Правовое регулирование статуса государственного служащего
Тема 5. Государственная служба и ее административно-правовое регулирование | ||||||||
| ||||||||
Направление подготовки | 40.03.01 Юриспруденция |
Донецк 2019
План
1. Организационно-правовые основы государственной службы.
2. Государственные служащие и их административно-правовой статус.
3. Прохождение государственной службы.
4.Социальное обеспечение и дисциплинарная ответственность государственных служащих.
1. Государственная служба как разновидность публичной службы: понятие, виды, модели и принципы. Правовое регулирование и государственная политика в сфере государственной службы.
Служба является одним из направлений деятельности человечества, важным видом общественно-полезного труда (к другим ее видам относится производство материальных и нематериальных ценностей, обучение, домашнее хозяйствование, общественная деятельность, предпринимательство и тому подобное). Служба как работа, как деятельность всегда связана с такими категориями, как управление, руководство, контроль, надзор и тому подобное.
К гражданской службе относится служба в негосударственных организациях и учреждениях, общественных и политических объединениях, а также в государственных организациях, служащие которых не имеют статуса публичной службы.
К публичной службе относят государственную службу и службу в органах местного самоуправления. Публичная служба - деятельность на государственных политических должностях, профессиональная деятельность судей, прокуроров, военная служба, альтернативная (невоенная) служба, дипломатическая служба, другая государственная служба, служба в органах власти, органах местного самоуправления.
Государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате относительно практического выполнения задач и функций государства и получают за это заработную плату за счет государственных средств.
Данное определение предопределяет соответствующие признаки государственной службы:
• это разновидность государственной, общественно-полезной деятельности;
• осуществляется на профессиональной основе лицами, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате;
• направлена на практическое выполнение задач и функций государства;
• за выполненную работу лица получают государственную зарплату за счет государственных средств.
Общепринятым признается разделение государственной службы на гражданскую (иногда ее указывают как общефункциональную) и милитаризованную. Гражданская государственная служба связывается с выполнением однотипных функций общего, отраслевого и межотраслевого характера без выделения принципиальной специфики (в основном это служба в аппарате органов государственной исполнительной власти). Милитаризованная государственная служба имеет много особенностей, которые отражены в нормативно-правовых актах, определяющих статус соответствующего государственного органа (служба в органах внутренних дел, Министерства обороны ДНР, Министерства государственной безопасности ДНР, налоговых, таможенных органах и органах, осуществляющих охрану границ и тому подобное). К милитаризованной службе также относят службу в других органах исполнительной власти, где установлены специальные звания – Министерстве транспорта ДНР, Республиканской антимонопольной службе и тому подобное.
В мире существуют различные модели государственной службы. Например, существующие системы государственной службы условно разделяют на закрытые и открытые.
Для закрытой системы, ее еще можно назвать европейской, характерным является ограниченный доступ к государственной службе и низкая мобильность служащих в рамках межведомственных перемещений, а также их политическая нейтральность. Примерами такого "элитного" подхода является Франция, Япония, частично Великобритания, Италия, Германия, Финляндия и тому подобное.
В свою очередь типичным представителем открытой системы государственной службы являются США и Швеция. Данная модель предполагает отсутствие элитных специализированных заведений для подготовки руководящего персонала, является более мобильной и упрощенной в сфере поступления на государственную службу, следовательно имеет демократический характер, кроме того такая система более лояльна к политической деятельности государственных служащих.
Государственная служба в ДНР основывается на таких основных принципах:
- единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти;
- законность;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
- равный доступ граждан к государственной службе;
- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Перечисленные принципы относятся к группе общих принципов государственной службы, закреплены в Законе ДНР "О системе государственной службы", и предстают исходными, основными, руководящими положениями, правилами, на которых базируется система государственной службы, их практическая значимость заключается в воплощении этих принципов в качестве важных элементов профессионального сознания государственных служащих в их ежедневной деятельности.
Выделяют также группу организационно-функциональных принципов:
- принцип политической нейтральности (участие в политической и общественной деятельности только вне служебных обязанностей и рабочего времени);
- принцип иерархичности системы государственной службы (четко установлена подчиненность нижестоящих органов и должностей государственной власти вышестоящим, исполнительная дисциплина);
- принцип стабильности кадров государственной службы (смена руководителя не может быть основанием для прекращения государственной службы, кроме государственных служащих патронатной службы);
- принцип системы заслуг (принятие на службу и ее прохождение осуществляется в соответствии и на основании деловых и личных качеств, компетентности и квалификации).
В Донецкой Народной Республике Закон «О системе государственной службы» № 32-IHC был принят 3 апреля 2015 года. Важную роль в системном становлении государственной службы получили соответствующие Указы Главы ДНР и распоряжения Совета Министров ДНР. Фундаментальными для развития государственной службы стали нормы, заложенные в Конституции ДНР.
В целом оценивая действующий Закон ДНР "О системе государственной службы" как прогрессивный и полезный для своего времени, следует признать, что его положениями охвачены не все проблемы государственной службы, фактически он имеет прямое отношение только к службе в органах исполнительной власти. Сейчас продолжаются процессы реформирования института государственной службы, важную роль в которых играет совершенствование соответствующей системы законодательства.
Относительно государственной политики в сфере государственной службы, следует отметить, что она определяется Народным Советом ДНР. Основными направлениями государственной политики в сфере государственной службы является определение основных целей, задач и принципов функционирования института государственной службы, обеспечение эффективной работы всех государственных органов согласно их компетенции. Вопросы функционирования государственной службы в других государственных органах, правовое положение которых регулируется специальными законами ДНР, решаются этими органами.
В ДНР функционирует система управления государственной службой, которая создается на Республиканском уровне в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, профессионального образования и дополнительного профессионального образования государственных служащих, проведения ротации государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах законов и иных нормативных правовых актов ДНР.
Правовое регулирование статуса государственного служащего
Понятие "государственный служащий" согласно Закону ДНР "О государственной службе" является производным от понятия "государственной службы".
Государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств государственного бюджета.
Разделение государственных служащих осуществляется по разным критериям, в зависимости от которых выделяют следующие виды государственных служащих:
а) по характеру труда и объёмом и характером их служебных полномочий:
– руководители;
– специалисты;
– технические исполнители;
2019-11-13 | 246 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Правовое регулирование статуса государственного служащего |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы