Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Признаки административного процесса:



2019-11-13 178 Обсуждений (0)
Признаки административного процесса: 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 12. Административный процесс и административное судопроизводство

 

  Направление подготовки   40.03.01 Юриспруденция

 

Донецк 2019

План

Вступление

1.Основные подходы к определению понятия административного процесса, его признаки, принципы, структура, классификация.

2.Характеристика отдельных видов административных производств.

Заключение

 

Литература

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Донецкой Народной Республики принята Народным Советом ДНР 14.05.2014г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/konstitutsiya/

2. Закон О местных выборах Донецкой Народной Республики: Закон Донецкой Народной Республики от 28.10.2014 [Электронный ресурс]. –http://vida.ucoz.ua/index/o_mestnykh_vyborakh/0-21

3. Закон о министерстве государственной безопасности № 02-IHC Принят Постановлением Народного Совета 12.12.2014 года, действующая редакция по состоянию на 14.01.2015 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-dnr-o-mgb/

4. Закон о статусе военнослужащих № 09-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 13 февраля 2015 года, действующая редакция по состоянию на 14.07.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-statuse-voennosluzhashhih/

5. Закон о воинской обязанности и военной службе № 08-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 13 февраля 2015 года, действующая редакция по состоянию на 14.07.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-voinskoj-obyazanosti-i-voinskoj-sluzhbe/

6. Закон об обращениях граждан № 13-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 20.02.2015, действующая редакция по состоянию на 27.02.2015 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-ob-obrashheniyah-grazhdan/

7. Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности № 25-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 20.03.2015, действующая редакция по состоянию на 17.03.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-advokature/

8. Закон о системе государственной службы Донецкой Народной Республики № 32-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 3 апреля 2015 года, действующая редакция по состоянию на 17.05.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-gos-sluzhbe/

9. Закон о прокуратуре Донецкой Народной Республики № 122-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 15 апреля 2016 года, действующая редакция по состоянию на 17.05.2016 [Электронный ресурс]-http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-prokurature-donetskoj-narodnoj-respubliki/

10. Закон о системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики № 35-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 24 апреля 2015 года, действующая редакция по состоянию на 14.07.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-sisteme-organov-ispolnitelnoj-vlasti/

11. Закон о гражданской обороне № 07-IHC Принят Постановлением Народного Совета 17 мая 2015 года, действующая редакция по состоянию на 17.05.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-grazhdanskoj-oborone/

12. Закон о здравоохранении № 42-IHC Принят Постановлением Народного Совета 24.04.2015, действующая редакция по состоянию на 04.06.2015 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-zdravohranenii/

13. Закон об образовании № 55-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 19.06.2015 года, действующая редакция по состоянию на 29.03.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/

14. Закон о нотариате № 142-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 24 июня 2016 года, действующая редакция по состоянию на 04.08.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-notariate/

15. Закон о нормативных правовых актах № 72-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 7 августа 2015 года, действующая редакция по состоянию на 14.07.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-normativnyh-pravovyh-aktah/

16. Закон о полиции № 85-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 07.08.2015, действующая редакция по состоянию на 08.12.2015 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-o-politsii-donetskoj-narodnoj-respubliki/

17. Закон о культуре № 98-IHC, Принят Постановлением Народного Совета 25.12.2015, действующая редакция по состоянию на 19.01.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakon-o-kulture-donetskoj-narodnoj-respubliki/

18. Закон об обороне № 84-ihc закон об обороне № 84-IHC от 14.08.2015, действующая редакция по состоянию на 19.01.2016, действующая редакция по состоянию на 19.01.2016 [Электронный ресурс ] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-ob-oborone/

19. Закон о таможенном регулировании в Донецкой Народной Республике № 116-IHC , Принят Постановлением Народного Совета 25 марта 2016 года, действующая редакция по состоянию на 25.04.2016 [Электронный ресурс] - http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-tamozhennom-regulirovanii-v-donetskoj-narodnoj-respublike/

20. Кодекс Украины об административных нарушениях от 07.12.1984 № 8073-X [Электронный ресурс]- http://kodeksy.com.ua/ka/kodeks_ukrainy_ob_administrativnyh_narusheniyah.htm

21. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики №9-1 от 02.06.2014г. «О применении Законов на территории ДНР в переходный период» [Электронный ресурс] - http://old.dnr-online.ru/doc/dokumenty-soveta-ministrov/postanovlenie-9-1-ot-02-06-2014g-o-primenenii-zakonov-na-territorii-dnr-v-perexodnyj-period/

22. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.10.2014 г. № 40-2 «О судебной системе». [Электронный ресурс] - http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/07/40-2.pdf

23. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.10.2014 г. № 41-6 «О подготовке проектов нормативных правовых актов Совета Министров Донецкой Народной Республики». [Электронный ресурс] - http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/07/41-6.pdf

24. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.01.2015 г. № 1-2 «Об утверждении Правил делопроизводства в органах исполнительной власти». [Электронный ресурс] - http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/07/1-2.pdf

25. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016 г. № 1-16 «Об утверждении Порядка ведения Государственного реестра нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики и предоставления сведений, содержащихся в нем». [Электронный ресурс] - http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/03/1-16.pdf

26. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.02.2016 г. № 1-17 «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики и осуществления систематизации нормативных правовых актов, содержащихся в ней». [Электронный ресурс] - http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2016/03/1-17.pdf

 

Основная :

27. Бахрах Д.Н. "Административное право" : Учебник - М., 1993 г.

28. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 1997.

29. Кивалов С.В., Белая Л.Р. Административное право: учебное пособие/ изд. вторых, перераб . и доп. – Одесса., 2002.- 312

30. Колпаков В.К., Кузбменко О.В. Административное право: учебник.- К.: Юринком интер , 2003.-544 с.

31. Административное право Украины: Учебник / Ю. П. Битяк, В. М. Гаращук, О. В. Дьяченко и др .; Под ред. Ю. П. Битяк. - М .: Интер, 2007. - 544 с.

32. Аверьянов В.Б. Административное право Украины: учебник/ Аверьянов В. Б, Стеценко С. Г. - К.: Атика, 2007. - 624 с.

33. Стеценко С. Г. Административное право Украины: учеб. пособ. / С. Г. Стеценко. - К.: Атика, 2007. - 624 с.

34. Учебник / Ю. П. Битяк (рук. Авт. Колл.), В. М. Гаращук, В. В. Богуцкий и др .; под общ. ред. Ю. П. Битяк, В. М. Гаращука, В. В. Зуй. - Х.: Право, 2010. - 624 с.

35. Административное право: учебник для студентов вузов / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. - М.: Норма, 2010. - 992 с

36. Агапов, А.Б. Административная ответственность: учебник / А.Б. Агапов. - 4-е изд. и пераб и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 435 с.

37. Глущенко П.П. Административное право. Краткий курс. /П.П. Глущенко, Н.Н. Жильский и др. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 272 с.

38. Кононов П. И. Административное право: учебник / П. И. Кононов. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 648 с.

39. Конин Н. М. Административное право: учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 574 с.

40. Копытов Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 649 с.

41. Административное право: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. /Отв. ред. Л.Л. Попов. – М.: Проспект, 2015. – 560 с.

42. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 937 с. Зеленцов А. Б.

43. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 4-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2009. —869 с.

44. Демьян Николаевич Бахрах. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002.

45. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. — 4-е изд., пересмотр. и доп. -— М.: Норма, 2009. — 928 с.

46. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД "Зерцало-М". 2003. — 608 с.

47. Административное право Российской Федерации : учебник для бакалавров / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под ред. Л. Л. Попова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 447 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.

48. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002. - 697 с.

49. Муниципальное право Рос­сийской Федерации: учебник для студентов вузов, обучаю­щихся по направлению подго­товки и спец. "Юриспруден­ция". /Шугрина Е.С. - М.:Проспект,2008.-672 с.

50. Муниципальное право Рос­сийской Федерации:учебник для бакалавров вузов, обуча­ющихся по направлению "Юриспруденция"./Пешин Н.Л.- М.:Юрайт,2011.-463 с.

51. Административное право: для студентов вузов. / Смоленский М.Б. Ростов н/ Д:Феникс,2010.-253 с.

52. Административное право Учеб. для вузов издание 5-е переработанное и дополненное. /Бахрах Д.Н. М.: Эксмо, 2008

53.  Административное право: учебник для бакалавров и студентов вузов, обучающихся по направлению "Юриспруденция", спец.: "Юриспруденция", "Правоохранительная деятельность". /Агапов А.Б М.:Юрайт, 2011.-821 с.

54. Административное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Юриспруденция"./Акопов Л.В. М. ; Ростов н/Д:Дашков и К ; Наука-Пресс,2007.-352 с.

 

 

Вступление

Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, постольку имеются необходимые основания для того, чтобы ее также рассмотреть с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму.

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, то есть соответствующих правил должного поведения.

Осуществление государственно-управленческой деятельности исполнительными органами есть административно-процессуальные действия правоприменительного и правоохранительного характера.

 

 

1. Понятие административного процесса, его признаки, принципы, структура, классификация

 

На сегодняшний день в административной науке не сложилось устоявшегося и единого понимания административного процесса. Можно выделить, по крайней мере, три основных подхода к его определению.

Первый подход (его еще называют "юрисдикционным") предусматривает так называемое "узкое понимание административного процесса", согласно которого административный процесс - это урегулированный нормами административно процессуального права порядок применения мероприятий административного принуждения и прежде всего административных взысканий (иными словами, в узком понимании административный процесс – это производство по делам об административных правонарушениях). В таком понимании административный процесс имеет исключительно юрисдикционный (правоохранительный) содержание.

Согласно второму подходу  ("управленческому"), его еще называют «широким пониманием административного процесса», административный процесс предлагается рассматривать как урегулированный нормами административно-процессуального права порядок рассмотрения индивидуально конкретных дел в сфере исполнительной деятельности органов государственного управления, а в предусмотренных законодательством случаях и другими, уполномоченными на то органами. Другими словами, в широком понимании административный процесс – это вся совокупность административных производств. Данный подход предполагает распространение понятие административного процесса не только на юрисдикционную, но и регулятивную, т. е. на всю нормотворческую и правоприменительную деятельность административных органов.

Наконец, выделяется и третий подход к определению административного процесса, который происходит от понимания юридического процесса как формы правосудия. Следовательно, административный процесс в данном случае рассматривается только как судебное рассмотрение публично-правовых споров, отнесенных к компетенции административных судов.

Следует отметить, что доминирующим в административно правовой научной и учебной литературе остается именно "широкое понимание административного процесса". В любом случае следует различать понятия административного процесса (это всегда деятельность) и административно-процессуального права (это правовые нормы, которые эту деятельность регулируют).

Следовательно, исходя из широкого понимания административного процесса выделяют следующие его признаки и принципы.

Признаки административного процесса:

1) административный процесс связан с государственным управлением, его правовыми формами;

2) связь с материальными нормами административного права;

3) это деятельность, в результате которой возникают общественные отношения, урегулированные нормами административно-процессуального права. Можно отметить, что административный процесс состоит из двух частей: во-первых, деятельности органов государственного управления по рассмотрению конкретных дел; во-вторых, отношений между участниками этой деятельности.

Административный процесс базируется на таких принципах, как:

· верховенство права, законность, охрана интересов лица и государства;

· равенство сторон;

· национальный язык;

· самостоятельность органов (должностных лиц) в принятии решений; оперативность и доступность;

· гласность и открытость, официальность (публичность), полнота;

· объективность и беспристрастность, этичность в отношениях;

· экономичность;

· подконтрольности и ответственности должностных лиц.

Кроме того, во время осуществления административно-процессуальной деятельности публичной администрации должна находит свои воплощения правовая презумпция невиновности и презумпция правомерности действий и требований лиц, обращающихся в государственные органы, ее еще называют презумпцией правомерности правовой позиции гражданина.

Административный процесс в широком смысле имеет свою структуру, состоящую из совокупности производств, под которыми понимают деятельность по решению определенной, сравнительно узкой группы однородных дел. Любое производство состоит из процессуальных стадий, которые в свою очередь делятся на этапы, которые наполнены действиями.

Выделяют следующие стадии административно-процессуальной деятельности:

I. Стадия анализа ситуации (возбуждение административного дела).

II. Стадия принятия решения по делу.

 III. Стадия исполнения принятого решения (завершающая стадия).

В практике применения административно-процессуального законодательства методологически необходимо последовательно и четко разграничивать понятия «процесс», «производство», «отдельное производство», «стадия».

Таким образом, административное производство – это вид административного процесса, который объединяет последовательно осуществляемые уполномоченным субъектом (публичной администрацией) процессуальные действия по рассмотрению и разрешению индивидуальных дел.

Любое производство по административным делам состоит из ряда отдельных операций. Изучение таких операций в различных видах административных производств, свидетельствует, по крайней мере, четырех признаках, которые свойственны для них.

Во-первых, они осуществляются последовательно, то есть одна операция сменяет другую, образуя своеобразный цепь действий.

Во-вторых, расположение операций в этой цепи имеет неслучайный характер. Их последовательность логически определена. Так, вынесение постановления по делу не может предшествовать такой операции, как составление протокола об административных правонарушениях.

В-третьих, различным видам административных производств, присущи разные по характеру и назначению операции. Различаются они и по степени урегулированности административно-процессуальными нормами.

В-четвертых, осуществление той или иной операции в том или ином производстве определяется административно-процессуальными нормами и выступает как момент реализации материальных норм административного права.

Эти логические и последовательно заменяемые друг друга операции принято называть стадиями административного производства.

Итак, под административной процессуальной стадией следует понимать относительно обособленные части административного производства, которые представляют собой совокупность процессуальных этапов, направленных на достижение локальной задачи в рамках общей цели решения конкретного дела.

Каждая стадия имеет свои этапы, которые наполнены действиями.

Этапы административного производства – это совокупность последовательных процессуальных действий, объединенных единой промежуточной целью на определенном отрезке конкретного административного производства.

Действие административного производства – это наименьший структурный элемент административного процесса.

В науке административного права выделяют немало производств, основными из которых являются:

- производство по делам об административных правонарушениях;

- производство по обращениям граждан;

- дисциплинарное производство;

- регистрационное и разрешительное производство;

- контрольно-надзорное производство;

- делопроизводство;

- производство по разработке и принятию нормативно-правовых актов;

- производство по разработке индивидуальных актов управления;

- производство по применению мер принуждения, производства по земельным, налоговым, пенсионным и другим вопросам;

- учредительное производство (создание, ликвидация, реорганизация организационных структур в сфере государственного управления);

- аттестационное производство;

- производство о применении поощрений, присвоения почетных званий, наград.

Существуют различные варианты классификации административного процесса, которые осуществляются путем деления на определенные группы на основании определенного критерия.

Юрисдикционные производства – это производства, для которых характерным является наличие следующих признаков:

1) наличие спора;

2)надлежащее процессуальное оформление;

3) состязательность сторон в производстве;

4) обязательное принятие решения в виде юридического акта;

5) разнообразие органов, уполномоченных рассматривать административные дела.

К таким производствам следует отнести:

- производство по делам об административных правонарушениях;

- дисциплинарное производство;

- производство по жалобам лиц.

Неюрисдикционное производство – это производство, которому наличие признаков юридисдикционного характера не присуще:

- производство по обработке и принятию нормативных актов;

- производство по принятию индивидуальных актов управления;

- производство по заявлениям и предложениям граждан;

- производство по применению административно-предупредительных

мероприятий;

- производство по применению мер административного пресечения;

- регистрационное производство

- разрешительное производство;

- учредительное производство;

- производства по реализации контрольно-надзорных полномочий

- исполнительное производство;

аттестационное производство;

- производство по приватизации государственного имущества;

- производства по земельным, экологическим, финансовым, бюджетным и налоговым делам;

- делопроизводство и др.

Управленческие услуги - это деятельность уполномоченных законом органов публичной администрации (органов исполнительной власти и местного самоуправления), направленная на обеспечение предусмотренных законом прав и интересов физических и юридических лиц, которые проявили инициативу в их реализации. В общем плане управленческая услуга – это административная процедура, которая осуществляется по заявлению (инициативе) физических и юридических лиц. При этом не имеет значения, эти лица обязаны обращаться за данной услугой, как, например, за получением паспорта, или это только их право, как в случае получения определенной лицензии или разрешения. На основании анализа действующего законодательства выделяют следующие группы управленческих услуг с их предметом:

v выдача разрешений на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности, на проведение митингов, на размещение рекламы, в том числе аккредитация высших учебных заведений, заведений здравоохранения, аттестация предприятий, рабочих мест, сертификация товаров, работ и услуг);

v регистрация с ведением реестров (регистрация актов гражданского состояния, субъектов предпринимательской деятельности, транспортных средств), в том числе легализация объединений граждан;

v легализация актов (консульская легализация), нострификация (признание дипломов, выданных в других странах), верификация (установление достоверности сертификатов о происхождении товаров);

v социальные управленческие услуги (назначения субсидий, пенсий и тому подобное).

 



2019-11-13 178 Обсуждений (0)
Признаки административного процесса: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Признаки административного процесса:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)