Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия Н. Макиавелли



2019-11-13 154 Обсуждений (0)
Философия Н. Макиавелли 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия эпохи Возрождения (Ренессанс) ( XV - XVI века)

Исторические и социокультурные предпосылки Ренессанса

Антропоцентризм

Неоплатонизм

Натурфилософия

Философия Н. Макиавелли

Социальные утопии

Реформация

 

1.

    Название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для подражания. Идеалом знания становится знание светское, а не религиозное. Ренессанс – это переходный период от Средневековья к Новому времени.

Исторические и социокультурные предпосылки Ренессанса

1. бурное развитие естествознания;

2. великие географические открытия;

3. переход от ремесла к мануфактуре;

4. формирование национальных государств и абсолютных монархий;

5. ослабление религиозной идеологии;

6. возникновение реформаторских учений;

7. стремление буржуазии освободиться от влияния церкви;

8. появление интеллигенции, связанной с наукой, искусством, а не с церковью, философы Ренессанса – высокообразованные люди, владеющие древнегреческим и латынью, знакомые с трудами философов античности;

9. изменение системы образования (светское сменяет теологическое);

10. меняется взгляд на человека. Человек - это индивидуальность, обладающая способностями, развитие которых зависит от нее самой.

    В средневековой философии человек рассматривается прежде всего с греховной стороны (он виноват в грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога – «…все зло мира на нем!»). В эпоху Возрождения делается акцент на богоподобии человека. Разум, творчество, красота, свобода – все это отражение Бога в человеке.

Основные направления эпохи Возрождения1. -гуманизм (антропоцентризм);2. -неоплатонизм3. -натурфилософия;4. -реформационное;5. -социально-политическое;6. -социалистическо-утопическое.

Антропоцентризм

 

       Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность). В общем смысле гуманизм – это стремление к человечности и создание условий достойной человека жизни.

    В узком смысле – это идейное движение, сформировавшееся в эпоху ренессанса.

Основные черты гуманизма 1. антропоцентризм – человек, как центр мироздания, превозношение его сил и возможностей;2. антицерковная и антисхоластическая направленность;3. стремление уменьшить всемогущество Бога, утвердить самоценность человека;4. жизнеутверждение, оптимизм человека.

    Начало итальянского гуманизма связано с именами Франческо Петрарки (1304-1374) «О невежестве собственном и многих других» и Данте Алигьери (1265 - 1321) «Божественная комедия», «Пир», «Монархия».

    Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек был тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало социальным нормам. Человек эпохи Возрождения более ценен как индивидуальность. Петрарка полагал, чтоприйти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее.

    Данте Алигьери предлагает новое понимание божественного и человеческого. Эти два начала он видит во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован двояко: Богом и природой. К блаженству есть два пути: философское поучение (человеческое) и духовное поучение (от Святого Духа). Человек сам ответственен за свою судьбу. Задача человека реализовать все возможности в нем заложенные и в первую очередь возможности его разума, а затем воплотить это на практике. Данте требует четкого разграничения светского и церковного: «Богу – богово, кесарю – кесарево», поддерживая идею секуляризации, отделение религии от науки, политики и морали. Гуманизм Данте выражается и в том, что свои произведения он писал на итальянском, а не на латыни.

       Идеи гуманизма развивает голландец Эразм Роттердамский (1469-1536) «Вольтер XIV века». В книге «Похвала глупости» онкритикует схоластическое мышление и мораль. Схоластика – это словесная псевдоученость, формализм и догматика. Весь мир Земной пронизан глупостью, грешили апостолы, грешил Христос. Глупость покоится на чувственности, она непреодолима. Мир принадлежит глупцам. Разум не находит в этом мире счастья. Однако нужно прислушаться к разуму, ибо он в природе человека.        Гуманизм Эразма – в стремлении обосновать природное равенство людей. Одаренность людей зависит от их образования и воспитания. Мудрость состоит в соблюдении принципа «ничего сверх меры». В противном случае мудрец станет дураком, а мудрый правитель – тираном.       Мишель де Монтень (1533 - 1592). Основная работа – «Опыты». Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума. Все, что относится к природе – дело разума, все, что относится к религии – дело веры. Разум, однако, не всемогущ. Он может и заблуждаться. Девиз Монтеня – «Что я знаю!». Сомнение– двигатель знания и науки. Здоровый скепсис не мешает, а помогает развитию науки. Знание – процесс, а не догмат. Знания историчны, относительны, ограничены возможностями органов чувств. Человек – природное существо и подчинен законам природы, он – часть всего живого и должен жить в гармонии со всем живущим на земле и с природой. Свобода человека – это его действия в соответствии с природой и ее законами. Философия – это наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Добродетель – это не аскетическое бегство от мира, а жизнь по законам природы, стремление к счастью, покою и физическому комфорту. Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. Смерть неизбежна, бессмертие души спорно. Поэтому ради возможности бессмертия души нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим.

       Вывод: На первое место выдвигается человек и природа. Человек толкуется как существо природное, телесное. Ценность человеческой личности для гуманистов определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

 

Неоплатонизм

       Классическим представителем этого периода был Николай Кузанский (1401 – 1464) « О знающем незнании». Кузанский порвал с ортодоксальной средневековой схоластикой и создал новое учение о мире и новую диалектику.

    Разделяя принципы христианского монизма, он отвергает античный дуализм Платона. Единое есть все, где единое – это Бог. Бог есть все в свернутом виде, а мир – это то, что разворачивается из Бога.

    Развивая учение о противоположностях, Кузанский вводит понятие max и min, а также беспредельное. Он считает, что единое тождественно беспредельному и как таковое не имеет противоположностей. В беспредельном противоположности совпадают. Кузанский доказывает это математически: бесконечное увеличение диаметра окружности превращает ее в прямую (если радиус окружности стремиться к бесконечности, то его кривизна на каком то ограниченном участке приближается к нулю. чтобы он был несопоставим с радиусом кривизны).

    Кузанский выдвигает тезис о бесконечности как о мере всего сущего. В бесконечном мире, конечное не может быть мерой. «Все материальные вещи не тождественны божественным, мир вещей – это мир сотворенный, мир кажимости, за ним скрывается подлинная сущность. Вселенная – это развертывание божественного первоначала. Это развертывание и есть движение, или вечное развитие материи. Соотношение Бога и мира – это первотолчок и вечное движение.

    Человек является совершенным творением. Он превыше всех других тварных существ. Познание возможно, но его нельзя ограничить только трактовкой Библии. Способность к познанию присуща человеку априорно (доопытно) и может быть реализована через практическую деятельность.

    Джордано Бруно (1548 -1600 г.г.) «О причине, начале и едином» . Рассматривая идею о первооснове мира, Бруно приходит к выводу о наличии двух видов вещества. Вещество земли – это земля, вода, воздух и огонь. Вещество неба – это эфир. В мире нет пустоты. Все есть материя. Материя совпадает с Богом (пантеизм).

Пантеизм – философское учение, исходящее из тождества бога и природы. (дословный перевод: «пан» – всё, «теос» – бог: «всё есть бог»). Пантеизм мыслит бога и природу единым целым. В пантеизме бог имманентен миру (находится внутри мира), а не трансцендентен (находится вне мира), как в средневековой философии. Бог мыслится энергийным началом мира, мир – живым, саморазвивающимся.

 

Натурфилософия

 

    Натурфилософия – философия природы. Задача этого периода – создание целостной картины мира. Перенесение греческих теорий в 15 век способствовало развитию экспериментальной науки.

    Важнейшим полем деятельности становится астрономия. Н. Коперник (1473 - 1543)  разгромил признанную церковью геоцентрическуюсистему мира от Птолемея и предложил гелиоцентрическую, так была построена новая научная картина мира. Экспериментально теорию Коперника подтверждает Галилео Галилей (1564 – 1642), который сам изготовил телескоп и наблюдал за небом. Он предлагает новую методологию науки, основанную на эксперименте и математике. И. Кеплер создает теорию о закономерностях движения планет и доказывает ее математически.

    Джордано Бруно развивает концепцию атомистики, первоначало всего есть атом, но движение атомов при столкновении не является случайным. Все подчиняется законам природы и эти законы разумны, так Бруно переходит к идее панпсихизма. Панпсихизмэто представлениео всеобщей одушевленности, согласно которому все вещи, а может быть, даже мир в целом, одушевлены, обладают жизнью и психикой, т.е. все разумно.

    Бруно предлагает концепцию мировой души. Мировая душа материи – это ее внутренняя способность к образованию новых форм. Все тела природы не только одушевлены, но и обладают сознанием. В материальной Вселенной нет пустоты, но есть пространство. Пространство – это изначальное условие существования материи и оно необходимо для существования материи, таким же необходимым условием являются движение, которое изначально и время – длительность материальных процессов. Вселенная бесконечна, вечна, несотворима, неисчерпаема, приобретенные достижения формируют новые пути, новый способ, и новое содержание философствования.

 

Философия Н. Макиавелли

 

    Основоположником социально-политического направления Ренессанса является Николо Макиавелли (1469-1527). Главное произведение «Государь» посвящено проблемам управления государством, приёмам политической борьбы, методам влияния на людей. Человек по своей природе эгоист, который постоянно стремится к выгоде, он скорее простит смерть отца, чем потерю имущества. Остановить его может лишь закон. Утверждая методы управления, Макиавелли обращает внимание, что для человека не имеет значения хороший или плохой человек их правитель, главное, чтобы он был преуспевающим. История прощает победителей. Девиз «Цель оправдывает средства». Князь, государь, монарх может держать слово, когда это выгодно.

 

Социальные утопии

 

    Томас Мор(1478 – 1535)– основатель утопического социализма. «Утопия»(место, которого нет). Главным источником социальной несправедливости Мор называет частную собственность. В идеальном государстве на острове «Утопия» нет частной собственности и труд общеобязателен для всех. Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и осужденные преступники). Все должностные лица избираются. Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верят в Бога, но существует полная веротерпимость.

    Продолжателем утопического социализма выступает Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) итальянский монах и поэт. Автор романа «Город солнца». В «Городе солнца» труд разделен на умственный и физический. Общинный образ жизни основан на социальном равенстве и совместном труде. Существует коллективное правление в виде народного собрания (государством управляют наиболее способные и умные личности). Нет частной собственности и семьи, воспитание детей носит общественный характер.

    По мнению Кампанеллы, индивидуализм – это безбожие, которое следует искоренять. Общество – целый организм, поэтому в первую очередь надо заботиться о жизни целого, а только потом – об отдельных его частях.

 

Реформация

    Реформация – это религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации католической церкви, возникшее в Германии в начале 16 в. Реформация быстро распространилась в Европе и привела к отделению от Рима и образованию новой формы христианства.

    После того как часть немецких государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователей реформации стали называть протестантами, а новую форму христианства – протестантизм.

    Основоположником Реформации считается Мартин Лютер (1483-1546), который на дверях Виттенбергского костёла (Восточная Германия) 31 октября 1517 года прибил 95 тезисов против индульгенций, что послужило началом не только идеологической, но и вооружённой борьбы против католицизма.

       Мартин Лютервыступал против господства католической Церкви в обществе. Настаивал на том, что между Богом и верующими не должно быть посредников. Церковь должна стать демократичнее, а обряды понятными людям. Необходимо запретить индульгенцию, освободить культуру и образование от католических догм. Путь к спасению – не аскетизм и молитвы, а прежде всего добросовестное отношение к своему делу (профессия). Работай лучше - и будешь ближе к Богу. Должен быть восстановлен авторитет светской власти.

Основные идеи протестантизма: 1. Предопределение – будет человек спасен или нет, предопределено Богом.2. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;3. Смысл жизни человека на Земле в его профессии, но не в стремлении заработать, а в служении Богу;4. Путь к спасению – добросовестное отношение к делу, скромность, аскетизм.

 



2019-11-13 154 Обсуждений (0)
Философия Н. Макиавелли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия Н. Макиавелли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)