Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типаж технологического оборудования



2019-11-13 429 Обсуждений (0)
Типаж технологического оборудования 0.00 из 5.00 0 оценок




Типаж и назначение технологического оборудования,

Используемого при техническом обслуживании,

Ремонте, хранении и заправке автомобилей

План лекции:

 

1. Введение.

2. Типаж технологического оборудования.

3. Уровень механизации.

4. Степень механизации.

5. Обоснование выбора оборудования.

 

Введение

Основные понятия и определения. Под механизацией технологических процессов технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р) автомобилей в автопредприятиях понимается полная или частичная замена ручного труда машинным в той части технологического процесса, в которой происходит изменение технического состояния автомобилей, при сохранении участия человека в управлении машиной.

Механизацию технологических процессов подразделяют на ча стичную и полную.

Частичная механизация связана с механизацией отдельных движений и операций, за счет которой облегчается труд и ускоряется выполнение соответствующих технологических операций.

Полная (или комплексная) механизация охватывает все основные, вспомогательные и транспортные операции технологического процесса и представляет собой практически полное устранение ручного труда и замену его машинным. Деятельность рабочего сводится к управлению машиной, регулированию ее работы и контролю за качеством выполнения технологического процесса. Комплексная механизация является предпосылкой для автоматизации и роботизации технологических процессов, что является высшей степенью механизации.

Автоматизация технологического процесса позволяет исключить ручной труд. Здесь в функции рабочего входят наблюдение за ходом технологического процесса, контроль за качеством его выполнения и регулировочно-наладочные работы.

Автоматизация технологических процессов предполагает автоматизацию некоторых операций управления машинами и механизмами при полной (комплексной) механизации всех трудоемких операций технологического процесса.

По данным науки примерно 60 % всего прироста производительности труда во всех отраслях народного хозяйства обеспечивается за счет внедрения новой техники, более современной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, около 20 % – в результате улучшения организации производства и около 20 % – благодаря повышению квалификации работающих.

Механизация технологических процессов ТО и ТР автомобильного подвижного состава имеет важное технико-экономическое и социальное значение, которое выражается в уменьшении численности ремонтных рабочих за счет снижения трудоемкости работ по ТО и ТР автомобилей, повышении качества выполнения ТО и Р, улучшении условий труда ремонтных рабочих.

Снижение трудоемкости работ по ТО и ТР достигается за счет сокращения времени выполнения соответствующих операций в результате внедрения средств механизации.

Так, использование автоматической линии М-118 для мойки легковых автомобилей позволяет сократить трудоемкость выполнения этих работ в 7,5 раза, электромеханического подъемника 468М – в 2 раза, электрогайковерта модели И-303М для гаек колес – в 1,5 раза, стенда Ш509 для демонтажа шин грузовых автомобилей – в 2 раза и т.д.

Большое влияние механизация технологических процессов оказывает на качество выполнения ТО и ТР. Особенно это характерно для контрольно-диагностических, моечно-заправочных, уборочно-моечных, монтажно-демонтажных работ.

В свою очередь улучшение качества способствует повышению надежности работы автомобиля на линии, сокращению потока отказов и, следовательно, сокращению объема выполняемых работ, уменьшению потребного числа ремонтных рабочих, времени простоя автомобилей в ТО и ремонте и в ожидании ТО и ремонта, увеличению времени работы автомобиля на линии.

Улучшение условий труда ремонтных рабочих является одной из основных задач, решаемых при механизации технологических процессов ТО и ремонта подвижного состава. Пока еще велика доля технологических операций, выполняемых с применением неквалифицированного ручного труда, главным образом тяжелого, однообразного, утомительного и вредного для здоровья ремонтных рабочих. К таким операциям относятся, прежде всего, демонтаж, монтаж и внутри гаражная транспортировка узлов и агрегатов грузовых автомобилей и автобусов (передний и задний мосты, двигатель, редуктор, коробка передач (КП), рессоры и другие), уборка и мойка салонов автобусов и кузовов грузовых автомобилей, мойка автомобилей всех типов и автобусов, вулканизация покрышек и другие.

Механизация этих работ, с одной стороны, способствует росту производительности труда ремонтных рабочих и повышению качества выполнения ими ТО и ремонта автомобилей (за счет меньшей утомляемости и повышения работоспособности), что влечет за собой сокращение потребного числа ремонтных рабочих, сокращение времени простоя автомобилей в ТО и ремонте и в ожидании ТО и ремонта, увеличение времени работы автомобиля на линии.

С другой стороны, механизация тяжелых и вредных работ позволяет снизить число случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний у ремонтных рабочих и связанные с ними потери рабочего времени.

Социальное значение механизации ТО и ремонта выражается в улучшении условий труда рабочих, уменьшении текучести кадров, во всестороннем и всеобщем повышении культурно-технического уровня ремонтных рабочих.

Улучшение условий труда ремонтных рабочих при механизации достигается за счет организации рабочих мест (выбор и рациональная расстановка технологического оборудования в соответствии с требованиями научной организации труда). При этом большое значение имеет эксплуатационная технологичность используемого оборудования, т.е. удобство его использования при ТО и ремонте автомобилей.

Уменьшение текучести кадров при механизации происходит за счет удовлетворенности работающих характером и условиями труда. Следствием этого является повышение производительности труда ремонтных рабочих, улучшение качества выполняемых ими работ за счет роста их профессиональной квалификации.

Перед началом проведения работ по механизации технологических процессов ТО и ремонта автомобилей особую важность имеет оценка конечных результатов механизации, т.е. ее влияние на показатели деятельности автопредприятия.

Комплексная механизация и автоматизация позволяют:

- снизить трудоемкость и себестоимость ТО и ТР подвижного состава;

- улучшить качество их выполнения;

- сократить требуемое число ремонтных рабочих;

- снизить простои автомобилей в ТО и ТР;

- увеличить время работы автомобилей на линии;

- улучшить показатели деятельности автопредприятия (коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска и др.)

НИИАТом были проведены исследования по определению влияния уровня обеспеченности АТП технологическим оборудованием на такие показатели деятельности автотранспортных предприятий (АТП), как число ремонтных рабочих на 100 автомобилей, коэффициент технической готовности (КТГ) парка автомобилей, коэффициент выпуска парка, расход запчастей и топливно-смазочных материалов [1]. При этом уровень обеспеченности АТП оборудованием определялся приведенной стоимостью технологического оборудования на 100 автомобилей.

Для сравнительной оценки были взяты 40 грузовых АТП и 40 автобусных парков, причем списочный подвижной состав колебался от 65 до 716 единиц. Все АТП были подвергнуты подробному обследованию с целью сбора необходимых данных.

Результаты проведенного анализа говорят о заметном влиянии уровня обеспеченности АТП технологическим оборудованием на показатели, характеризующие результаты их деятельности (рис. 1, 2, 3). С ростом оснащенности АТП технологическим оборудованием значительно уменьшается требуемое число ремонтных рабочих на 100 автомобилей, резко возрастают КТГ и коэффициент выпуска парка (за счет сокращения дней простоя в ремонте и в ожидании ремонта), что, в конечном итоге, приводит к снижению величины фонда заработной платы и повышению доходов АТП.

В настоящее время задача комплексной механизации производства еще далека от своего разрешения. Поэтому сейчас является актуальным изучение фактических уровней механизации технологических процессов ТО и ТР на автопредприятиях.

  Рис. 1. Зависимость потребности в ремонтных рабочих (Р) от приведенной стоимости технологического оборудования (Соб) 1 – грузовые АТП;  2 – автобусные парки

 

  Рис. 2. Влияние уровня обеспеченности технологическим оборудованием на коэффициент технической готовности автомобильного парка (ат): 1 – грузовые АТП;  2 – автобусные парки

 

  Рис. 1.3. Влияние обеспеченности АТП технологическим оборудованием на коэффициент выпуска (Кв): 1 – грузовые АТП;  2 – автобусные парки

 

Это позволит определить наиболее эффективные направления механизации, выявить зоны и участки с наибольшим использованием ручного труда (в том числе тяжелого и неквалифицированного), разработать комплекс мероприятий по повышению уровня механизации. При этом важно проанализировать фактические уровни механизации не только для автопредприятий в целом, но и для отдельных его подразделений, зон, участков, служб.

По результатам анализа могут быть разработаны планы повышения уровней механизации АТП, позволяющие достигнуть большей эффективности проведения ТО и ТР автомобилей, сократить число ремонтных рабочих, увеличить время работы автомобилей на линии.

Типаж технологического оборудования

 

 Для современных автопредприятий (АТП, СТОА) промышленностью выпускается большая номенклатура технологического оборудования, различающегося как по конструктивному устройству, так и по принципу действия. В соответствии с действующим в системе автотранспорта России «Табелем технологического оборудования...» для использования в АТП и автотранспортных объединениях рекомендуется 241 модель технологического оборудования. При этом в упомянутом нормативно-техническом документе не приведены многие наименования образцов оборудования, широко используемого и на автопредприятиях, и на других объектах народного хозяйства иного профиля (станочного, деревообрабатывающего, сварочного, кузнечного и т.д. и т.п.).

Суммарное количество моделей технологического оборудования различного назначения, используемого на каждом из автопредприятий страны, составляет от нескольких десятков до нескольких сотен наименований.

Однако, при внимательном рассмотрении всего спектра технологического оборудования, которым оснащается современное автопредприятие, можно выделить две большие его группы.

К первой относится специализированное технологическое оборудование, которое непосредственно используется в технологических процессах, применяемых в автопредприятиях с целью поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии.

Технологическое оборудование, входящее в эту группу, можно подразделить на 6 подгрупп:

1. Оборудование для выполнения уборочно-моечных работ.

2. Подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное оборудование.

3. Оборудование для смазки, промывки и заправки автомобилей маслами, воздухом и рабочими жидкостями (смазочно-заправочное оборудование).

4. Оборудование, приборы, приспособления и инструмент для выполнения монтажно-демонтажных, разборочно-сборочных и ремонтных работ.

5. Контрольно-диагностическое оборудование.

6. Шиномонтажное и шиноремонтное оборудование.

Ко второй группе относится оборудование общего назначения, получившее широкое применение не только в автопредприятиях, но и на других объектах народного хозяйства и являющееся по характеру своего использования универсальным.

Это оборудование можно подразделить на две подгруппы:

1. Технологическое оборудование для выполнения кузнечных, с варочных, медницких, аккумуляторных, электроремонтных, радиотехнических, деревообрабатывающих и прочих работ.

2. Оборудование, используемое для эксплуатации инженерных сетей и сооружений автопредприятия: систем отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения и т.д.

Имеется целая сеть проектно-конструкторских организаций и заводов по проектированию и изготовлению технологического оборудования. Значительное количество оборудования закупается за рубежом.

В то же время технологическое оборудование общего назначения, в основном, изготавливается и поставляется в автопредприятия из других отраслей промышленности.

На АТП применяют универсальное и специализированное оборудование, которое изготовляют на предприятиях различных министерств и ведомств    (моечные машины, подъёмники, диагностические приборы). Кроме того, широко используют нестандартное оборудование, изготавливаемое собственными силами (стеллажи, верстаки, тележки и др.).

Технологическое оборудование, используемое на АТП, в зависимости от его применения можно подразделить по другому принципу на 4 группы

1. Подъёмно-осмотровое оборудование.

2. Подъёмно-транспортное оборудование.

3. Специализированное оборудование для ТО автомобилей.

4. Специализированное оборудование для ТР автомобилей.

Первая группа включает оборудование и устройства, обеспечивающие при ТО и ТР удобный доступ к агрегатам, механизмам и деталям, расположенным снизу и сбоку автомобиля. Сюда входят осмотровые канавы, эстакады, подъёмники, опрокидыватели и гаражные домкраты.

Примерное распределение объёмов работ ТО – 1, ТО – 2 при обслуживании грузовых автомобилей на различных уровнях следующее: сверху 40 … 50 %, снизу 40 … 50 %, сбоку 10 … 20 %.

Вторая группа включает оборудование для подъема и перемещения агрегатов, узлов и механизмов автомобиля: передвижные краны, электротельферы, кран-балки, грузовые тележки и конвейеры и т.п.

Третья группа – специализированное оборудование, предназначенное для выполнения технологических операций ТО: уборочно-моечных, крепежных, смазочных, диагностических, регулировочных, заправочных.

Четвертая группа – специализированное оборудование, предназначенное для выполнения технологических операций ТР: разборочно-сборочное, слесарно-механическое, кузнечное, сварочное, медницкое, кузовное, шиномонтажное и вулканизационное, электротехническое и для ремонта систем питания.

 

Уровень механизации

 

 Уровень Ум ( % ) производственных процессов определяет долю механизированного труда в общих трудозатратах и рассчитывается по формуле:

,

где Тм – трудоёмкость механизированных операций процесса из применяемой технологической документации, чел.·мин.;

    То – общая трудоёмкость всех операций процесса из применяемой технологической документации, чел.·мин.

 

Степень механизации

 

Степень механизации См производственных процессов определяет замещение рабочих функций человека реально применяемым оборудованием в сравнении с полностью автоматизированными технологическими процессами. Количество замещаемых оборудованием рабочих функций человека определяется “ звенностью ” оборудования ( Z ), которая характеризует его совершенство ( например, ручной инструмент ( отвертка ) – Z = 0; машина ручного действия ( дрель ), Z = 1,0; механизированная ручная дрель ( электрическая дрель ), Z = 2,0; механизированная машина ( автопогрузчик, пресс ), Z = 3,0; машина-полуавтомат, Z = 3,5 ( автоматическая мойка ); машина-автомат, Z = 4,0 ( автоматическая линия мойки с конвейером ); гибкие автоматизированные производства, Z = 5,0 ( на автомобильном транспорте ещё не применяется ).

Степень механизации производственных процессов См ( % ) рассчитывается по формуле:

,

где М = z1M1 + z2M2 + z3M3 + z4M4 + z3,5M3,5;

   z1 , z2 , z3 , z3,5 , z4 – звенность применяемого оборудования, соответственно, равная 1 ; 2 ; 3 ; 3,5 ; 4

    M1 – количество механизированных операций, выполняемых с применением оборудования со звенностью Z = 1; и т.п.;

     n – общее количество операций.

Сопоставляя фактическое значение М с максимально возможным, можно оценить технический уровень любой машины с точки зрения замещения функций человека в процессе труда.

К ручным (немеханизированным) операциям относятся операции, выполняемые с использованием инструмента и оборудования со звенностью Z = 0.

К механизированным относятся операции, выполняемые с использованием оборудования и инструмента со звенностью Z = 1 … 3.

К автоматизированным относятся операции, выполняемые с использованием оборудования со звенностью Z = 3,5 … 5. Для технологического оборудования, используемого при ТО и ремонте, максимальная звенность - Z = 4.

 



2019-11-13 429 Обсуждений (0)
Типаж технологического оборудования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типаж технологического оборудования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.026 сек.)