Методы проведения судебно-психологической экспертизы
В отличие от традиционных психологических исследований судебно-психологическая экспертиза имеет свою специфику. При проведении экспертного исследования необходим глубокий анализ природы психических феноменов, которые активизируются при совершении субъектом деликта. Эксперт-психолог обязательно должен учитывать в своем исследовании значение конкретной ситуации как фактора, который обусловил поведение личности. Не учет особенностей ситуации деликта, которые достаточно подробно излагаются в судебных материалах уголовного дела, может снизить объективность полученных экспертом данных. В центре внимания внутренней картины преступления (ВКП) находится психология конкретной личности. В психологическом плане ВКП может рассматриваться как сложный комплекс правосознания, представлений, идей, своеобразно отражающихся в психике преступника. ВКП зависит от структуры личности преступника, от глубины осознания и переживания им о содеянном, от положения преступника в семье, обществе, преступной группе. Основными составляющими внутренней картины проявления преступной деятельности являются: объективное проявление преступной деятельности; уровни эмоционального реагирования личности на содеянное; уровень интеллектуального развития, особенности личности преступника, его жизненный опыт. Среди разнообразных методов судебно-психологической экспертизы необходимо выделить два блока. «Это — экстенсивные методы (метод наблюдения за подэкспертным в период допросов, очных ставок, экспертиз, психологический анализ материалов уголовного дела, биографический метод) и интенсивные (экспериментально-психологические). Как справедливо заметил М. М. Коченов, «ни один из используемых методов не ведет прямо к ответу на поставленные перед экспертом вопросы; только проанализировав и обобщив полученные результаты, эксперт-психолог имеет возможность высказать свои суждения по конкретным вопросам». Экспертное исследование требует тщательно аргументированного подбора методического аппарата. Чрезмерное увлечение методами анкетирования экспертами-психологами не дает положительных результатов и даже может вызвать крайне негативную реакцию со стороны подэкспертного. Анализ личности с помощью опросников способствует выявлению некоторых структурных ее характеристик, но попытка предсказать поведение подэкспертного без учета его состояний и ситуационных факторов является грубой методологической ошибкой. Данные биографического анализа (данные о жизненном пути подэкспертного как личности и субъекта деятельности) необходимо сопоставлять с выявленными в экспертизе индивидуально-психологическими особенностями. Данный методический подход позволяет эксперту-психологу выявить соответствие самооценочных характеристик с конкретными событиями его жизни. Это способствует объективной оценке полученных данных и установлению причинно-следственных связей. Ольга П., 38 лет, подозревалась в убийстве своего сожителя. В процессе психологического обследования по опросникам Кеттелла (формы С и А) и Айзенка (формы А и Б) выделены такие характеристики, как высокая зависимость, конформность, непрактичность, консерватизм, высокий самоконтроль поведения. Это существенно противоречило данным анализа ее конкретных жизненных ситуаций, выявленных с помощью биографического метода: особенности развода с мужем («Я его выгнала из дома»); особенности взаимоотношений с сотрудниками по работе («Часто возникали конфликты, был выговор за недостачу материальных ценностей»); формальные отношения с сыновьями. В экспериментальной части экспертного исследования целесообразно использовать проективные методы (тест Роршаха, ТАТ, методика Дембо-Рубинштейн в различных модификациях, методика «незаконченные предложения», рисуночные тесты). Можно использовать отдельные шкалы опросника Кеттелла, ММРI. Леонгарда, опросника Личко (ПДО) и др. Подбор методики и анализ полученных экспертных данных в значительной степени зависят от роли субъекта преступления в конкретной ситуации деликта (подозреваемый, свидетель, жертва и пр.). СПЭ подозреваемых по уголовным делам имеет свою специфику психологического анализа. Всякое поведение человека, в том числе и антиобщественное, есть форма взаимодействия личности со средой. В. Н. Кудрявцев выделяет три этапа формирования антиобщественного поведения: формирование личности с антиобщественной ориентацией; формирование у субъекта конкретного решения на совершение антиобщественного поступка; реализация этого решения, включая совершение преступления и наступление вредных последствий (Кудрявцев, 1982). Целесообразно проводить экспертное исследование, ориентируясь на каждый этап. На первом этапе экспертного исследования подозреваемых психолог анализирует особенности формирования правосознания, реальных жизненных ценностей, нравственно-нормативных установок, уровень развития самооценки и притязаний личности, а также ее индивидуальные свойства. На втором этапе исследуются особенности способа принятия решений подэкспертным. Принятие решений рассматривается как процесс взаимодействия личностных черт субъекта, его установок, ценностных ориентации, мотивов поведения с особенностями объективной внешней среды, в которой подэкспертный должен действовать. При анализе принятия решений необходимо исследование индивидуальных свойств личности в их соответствии с объективной внешней ситуацией деликта. Эксперт-психолог обращает особое внимание на особенности реагирования личности на затруднительные жизненные обстоятельства. У каждого человека имеются свои индивидуальные комбинации приемов выхода из затруднительной ситуации, что характеризует уровень его адаптации. На данном этапе анализа эксперт-психолог изучает особенности индивидуального реагирования подэкспертного на фрустрацию, стресс, на конфликтные ситуации. С этой целью целесообразно использовать методику Розенцвейга, достаточно широко апробированную в криминальной патопсихологии. Изучение особенностей реализации поступка, включая совершение поступка и наступление вредных последствий (третий этап), требует экспертного анализа степени осознания содеянного подозреваемым, степени психологического стресса, особенностей психологической защиты личности. В процессе СПЭ аффективных состояний важное значение имеет анализ ситуации деликта. Однако наличие конфликтной ситуации является обязательным, но недостаточным при возникновении аффективного состояния. Важную роль играет комплекс индивидуально-психологических особенностей личности и психофизиологических состояний подэкспертного. Порог аффективного реагирования в значительной степени зависит от характерологических особенностей подэкспертного. Поэтому на этапе предварительного следствия, даже когда недостаточно ясна конкретная картина преступления, анализ индивидуально-психологических особенностей будет способствовать выявлению типа аффектогенных ситуаций и характера психогений. Как показывает опыт нашей работы, при протрангированных психогениях аффективные реакции появляются чаще у лиц, склонных к аккумуляции аффективных переживаний. В структуре личности у них наблюдается: нерешительность, повышенная чувствительность, неспособность к активному рациональному разрешению конфликта. При острых психогениях условием возникновения аффективных реакций могут служить такие особенности личности, как недостаточно устойчивая самооценка, «эгоцентризм, неспособность к быстрому принятию решений в сложных ситуациях» (Мамайчук, 1995). При экспертном анализе аффекта необходимо различать понятия «личностные склонности» и «состояния личности». Склонность — это тенденция человека реагировать на ситуацию, а состояние — это реальное проявление склонности, или поведенческая реакция. Например, тревожность — это тенденция эмоционально реагировать на угрожающие стимулы. Состояние тревоги — это реально переживаемое чувство напряженности и нервозности. Научный анализ ПС в юридической психологии имеет особое значение. Это связано с тем, что правонарушения чаще всего совершаются в экстремальных ситуациях, в условиях конфликтного взаимодействия. У участников преступлений возникают такие состояния, как страх, гнев, аффект, фрустрация, тревога и др., и стоит задача правовой оценки этих состояний. Законодательство оперирует такими понятиями, как «состояние невменяемости», «ограниченной вменяемости», «состояние физиологического аффекта». Каждый из них имеет конкретный патопсихологический и психологический эквивалент, например состояние физиологического или психологического аффекта. Кроме того, такой юридический термин, как «беспомощное состояние», в каждом конкретном случае может нести психологическое содержание. Негативные психические состояния (например, эмоциональный стресс, тревога, фрустрированность, страх и др.) нарушают интегрированность поведения личности в ситуации конфликта (преступления), снижают возможность рационального преодоления трудностей. Например, анализ аффективных состояний требует изучения материалов уголовного дела, тщательного психологического анализа криминогенных ситуаций и логики развития самого события преступления. Особое значение принадлежит диагностике психических состояний подэкспертного на всех этапах деликта. Оценка психического состояния требует правильно подобранного методического аппарата. Нередко эксперты-практики при оценке психического состояния используют опросники, например, такие, как шкалы на оценку тревожности. Опыт нашей работы показал эффективность использования цветоассоциативных методов. В последнее десятилетие в практической психологии широко используются цветовые тесты в диагностике различных состояний (эмоциональных, мотивационных и других). Исходным в применении цвета в психологической диагностике является установление в цветопсихологии соответствия определенных цветовых оттенков различным проявлениям эмоциональных состояний человека, «тональности» его состояний. В исследованиях ряда авторов, которые использовали в психодиагностике цвет, подтвердилось существование для основной массы людей традиционной эмоциональной оценки цветов. Например: красный — настроение восторженное, активное; желтый — светлое, приятное; синий — грустное, печальное; фиолетовый — тревожное, тоскливое; черный — состояние крайней неудовлетворенности. На основе этих данных была разработана специальная методика «Цветопись», широко используемая для оценки личностных и групповых эмоциональных состояний (Лутошкин, 1988). Широко используется в современной психодиагностике цветовой тест отношений (ЦТО), отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека. В исследовании А. М. Эткинда показано, что обследуемые закономерно, статистически значимо связывают цвета с эмоционально-личностными характеристиками: так, для красного характерны значения активности, экстраверсии; синему приписываются характеристики, связанные с высокой моральной оценкой; зеленый воспринимается как доминантный, интровертированный; желтый — как очень активный при низкой моральной оценке, что отличает его от менее активного красного; фиолетовый характеризует эгоизм и неискренность; коричневый символизирует слабость и отношение зависимости; черный — отвергаемый цвет, которому приписываются разнообразные негативные характеристики; серый — слабый и пассивный (Эткинд, 1985). Практическое использование цветового теста не ограничивается только изучением эмоциональных состояний и отношений. Цветоассоциативный эксперимент используется также при изучении мотивационных компонентов личности, в частности — в исследованиях психической зависимости от алкоголя (Завьялов, 1984). В судебно-психологической экспертизе важным методическим приемом является соотнесение выявленных личностных характеристик подэкспертного со структурой объективной ситуацией деликта. Изучение ситуации по материалам уголовного дела, а также опросы подэкспертных дают важную информацию об их поведении на этапах деликта. Однако большинство подэкспертных, как правило, затрудняются в вербальном описании своих состояний. Учитывая это, мы для анализа состояния подэкспертных использовали цветоассоциативный эксперимент. Процедура проведения цветоассоциативиого эксперимента (ЦАЭ) состоит из нескольких этапов. На первом этапе проводится тщательный анализ материалов уголовного дела, особенно в той его части, где описана ситуация деликта свидетелями, потерпевшим, подследственным. Затем проводится направленная беседа с подэкспертным о ситуации случившегося. Психолог условно разделяет эту ситуацию на пять этапов, согласно законам литературного жанра. Это — завязка, напряжение, кульминация, развязка и итог. Под завязкой понимается совокупность событий и ситуаций, которые являются предпосылкой совершения преступления. Под напряжением понимается период накапливания отрицательных эмоций в преддверии этого события. Кульминация, так же как и в литературе, предполагает состояние высшего эмоционального накала и развитие связанных с ним событий. Развязка — этап разрешения ситуации, спад эмоционального накала и развитие связанных с ней последствий. Итог — завершение события, возвращение жизнедеятельности в нормальное состояние. Данная процедура позволяет увидеть «окрашенность» каждого этапа развития события, т. е. его эмоциональную характеристику, и выявить наиболее общие тенденции в смене эмоциональных состояний. Кроме того, эксперт-психолог составляет для себя список лиц и понятий, имеющих значение по делу, а также эмоционально значимых для подэкспертного. На втором этапе ЦАЭ подзкспертному предлагается разложить цветные карточки теста Люшера по предпочтению (процедура обследования по методике Люшера). На третьем этапе подзкспертному предлагаются слова, значимые для него в исследуемой ситуации (например, нож, постель, вино, кровь и пр.). Также предлагаются слова из списка значимых для подэкспертного лиц (мать, отец, имя жертвы, свидетеля и пр.). На четвертом этапе эксперт предлагает подзкспертному оценить свое состояние в исследуемой ситуации на всех уровнях от завязки до итога выбором двух цветов из цветового набора. Разрешается выбирать одни и те же цвета. На заключительном, пятом этапе подзкспертному вновь предлагается разложить цвета по предпочтению. Психологический анализ результатов ЦАЭ может дать следствию дополнительную информацию при раскрытии важных обстоятельств по делу. В нашей практике наблюдались случаи, когда оценка психического состояния подэкспертного не соответствовала общей логике динамики преступления, отраженного в материалах уголовного дела. Малолетний свидетель утверждал, что сожитель матери толкнул ее в окно. Мальчик описывал ситуацию достаточно подробно на всех этапах следственных действий. В цветоассоцпативном эксперименте у подэкспертного не были выявлены негативные эмоциональные переживания Итак, использование ЦАЭ в экспертной практике свидетельствует об его валидности при изучении эмоциональных состояний участников преступления на этапах деликта. Данная невербальная процедура позволяет эксперту-психологу оценить динамику эмоционального состояния подэкспертных, дать информацию о внутренних конфликтах, выявить не только осознаваемый, но и бессознательный уровень системы отношений. Все это указывает на высокую целесообразность использования ЦАЭ в обязательном комплексе с другими психологическими методами. При анализе индивидуально-психологических характеристик подэкспертного важное место занимает исследование его самооценки, которая является сложным психологическим образованием. Самооценка включает в себя множество разнородных элементов, относящихся к представлению человека о своем «Я», является важным регулятором поведения, и ее неадекватность по-разному влияет на поведение человека. Например, человек с заниженной самооценкой приписывает себе более низкие возможности, недооценивает свою полезность. Это приводит к ограничению активности, снижению инициативы, особенно в тех случаях, когда ситуация предъявляет повышенные требования к его способностям и умениям. Недостаточная уверенность в своих силах является одной из главных предпосылок появления психической напряженности. При завышенной самооценке нередко проявляется некритичность к себе, стремление переложить свою неудачу на других людей, на обстоятельства. Анализ самооценочного компонента личности должен быть комплексным с обязательным включением экспериментальных данных, а также данных биографии, социально-психологического анамнеза и анализа деятельности подэкспертного.
6. Ориентировочный перечень разрешимых вопросов , выносимых на СПЭ § Какие индивидуально психологические особенности имеет подэкспертное лицо? § Имеет ли подэкспертное лицо индивидуально психологические особенности, которые существенно повлияли на характер ее противоправных действий или преступления или преступной деятельности (отмечается, что именно имеет значение для суда или следствия: повышена агрессивность, подчиненность, жестокость, нерешительность, этические ориентации, социальные установки, мотивационная сфера)? § Какие психологические личные качества и ведущие мотивационные факторы поведения имеет подэкспертное лицо? § В какой связи они находятся с обстоятельствами, которые исследуются по делу? § Могли ли индивидуально-психологические особенности подэкспертного лица существенно повлиять на его поведение во время совершения им противоправных действий (или преступление)? § Какой индивидуально-ролевой статус имеет подэкспертный в преступной группе (лидер, подвластный, ведомый и тому подобное) и предопределено ли это его индивидуально-психологическими свойствами и особенностями социально-психологической структуры преступной группы (преступной группировки)? § Какие особенности имеют психологические факторы сексуально-насильственного поведения подэкспертного (по делам о половых преступлениях)? § Имеет ли подэкспертное лицо индивидуально-психологические особенности, которые существенно повлияли на характер его показаний по делу? § Каким образом семейная ситуация, индивидуально психологические особенности родителей (отметить, если нужно, одного или обоих из них), особенности их воспитательного поведения влияют на эмоциональное состояние, психическое развитие и ощущение благополучия ребенка? § Каким образом могут повлиять условия воспитания каждого из родителей на психологическое состояние и развитие ребенка? § Имеет ли зависимость оценка семейной ситуации ребенком от влияния со стороны родителей и других взрослых? § Имеет ли подэкспертное лицо изменения в эмоциональном состоянии, в индивидуально-психологических проявлениях, которые препятствуют активному социальному функционированию ее как личности и возникли в результате влияния определенных обстоятельств (отметить обстоятельства: безосновательное обвинение, незаконное лишение свободы, клевета, обида, причинение вреда его общественным интересам и тому подобное)? § Является ли ситуация, которая исследуется по делу, психотравмирующей для Н. (отмечаются фамилия, имя и отчество)? § Если так, то нанесены ли Н. (отмечаются фамилия, имя и отчество) страдание (моральный вред)? § Вызваны ли Н (отмечаются фамилия, имя и отчество) страдания (моральный вред) при условиях ситуации (отмечаются условия ситуации), которые исследуются по делу? § Если Н. (отмечаются фамилия, имя и отчество) нанесены страдания (моральный вред), какой возможный размер составляет денежная компенсация за нанесенные страдания Н. (морального вреда)? § В состоянии ли подэкспертное лицо, с учетом его возрастных особенностей, эмоционального состояния, индивидуально-психологических свойств, уровня умственного развития и условий микросоциальной среды (зависимость, угроза, обман и тому подобное), осознавать реальное содержание собственных действий и в полной мере сознательно руководить ими и предусматривать их последствия? § Способно ли подэкспертное лицо, с учетом его эмоционального состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития, правильно воспринимать обстоятельства, которые имеют значение по делу, и давать о них соответствующие показания? § Имели ли существенное влияние индивидуально психологические особенности и эмоциональное состояние подэкспертного лица на его поведение в аварийной ситуации (по делам относительно управления транспортом или механизмами и автоматизированными системами на производстве и тому подобное)? § Находилось ли подэкспертное лицо на момент совершения противоправных действий в эмоциональном состоянии (и в котором именно (сильный страх, подавленность, растерянность, отчаяние, эмоциональный стресс, фрустрація и тому подобное), что существенно повлиял на его сознание и поведение (или, согласно делу, на деятельность, выполнение профессиональных обязанностей)? § Находилось ли подэкспертное лицо в состоянии выраженного эмоционального возбуждения или эмоционального напряжения, что могут рассматриваться как психологическое основание состояния сильного душевного волнения? § Находилось ли подэкспертное лицо на момент совершения противоправных действий в состоянии физиологичного аффекта как психологического основания сильного душевного волнения? § В каком эмоциональном состоянии находилось подэкспертное лицо в период, который предшествовал его самоубийству? § Возникло ли эмоциональное состояние подэкспертного лица в период, который предшествовал его самоубийству, в результате действий обвиняемого (отметить: насилие, действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое отношение или систематическое унижение человеческого достоинства и тому подобное)? § Способно ли подэкспертное лицо, исходя из уровня его умственного развития, индивидуально-психологических особенностей и эмоционального состояния, правильно понимать характер и значение совершаемых с ним действий и осуществлять сопротивление (по делам о половых преступлениях)? § Способно ли подэкспертное лицо, с учетом уровня его умственного развития и индивидуально психологических особенностей, понимать характер и фактическое содержание собственных действий, руководить ими и предусматривать их последствия? § Имеет ли подэкспертное лицо отклонения в психическом развитии, которые не являются проявлениями психического заболевания? Если имеет, то которыми именно являются их признаки? § Повлияли (и каким образом) ли индивидуальные свойства психических процессов подэкспертного лица (указать в зависимости от того, что имеет значение по делу: память, внимание, восприятие, мышление, особенности эмоциональных реакций) или функционирования сенсорных процессов (зрение, слух, обоняние и тому подобное) на адекватность восприятия им особенностей и содержания ситуации (отметить имеющиеся признаки ситуации, которая исследуется по делу), на их воссоздание в показаниях? § В соответствии с особенностями конкретных обстоятельств дела, которое исследуется следствием или судом, при консультировании с экспертом вопросы, разрешимые психологической экспертизой, компонуются в целесообразные для дела блоки.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |