Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. Морфемная структура слова



2019-11-13 594 Обсуждений (0)
Лекция 2. Морфемная структура слова 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 1.

Морфемика . Способы адаптации морфем в слове

Цели лекции

– представить классификацию морфем с учетом значения, функции, позиции в слове, особенностей сочетаемости с другими видами морфем;

 – выявить роль морфем в организации слова;

–  познакомить с этапами установления морфемной структуры слова, охарактеризовать типы основы слова и степени её членимости;

– рассмотреть сложные случаи правописание гласных и согласных в морфемах.

План

1. Корневые морфемы: свободные (поливалентные свободные корни), связанные корни (унивалентные корни ).

2. Аффиксальные морфемы:

– виды аффиксов по их позиции в слове (префиксы, суффиксы, постфиксы);

– виды аффиксов по регулярности употребления (поливалентные (регулярные)) и унивалентные аффиксы (унификсы));

– виды аффиксальных морфем по функции (словообразовательные , формообразовательные и словоизменительные аффиксы);

3. Понятие интерфиксов.

Понимание основы слова.

4. Структурные и функциональные типы основ.

5. Этапы установления морфемной структуры слова

6. Правописание морфем.

7. Круг проблем морфонологии.

8. Варьирование фонемного состава морфемы как одна из особенностей русского языка.

9. Способы адаптации морфем в слове: морфонологические чередования и их типы, усечение морфем, наложение морфем, интерфиксация.

 

Корневые морфемы : свободные ( поливалентные свободные корни ) и связанные корни.

 

По позиции в слове противопоставляются корневые морфемы и служебные морфемы (аффиксы), различающиеся по их назначению и степени  иерархической зависимости. Например, в основе слова перекачк ( а ) выделяются три морфемы: одна корневая – -кач– и две аффиксальные – префикс пере – и суффикс -к -. Корневая морфема является главной, обязательной частью основы слова. Служебные морфемы лишь дополняют ее. Слова без корня не бывает. Единственным исключением в этом отношении является глагол вы - нуть, в котором выделяется префикс вы– (ср.: вы/ ну / ть и вы/ тащить ,вы/ нести и др.), суффикс -ну– (ср.: вы /ну/ ть и вывер /ну/ ть , выдер /ну/ ть и др.) и суффикс инфинитива -ть.

Корень – это морфема, являющаяся центральным элементом в морфемной структуре слова, предопределяющим его лексическое значение. Корень – это общая часть родственных по лексическому значению слов, называемых однокоренными (друг, друзья, дружный и т.п.).

Корни играют важную роль в обогащении лексики языка. В русском языке одна корневая морфема может дать жизнь огромному числу слов. Например, в словарях зафиксировано со словом ветер 90 слов, клей – 151, винт – (стержень со спиральной нарезкой) – 117, вал ( ить ) (заставлять падать) – 199, ви ( ть ) – 166, бел ( ый ) – 242, вод ( а ) – 213, бр ( ать ) – 390 и т.д.

Признаки корневых морфем :

1) корень – центральный и обязательный материально выраженный элемент морфемной структуры слова;

2) корень является носителем основных элементов лексического значения слова;

3) корневые морфемы обычно не закреплены за теми или иными частями речи (дерево, деревянный, деревенеть и т.п.);

4) корневые морфемы способны употребляться в свободном или связанном виде.

Большинство корневых морфем свободно сочетается со словообразующими аффиксами – суффиксами и префиксами: карман карман -чик, карман -щик, карман -н- ый , при- карман -и- ть , вод( а ) – вод -иц- а , вод -н- ый , под- вод -ник и др. Такие корни встречаются и без словообразующих аффиксов: карман , вод ( а ) и др. Это свободные корни. Таким образом, свободными корнями считаются такие, которые сами по себе могут составлять основу слова (сын - ٱ , пиш - у , полз - ти , строк - а , рубеж - ٱ), но могут употребляться и в сочетании со словообразовательными аффиксами (сын - ишк - а , на - пиш - у , при - полз - ти , за - рубеж - н - ый).

Связанные корни всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами (обуть , разуть ; прибавить , убавить , надбавить ; привыкать , отвыкать , снять , поднять и т.п.), они никогда сами по себе не составляют основу слова.

В зависимости от того, с какими аффиксами связаны такие корни, они делятся на три типа:

1) корни, связанные с суффиксами (говяд -ин- а , говяж -ий и др.);

178

2) корни, связанные с префиксами (в- прячь , вы- прячь , за- прячь и др.);

3) корни, связанные с префиксами и суффиксами одновременно (выстег -ну- ть , за- стег -ну -ть , от- стег -ну -ть и др.).

Для обозначения связанных корней А.А. Реформатский ввел термин радиксоид (лат. Radix – 'корень' и греч. Oid – 'подобный'). Повторяемость в ряде слов – главное свойство связанных корней (веж - ливый , не - веж - а ; с - верг - нуть , от - верг - нуть). Однако некоторые из них имеют уникальный характер и встречаются только в одном слове – бужен- ин - а (ср. с тем же суффиксом в словах строган - ин - а и солон - ин - а ). Подобных корней в русском языке немного. Специалисты называют их унирадиксоиды.

Аффиксальные морфемы

В отличие от корневых морфем аффиксальные морфемы (аффиксы) факультативны. Они не могут функционировать самостоятельно. Только в сочетании с корневыми морфами и морфемами аффиксы обретают форму выражения и реализуют свое содержание.

Аффиксальные морфы всегда выделяются в словоформах производных слов любой, как изменяемой, так и неизменяемой, части речи. Например, кос - арь - ٱ , о - дар - енн - ый , за - круж - и - ть , весел - о , не - котор - ый , бес - спор - н - о.

Что касается словоформ непроизводных слов, то в их структуре аффиксы можно выделить в том случае, если в речевом потоке они представляют изменяемые слова (правд - а , легк - ий ) или формы слова (дела - ть , быстр - ее).

Неизменяемые непроизводные слова обычно содержат в себе только один корневой морф – там , от , здесь , алоэ , декольте , хаки , беж (не склоняются и не спрягаются).

Виды аффиксов по их позиции в слове С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню различаются:

1) префиксы (от лат. Рraefixus – 'прикрепленный спереди'), называемые также приставками, которые находятся в слове перед корнем (при - бегать) или другим префиксом (при - за - думаться);

2) аффиксы , занимающие в слове позицию после корня; в числе последних разграничиваются суффиксы , окончания и постфиксы.

Суффиксы (от лат. Suffixus – 'прикрепленный') располагаются непосредственно за корнем (изда - тель) или за другим суффиксом (издатель - ница).

После корня или суффикса во многих словах устанавливаются окончания – показатели грамматических связей слова в словосочетании и предложении (нов - ые книг-и , новеньк - им книг-ам).

Постфиксы (от лат. Post – 'после' + fixus – 'прикрепленный') находятся в самом конце слова (учим - ся , высказать - ся).

Поливалентные ( регулярные ) и унивалентные аффиксы ( унификсы ) Аффиксы, как правило, повторяются в рядах слов и словоформ – ходь -б ( а ), стрель -б ( а ), кось -б ( а ), паль -б ( а ); от- крыть , от- бить , от- мыть , от- купорить ; вод -ой, трав -ой, голов -ой, газет -ой. Аффиксы, встречающиеся в

разных словах и сочетающиеся с различными видами корневых и аффиксальных морфем, называются регулярными (поливалентными) Нерегулярные аффиксы обладают ограниченной (уникальной) сочетаемостью – только с одним определенным корнем. Такие аффиксы часто называются унификсами (мув слове мусор , -ад jв слове попадья). Унификсы – это особый вид единичных сегментов, основной признак которых – отсутствие воспроизводимой модели. Обычно унификсы занимают позицию суффиксального морфа (бел -ес- ый , мач -ех- а , опер -етт- а , стекл '-арус, почт -амт), но иногда их можно встретить и в позиции префиксального морфа (кур- нос - ый , ра- дуг - а , ба- хвалиться – примеры Н.А. Янко-Триницкой).

Виды аффиксальных морфем по функции ( словообразовательные формообразовательные и словоизменительные аффиксы ) Среди аффиксальных морфем выделяют аффиксы словообразовательные, словоизменительные и формообразовательные.

Словообразовательные аффиксы – аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы), каждый из которых создает новое слово-лексему.

Словообразовательный суффикс в словоформах чита -тель, талант -лив- ый , бел -и- ть , черн -е- ть , зим -ова- ть , добр -от- а создает новое слово-лексему, при этом может менять или не менять частеречную принадлежность производящего слова.

Словообразовательный префикс, создавая новое слово-лексему, в отличие от суффикса, присоединяется к целому слову. При этом грамматическая принадлежность нового слова не меняется: пре- добрый , пере- читать, со- участие.

К целому слову присоединяется и словообразовательный постфикс. К постфиксам в русском языке относятся: - ся /- сь , - те , - то , - либо , - нибудь , - таки , - ка.

Одни из них выполняют только словообразовательную функцию – постфиксы - то , - либо , - нибудь , участвующие в образовании неопределенных местоимений и наречий: какой - то , кто - либо , куда - нибудь; другие могут участвовать как в слово-, так и в формообразовании.

В ряде образований постфикс -ся (- сь ), выступая при словопроизводстве, участвует в образовании глаголов. Словообразующую роль выполняет постфикс -ся в словах, образованных суффиксально-постфиксальным (толп - и- ть -ся, порос -и- ть -ся, брат -а- ть -ся, петуш -и- ть -ся), префиксально- постфиксальным (рас- плакать -ся, раз- гулять -ся, в- читать -ся), перфиксаль- но-суффиксально-постфиксальным способом (пере- свист -ыва- ть -ся, пере- говар -ива- ть -ся).

В структуре непроизводных глаголов (каяться , смеяться и др.) постфикс -ся выделяется лишь условно (по аналогии) и не выполняет словообразовательной функции с точки зрения синхронии. Такие глаголы не имеют семантической соотнесенности с производящей основой. Их появление в языке обычно объясняют утратой производящих невозвратных глаголов. Ср., например: «Для глагола каяться действительная форма каять известна из памятников древнерусского языка в значении «бранить», «порицать» по XIII в., в более специальном значении «исповедывать» еще в памятниках XVI в., а в поговорках и до сих пор в обоих значениях, например: «Старого не бьют , мертвого не кают» (Богородицкий, 1935, с 168).

Таким образом, словообразовательными называются морфемы, использующиеся для образования новых слов и выступающие в качестве основных словообразовательных средств в составе производных слов.

Словоизменительными (синтаксическими) называются такие грамматические морфемы, которые выражают зависимость одних слов от других в потоке речи. Иными словами, словоизменительные морфемы используются для образования синтаксических грамматических форм. К синтаксическим морфемам относятся падежные флексии, посредством которых образуются формы всех склоняемых слов; личные окончания глаголов. Словоизменительными являются такие морфемы, при помощи которых образуются грамматические формы знаменательных, грамматически изменяемых слов: гита - рист - ٱ , гитарист - а. При словоизменении тождество слова не нарушается (т.е. мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических фор- мах), в отличие от словообразования, где от одного слова образуются другие слова.

Служебные слова, междометия и модальные слова форм словоизменения не имеют, поэтому и не членятся на морфемы (от , до , насчет ; ибо , а , так как ; вот , только , дескать ; ага ! Ох !, безусловно , кажется и т.д.).

Среди полнозначных слов формами словоизменения не обладают наречия (здесь , направо , по - прежнему и др.), слова категории состояния (жаль , страшно , грустно и др.), синтетический компаратив (даль - ше , красив - ее , суш - е), инфинитив (жи - ть , пе - ть , мечта - ть) и деепричастия (любу - я - сь , стуч - а , освети - в и др.).

Не имеют форм словоизменения в нормированной речи некоторые имена существительные – аббревиатуры (СМИ , РФ , МГУ и др.) – и несклоняемые слова иноязычного происхождения – существительные (бра , денди , декольте , кино) и прилагательные (хаки , беж).

Формообразующими морфемами (несинтаксическими) являются грамматические морфемы, которые в составе слова выражают дополнительные грамматические оттенки, но не влияют на взаимоотношения слов в предложении. К несинтаксическим относятся аффиксальные грамматические морфемы, посредством которых образуются видовые, залоговые формы глаголов, формы прошедшего времени и повелительного наклонения, инфинитив глагола, причастия, деепричастия (если причастия и деепричастия признаются как формы глагола), формы степеней сравнения прилагательных, наречий и слов категории состояния. Например: игра -ть, ид -и, уше -л, по- выше (по – – выражает грамматическое значение формы сравнительной сте-пени), споем -те (-те – постфикс формы вежливого обращения).

Выделяется еще один функциональный тип морфем – слово - формообразующие морфемы. Они одновременно выражают как словообра- зовательное, так и формообразующее значение, и тем самым характеризуют- ся как синкретичные морфемы. Например, писать (несов. вид) – пере- писать (сов. вид): приставка пере – в глаголе переписать выполняет одновременно и словообразовательную функцию (значение «переделать»), и формообразующую (меняет вид глагола).

Понятие интерфиксов

Интерфикс (от лат. Inter – 'между' + fixus – 'прикрепленный') – межморфемная вставка, играющая в структуре слова чисто соединительную (реляционную) функцию.

Вопрос о возможности выделения в словах незначащих межморфемных, или внеморфемных, отрезков представляется одним из важных и принципиальных вопросов морфемной сегментации слова. Идея соединения в слове незначимых соединительных элементов принадлежит Н.С. Трубецкому, который называл такие элементы Verbindungsmorphemen («соединительные морфемы»). В лингвистической литературе именно такие асемантические элементы получили название интерфиксов.

Термин интерфикс был предложен А.М. Сухотиным, поддержан

М.В. Пановым и принят в большинстве работ по морфемике и словообразованию. Труды Е.А. Земской, в которых интерфиксам уделяется особое внимание, способствовали активизации этого термина.

В современном языкознании вопрос об отнесении / неотнесении интерфиксов к морфемам решается, однако, неоднозначно.

Так, Е.А. Земская характеризует интерфиксацию не как способ словообразования, стоящий в одном ряду с суффиксацией и префиксацией, а как одно из морфонологических средств, используемых для соединения морфов в слове. Интерфиксы (как и субморфы) не имеют значения в составе слова. Их функция чисто соединительная, строевая. Между тем и суффиксы, и приставки в составе слова значимы, несут определенную семантическую нагрузку. Когда интерфиксы ставят в один ряд с суффиксальными или префиксальными морфемами, происходит разрушение определения морфемы как наименьшего значимого элемента в составе слова. А.Н. Тихонов справедливо подчеркивает, что при допущении существования асемантических морфем, обладающих только структурной функцией, «расщепляется понятие морфемы, <…> границы морфемы становятся неопределенными и расплывчатыми».

Об отсутствии значения у интерфиксов свидетельствуют случаи, когда одно и то же словообразовательное значение в одних производных словах выражается без интерфикса, а в других – с его помощью. Ср. производные с интерфиксами -й-, -в-, -ли без них (сахар - н - ый и кофе -(й)- н - ый , твор - ец и пе -(в)- ец , убеж - ищ - е и вмести -(л)- ищ - е). Слова сахарный и кофейный относятся к одному и тому же словообразовательному типу и обладают одним и тем же словообразовательным значением. Наличие -й – в слове кофейный и его отсутствие в слове сахарный никак не отражается на их семантике. Элемент -й – не имеет своей доли в семантике прилагательного кофейный. Носителем словообразовательного значения в указанных словах является, таким образом, не весь отрезок, расположенный после словообразующей основы (- йн -, - вец , - лищ -, - енск -, - овск -, - инск -), а лишь тот элемент, который присутствует во всех производных словах с данным деривационным значением (- н -, - ец -, - ищ -, - ск -). Он необходим и достаточен для выражения значения суффикса.

Другой точки зрения на интерфиксы как на самостоятельные морфемы (суффиксы) придерживаются А.А. Дементьев, В.А. Горпинич и др. А.А.Дементьев, например, считает, что такие суффиксы «используются как дополнительные выразители категории отношения». По его мнению, об этом говорит словообразовательная соотносительность с суффиксами притяжательных прилагательных. Исследователь полагает, что притяжательные прилагательные типа шекспиров , эйнштейнов , рентгенов (луч) и т.п. превратились в современные прилагательные шекспировский , эйнштейновский , рентгеновский и т.п., выражающие категорию отношения. При них вскоре появляются и наименования лиц типа шекспировец , эйнштейновец и т.п.

В таких образованиях, как пензенский – пензенец , варненский – варне - нец ( Варна ), уфимский – уфимец , генуэзский – генуэзец , американский – аме - риканец , неаполитанский – неаполитанец , А.А.Дементьев усматривает не интерфиксы (-ен -, - им -, - эз -, - ан -, - итан-), а обычные суффиксы, выступающие в качестве дополнительных к суффиксам – ск ( ий ), - ец в словах рассматриваемого типа.

Данная точка зрения не получила поддержки среди лингвистов и вряд ли может считаться верной. В.В. Лопатин в связи с этим замечает, что с семантической точки зрения о таких элементах в составе прилагательных можно говорить в лучшем случае как об усилителях выражения относительного значения, но не как о самостоятельных выразителях этого значения.

3. Во многих исследованиях по словообразованию интерфиксы как особый структурный элемент слова не выделяются, а они рассматриваются в структуре сложных суффиксов как формантные варианты. Так, наряду с простым суффиксом -н ( ый ) выделяются производные суффиксы -шн ( ый ), - йн ( ый ); вместе с суффиксом -ник – суффиксы - шник , - йник , - овник , - очник , - атник; наряду с -ит – - нит , - лит , - инит; наряду с - ец – - вец , - овец , - нец , - лец , - инец , - анец и т.д.

Наиболее распространенное проявление этой тенденции – возникновение «вторичных (или производных) суффиксов». Этот факт был впервые отмечен в работах Н.В. Крушевского, который, говоря об особых свойствах суффиксов, среди прочих отмечает их «способность сочетаться друг с другом и образовывать один сложный суффикс».

Активно поддерживают эту мысль В.В. Лопатин и И.С. Улуханов, считающие, что аффиксы варьируют свою форму до определенной степени, а интерфиксы являются частями морфов - инск – и - овск -, поскольку вместе с суффиксом - ск – выполняют одну и ту же функцию, а именно являются усилителями выражения значения.

С тех же теоретических позиций описан состав морфем в Академических грамматиках 1970 и 1980 гг. издания. Это обстоятельство, по-видимому, способствовало широкому распространению мнения, согласно которому интерфиксы входят в состав соседних с ними морфем. Интерфиксы при этом обычно включаются в состав следующих за ними морфем, если те являются словообразовательными суффиксами (ср.: Америка – америк -анец , государ - ство – государств -енн - ый , Орел – орл -овск - ий , лента – лент -очн - ый , бегать

– бег -отн - я). Однако если интерфиксы принимают участие в словоизменении и формообразовании, то их включают в состав предшествующих им корневых или суффиксальных морфем (ср.: читать – чит - аj- у , чит - аj- эшь , чит - аj- ущий , чит - аj- эмый , чит - аj- а ; разговаривать – разговар - иваj- у , разговар - иваj- эшь , разговар - иваj- ущий , разговар - иваj- а).

Вопрос о том, рассматривать интерфиксы обособленно (как строевые элементы языка) или как элемент структуры окружающих соседних морфем, представляется достаточно сложным и на сегодняшний день остается открытым. Об этом говорит наличие разных точек зрения по данному вопросу. Думается, что при анализе слов, содержащих элементы - ов -, - ин -, - в – и др., следует рассматривать наряду с ними ряд одноструктурных образований и обращать внимание на их семантику. Если анализируемые элементы регулярны и непосредственно участвуют в семантической организации словообразовательного типа, то их, видимо, разумно рассматривать в составе суффикса. Например, в словах точилка , открывалка , брызгалка , мешалка , взбивалка и под. следует выделять суффикс -лк ( а ), при помощи которого активно образуются наименования инструментов – орудий действия. Если же звуковые комплексы типа - ов -, - ин -, - в – и др. представлены далеко не во всех словоформах какого-либо словообразовательного типа и не влияют на его семантику, то их более уместно рассматривать как интерфиксы. Ср.: кип - уч - ий , гор ’- уч - ий и пе -(в)- уч - ий ; са - ратов - ец , лондон - ец и ялт (ин)- ец , орл -(ов)- ец , африк -(ан)- ец .

Литература

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие.– М., 2005.

2. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. – М.-Л., 1935.

3. И.В. Евсеева. Интерфиксация как морфонологическое явление: Научно-метод. разработка по курсу современного русского языка / Краснояр.

гос. ун-т. – Красноярск, 2004.

4. Евсеева И.В. Функции аффиксальных морфем (словообразование, формообразование, словоизменение): Метод. разработка по курсу современного русского литературного языка / Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2004.

5. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб. пособие.– М., 1984.

6. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд. – М., 1999.

7. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000.

8. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001. 9. Скорнякова М.Ф. Морфемный и словообразовательный анализ: Учебно-справочное пособие. – М., 1981.

10. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч. 2: Учебник.-М., 1987. – С. 40.

11. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. – М., 2001.

Контрольные вопросы

1. Какими признаками обладают корневые морфемы?

2. Какие виды аффиксов выделяются по позиции в слове?

3. Какие виды аффиксов выделяются по функциям?

 

 

Лекция 2. Морфемная структура слова

Цель лекции – познакомить с этапами установления морфемной структуры слова, охарактеризовать типы основы слова и степени её членимости.

 

План

1. Понимание основы слова.

2. Структурные и функциональные типы основ.

3. Этапы установления морфемной структуры слова.

 



2019-11-13 594 Обсуждений (0)
Лекция 2. Морфемная структура слова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2. Морфемная структура слова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (594)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)