Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные концепции социализации



2019-11-13 2920 Обсуждений (0)
Основные концепции социализации 4.67 из 5.00 3 оценки




План лекции

1. Понятие социализация личности в социологической науке

2. Основные концепции социализации

3. Структура социализации

4. Процессы социализации молодежи в современной России

 

1.

Человек – существо биосоциальное: являясь элементом живой природы, он существенно отличается от окружающего природного мира.

Социальная составляющая не заложена в человеке изначально. Человек в течение жизни обучается языку, грамотности, нормам поведения и пр. Для этого в обществе формируются, развиваются и поддерживаются специальные процессы, воздействующие на человека. Одним из таких процессов является социализация, в ходе которой человек из существа биологического преобразуется в существо социальное.

Изначально социализация проявлялась в стихийной деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе путём приобщения его к труду и передачи определённых умений и навыков. Со временем социализация стала включать в себя не только передачу образцов деятельности в трудовом коллективе, но и способов межпоколенческого взаимодействия, а также статусно-ролевых позиций.

Для общества роль и значение процесса социализации определяется тем, что оно, стремясь сохранить свою целостность, вырабатывает определённые социальные нормы и правила поведения, обязательные к усвоению всеми его представителями. Для индивида роль и значение социализации определяется тем, что он, желая стать полноправным представителем общества, должен усвоить указанные социальные нормы и правила поведения. Подготовка молодёжи к интеграции в систему общественных отношений, формирование и развитие социального потенциала молодого поколения вне процесса социализации невозможны.

Социализация – это двусторонний процесс, в ходе которого общество передаёт, а индивид в течение всей жизни усваивает социальные нормы, культурные ценности, образцы поведения, позволяющие индивиду функционировать в данном обществе .

Процесс социализации предполагает:

· познание индивидом самого себя и способов взаимоотношений с другими людьми;

· усвоение социальных и культурных ценностей;

· усвоение знаний о структуре общества и значении отдельных социальных институтов;

· овладение навыками практической деятельности в предметной и в социальной сферах;

· выработка на основе полученных знаний собственной системы ценностных ориентаций и установок;

· приобретение определённых социальных позиций, интернализация (термин применяется в социологии , педагогике и культурологии для обозначения процесса освоения индивидом или группой людей соц. ценностей, норм, установок, стереотипов, принадлежащих тем, с кем она , он или они взаимодействуют.)соответствующих социальных норм и ролей;

· включение человека в активную творческую деятельность как зрелой социализированной личности.

Как процесс, социализация может быть явной и скрытой. Явная социализация представляет собой непосредственные целенаправленные воздействия на формирующуюся личность, которые производятся различными социальными институтами, организациями и коллективами. Скрытая (латентная) социализация представляет собой действие условий и факторов, которые опосредованно направляют процесс социализации.

В идеале социализация молодежи должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения. Различают три системы социализации молодежи. Первая - так называемая направленная социализация. Ее создает социальная система. Вторая – система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства, и т.д. И третья система – самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений.

 

2.

 

Само понятие «социализация» стало использоваться в науке, начиная с 30-х гг. XX века, в связи с повышением интереса к отношениям «человек – культура», а также началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества. Возникновение процесса социализации исторически было обусловлено дифференциацией общества, выделением специфических поколенческих групп (старики и молодёжь), необходимости адаптации молодого поколения к постоянно изменяющимся общественным отношениям и передачи социального опыта.

Основные концепции социализации

 

Психоаналитическая традиция   Социализация – динамика взаимодействия Ид, Эго, Суперэго, с постепенным обретением индивидом власти над собственной биологической природой  
Гуманистические концепции     Содержание процесса социализации состоит в развертывании личностных характеристик. Э. Фромм: концептуализация позитивной свободы, интегрирующая личность в микро- и макросреду, не лишая ее при этом автономии. Принципиально важна для достижения позитивной свободы спонтанная активность, присущей людям в детском возрасте и теряемая большинством по мере социализации; А. Маслоу: социализация – самоактуализация личности, искажение ее практик видится следствием ориентации осуществляющих ее институтов на гедонистическое извращение природы человека, толкование его как существа стремящегося исключительно к удовольствиям, и нуждающегося потому в постоянном контроле, дисциплине, наказании; Э. Гидденс: социализация – источник процесса индивидуализации, способности независимо мыслить и действовать  
Trait theories (диспозиционные концепции) Социализация представляет собой процесс развития динамических черт, способностей, эволюции environmental-mold traits
Когнитивная теория Дж. Келли: социализация есть формирование тезауруса личностных конструктов, навыков оперирования ими
Бихевиоризм Б. Ф. Скиннер: социализация – практика социального научения; оперантное научение (Форма научения, в которой правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятной; также называется инструментальным научением.) индивида осуществляется в соответствии с заданными стандартами
Феноменология М. Вебер: целерациональный характер человеческого поведения определяет активную роль индивида в социальных взаимодействиях, в том числе, личностно формирующих; Г. Зиммель: процесс социализации – развертывание сущностных свойств человека; К. Роджерс: определяющее значение имеет конструктивная биологическая тенденция актуализации, потребности в развитии и самосовершенствовании;
Структурный функционализм О. Конт, Г. Спенсер: человек изначально асоциален, общество создает его как личность через систему институционализированных воздействий; Э. Дюркгейм: содержание социализации в дисциплинирующем воздействии общества; П. Сорокин: факторы социализации, внешние по отношению к личности – космико -географические, биолого-физиологические, психологические, социализация имеет институциональный характер в динамике дозволенных, должных, рекомендованных форм поведения; Т. Парсонс: модель социализации включает два уровня. Первичная социализация обеспечивается самим фактом рождения в обществе, занятия определенной социальной роли. В системе взглядов раннего Т. Парсонса роль исчерпывает личность. Социум устойчив благодаря саморегуляции, функциональной взаимообусловленности всех процессов, посредством интеграции мотивов социального поведения, гармонизации ролей через нормативные культурные стандарты. Система ролей создает универсум экспектаций, в котором акторы имеют дело с тезаурусом предвидимых реакций-санкций. Вторичный уровень социализации охватывает весь период жизни индивида. Его содержанием выступает реализация системы социального контроля, включающего репрессивные, просветительские, конкретно-поведенческие санкции. Особая роль при этом отводится интериоризации индивидом социально признанных систем ценностей. Именно на основе их усвоения большинством общества обеспечивается его стабильность, эффективное функционирование всех элементов социальной структуры. Культура, таким образом, выступает в качестве медиатора между личностью и социальной системой; именно в сфере культуры происходят процессы, оказывающие на процесс социализации решающее влияние; Р. Дарендорф: социализация есть ролевая адаптация; З. В. Сикевич: в основе социализации лежит усвоение ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений, передача культуры  
Интеракционизм Ч. Х. Кули: индивид не имеет от рождения человеческой природы, зарождающейся в группах; личность формируется социальными взаимодействиями, через создание «зеркального Я», составляемого совокупностью представлений о ней «обобщенного другого»: как люди нас воспринимают, реагируют на нас, определяют нашу реакцию на их действия

 

3.

 

Социализация имеет определённую структуру, основными элементами которой являются этапы, агенты, механизмы и условия социализации.

Этапы социализации. Большинство исследователей выделяют два основных этапа – первичную и вторичную социализацию. При этом одни исследователи в качестве основания для разделения этапов социализации рассматривают доминирующий вид деятельности индивида. По их мнению, первичная (дотрудовая) социализация охватывает периоды детства, юношества и молодости индивида и осуществляется в процессе его обучения (в рамках семьи и образовательных учреждений); а вторичная (трудовая) социализация охватывает этапы юношества, молодости, зрелости и старости индивида и в процессе его трудовой деятельности (в рамках трудового коллектива).

Другие исследователи основанием для разграничения первичной и вторичной социализации считают доминирование влияния определённого социального института на социализирующегося индивида. По их мнению, первичная социализация завершается тогда, когда семья перестает быть основным институтом социализации, а основные функции социализации передаются системе образования трудовым коллективам. В некоторых случаях процесс социализации подразделяется на три этапа: социализация ребёнка в семье; социализация детей, подростков, юношей и молодёжи в условиях образовательных институтов; дальнейшая социализация в условиях трудового коллектива.

Социализация продолжается всю жизнь человека. Закономерностью социализации является возрастание роли самого индивида в этом процессе. Если на этапе первичной социализации индивид выступает как объект, то на этапе вторичной социализации он, в большей мере, становится субъектом. Личность социализирована тогда, когда она закончила свое продолжительное становление, закрепилась в социальной структуре на определенных позициях и уже не столько развивается, сколько функционирует.

В ряде случаев может возникнуть необходимость ресоциализации (повторной социализации), инициатором которой выступать как сам индивид, так и основные социальные институты. Такие ситуации возникают в случае а) социальных перемещений индивида, как по вертикали, так и по горизонтали, б) крупных социально-экономических, социально-политических или социокультурных изменений; в) нарушения индивидом правовых, моральных или иных нормы определённого общества (например, тюремное заключение).

Указанные случаи всех ситуаций, когда социализация (или ресоциализация) необходима. Неудачный брак, развод и подобные ситуации ставят индивидов перед необходимостью ресоциализации к новому браку, к статусу одинокого человека и т.п.

Агенты социализации. В качестве агентов социализации могут выступать: личность, социальная группа, организация, социальный институт или общество в целом, осуществляющие целенаправленное непосредственное воздействие на социализирующегося индивида.

Понятие агента социализации правомерно как для групп, организаций или институтов, с которыми индивид поддерживает реальные отношения, так и для некоторых символических образований, определяющих ориентации индивида, например, для мифологических героев, кумиров, идеалов, референтных групп. Кроме того, понятие агента социализации применимо для обозначения некоторых «деперсонифицированных» сил общества в силу выраженной направленности их воздействия, например, для СМИ.

Функции и значение агентов социализации на её первичном и вторичном этапах различаются. Агенты первичной социализации могут выполнять одновременно несколько функций – опеки, администрирования, контроля, управления и т.д. Поэтому, агенты первичной социализации взаимозаменяемы, например, семья – сверстники, или семья – система образования. Агенты вторичной социализации выполняют более специфичные функции, а потому взаимозаменяемыми быть не могут. В частности, работники суда никогда не заменят родителей и наоборот.

В ряде источников, понятие агента социализации заменяется понятием института социализации. Институты социализации, так же как и этапы, подразделяются на первичные – семья, образование, улица, производство и вторичные – государство, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Механизм социализации. Это те способы, которыми индивид осваивает социальный опыт. К основным механизмам социализации относятся:

Идентификация – отождествление себя с представителями социального окружения. Непосредственно взаимосвязана с процессом подражания. Именно в такой форме осуществляется усвоение индивидом определённых требований, правил и норм в раннем детском возрасте, а также на начальных этапах более поздних периодов социализации.

Адаптация – предполагает приспособление индивида к окружающим его социальным условиям, например, к условиям нового общества.

Интериоризация - осознание индивидом усвоенных им правил, требований, норм. В этом случае усвоенные ценности становятся составной частью внутреннего мира индивида, появляется возможность применять их на практике.

Игра, обучение, труд – это процессы, в ходе которых индивид усваивает те социальные позиции и соответствующие им роли, которые в дальнейшем применяются им в системе общественных отношений.

Условия (факторы) социализации – это вся совокупность природных и социальных объектов, предметов, явлений или событий, существующих в обществе и косвенно (опосредованно) влияющих на ход и результативность процесса социализации. В совокупности, условия социализации определяют направленность данного процесса. Направленность социализации – это свойство, определяющее результативность, зависящее от субъекта и объекта социализации, а также общесоциальных и локальных обстоятельств и условий.



2019-11-13 2920 Обсуждений (0)
Основные концепции социализации 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Основные концепции социализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2920)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)