»

Когда Александр Дюма писал «Трёх мушкетёров» в формате сериала в одной из газет, в контракте с издателем была оговорена построчная оплата рукописи. Для увеличения гонорара Дюма придумал слугу Атоса по имени Гримо, который говорил и отвечал на все вопросы исключительно односложно, в большинстве случаев «да» или «нет». Продолжение книги – «Двадцать лет спустя» – оплачивалось уже пословно, и Гримо стал более разговорчивым.

По сути, неразговорчивый персонаж – это всего лишь авторская хитрость, с ее помощью персонаж получил очень яркую и запоминающуюся черту – покорную и молчаливую верность хозяину.

Вашему вниманию предлагается отрывок из «Трех мушкетеров», в котором Гримо жестами спорит с Атосом. Ваша задача – дать Гримо слово, да не просто на уровне «да» или «нет», а слово противоречивое и аргументированное.

Итак, задание кейса: расшифруйте выделенный курсивом отрывок, превратив его из пантомимы в полноценный диалог, в котором слуга спорит с хозяином и отговаривает его от самоубийственной затеи.

И, желательно, соблюдая стилистику Дюма-старшего, которая хорошо прослеживается в предложенном диалоге.

 

 



2019-11-13 209 Обсуждений (0)
Писательский кейс «А поговорить?..» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Писательский кейс «А поговорить?..»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)