Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория сокращения ( цимцум)



2019-11-13 153 Обсуждений (0)
Теория сокращения ( цимцум) 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция: Еврейская мистика (Каббала)

 

Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления:

 

 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зачастую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому направлению относятся, например, караимы),

 

2) модернистское, представители которого выдвинули свои варианты приспособления

иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени.

 

Так, в странах Арабского Халифата в X - XIII вв. под влиянием исламской и неоплатонической философии широкое хождение получили идеи рационалистического толкования иудаизма [Саадия Гаон, (892 - 942), Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол (1021 - ок. 1050), Иегуда га-Леви (ок. 1075 - 1141) и др.].

 

Наряду с рационалистической школой развивались мистические направления - Мэркава (Божья Колесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинного смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное выражение в философии Каббалы и хасидизма в

средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула инквизиции.

 

Каббала ( от глагола «киббел»- получать) – «традиция», «предание», «передача и получение учения». Это эзотерическая традиция, передаваемая от учителя к ученику. Сами сторонники Каббалы рассматривают свое учение как подлинную сущность иудаизма и истинное содержание Торы. Каббала никогда не рассматривалась как ересь! Напротив, она считалась эзотерическим учением, выражающим сокровенную сущность учения Моисея.

 

 

В XII - XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей преобладающим мировоззрением становится система философских взглядов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особенно в Испании, а также среди евреев Палестины. Священная книга каббалистов - "Зохар" ("Сияние").

 

 

Современная наука связывает возникновение каббалистической традиции с эпохой Средневековья ( XII-XIIIвв.), когда испанские евреи написали основные каббалистические тексты ( «Зогар»). Самый знаменитый из них «Зогар», приписываемый Моисею Леонскому (XIIIв.). Однако сама иудейская традиция относит создание каббалистических текстов к более древним временам. Это подтверждается сходством между христианским гностицизмом I-II вв. и каббалой.

 

Система Каббалы чрезвычайно сложна.

 

Теология

Каббалисты исходили из того, что в Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские вопросы о сотворении мироздания и человека; на протяжении столетий

они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного в материальном мире.

Отрицательная (апофатическая) теология в основе каббалистической теории творения. Абсолют рассматривается как непостижимый и невыразимый. Абсолют – Эйн Соф (Беспредельное, Бесконечное) не отличается от Бога –Творца, Бога Израиля ( Элохей Исраэль). Это не два бога, а один и тот же Бог.Объектом поклонения может быть только Бог-Творец, а не Эйн Соф: о последнем нельзя даже сказать «Да будет благословен Он!» ибо наши губы не способны благословлять его.

 

Теория сокращения ( цимцум)

 Обычно цимцум трактуется как натуралистическая концепция: Абсолют как бы высвобождает пустое пространство для творения мира, ограничивая себя. Итак, вторым аспектом является учение о Божественных атрибутах, которые не только превращают сокрытое Беспредельное в Бога Откровения, но и образуют структуру творения. Эти Божественные атрибуты ( они же ступени раскрытия и вместе с тем ограничения Абсолюта, определяющие структуру мироздания. В Каббале получили названия сефирот ( ед.ч. сефира).Этимологически связанное со словами «цифра» и «сапфир» ( их сияние подобно сапфиру).

Движение божественного эманационного луча, образующего 10 сефирот ( а также не – сефиру Даат – Знание, местопребывание Св. Духа), происходит зигзообразно: от центра направо, затем налево, снова в центр. Это движение луча ( цах-цахот) формирует древо сефирот. Его структуру определяют три столпа: правый – милосердие ( расширение), левый – строгость, суд (ограничение, сдерживание) и центральный – равновесие.

Отметим, что идея равновестия двух противопоставляемых (бинарных) начал и их сведение в некотором центре- медиаторе является религиозно-мистической универсалией.

 

Принцип голографичности сефирот. Принцип холизма «Все в одном, одно во всем, одно в одном и все во всем».

 

 

 

 

Наряду с Каббалой, основанной на принципах философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистическому созерцанию. Каббалисты этого направления после интенсивных,

специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояние экстатического транса, которое в их представлении символизировало приобщение человека к божественному откровению.

 

Хотя сторонники традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались друг

с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался анафеме. Так, на редкость привлекательные в XVII - XVIII вв. идеи каббалиста Саббатая Цви (1625- 1676), объявившего себя мессией, вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинства

раввинов, а последователи Саббатая Цви были отлучены от общины иудаистов.

 

Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма в XVIII - XIX вв., который в это время становится доминирующим течением еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе. Согласно хасидскому учению, каждый, кто соблюдает мицвот (заповеди

Торы), при жизни способен стать цадиком - хранителем божественных тайн. Бааль Шем-Тов (рабби Бешт - ум. 1760) был первым, кто начал проповедовать среди простого еврейского люда доходчивым языком идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире,

элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму.

Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма

и даже возглавил так называемое движение "митнагдим" ("противостоящие"), которое ставило своей целью отлучение хасидов от иудаизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий авторитет в широких народных массах, что оба течения скоро смирились

друг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий.



2019-11-13 153 Обсуждений (0)
Теория сокращения ( цимцум) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория сокращения ( цимцум)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)