Динамика прибыли и уровней рентабельности
Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это чистая прибыль (или убыток). Чистая прибыльвключает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций (рис. 6). Предприятие, исходя из своей финансовой стратегии, может увеличить или уменьшить величину чистой прибыли за счет выбора того или иного способа: оценки имущества, порядка его списания, установления сроков использования. Все это должно быть отражено в учетной политике. Вследствие этого бухгалтер должен уметь выбрать и предложить руководителю тот вариант учетной политики, который обеспечит реализацию финансовой стратегии предприятия. Рис. 4. Блок-схема анализа прибыли Основными задачами анализа чистой прибыли являются: - оценка динамики показателей чистой прибыли; - выявление и измерение действия различных видов доходов на величину прибыли; - оценка возможных резервов дальнейшего роста чистой прибыли. Анализ чистой прибыли начинается с ее общей оценки за анализируемый период. Затем необходимо проанализировать балансовую прибыль в динамике (за ряд лет). При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. После этого необходимо проанализировать изменение удельного веса каждого вида дохода в величине балансовой прибыли. Для этого необходимо определить удельный вес (долю) каждого вида дохода в балансовой прибыли на начало и конец периода, затем определить изменения. Величина чистой прибыли зависит от методов регулирования прибыли: - изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам; - использование метода ускоренной амортизации активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль; - применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним; - выбор метода оценки потребленных производственных запасов; - изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерным частями за счет созданного ремонтного фонда); - изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного года; - изменение метода определения прибыли от реализации продукции. Вышеперечисленные методы регулирования прибыли могут кардинально изменить величину прибыли от реализации, балансовую прибыль и в целом финансовое состояние предприятия. Анализ динамики и структуры прибыли предприятия проведем на основе данных табл. 23. Таблица 2 Анализ динамики и структуры прибыли ОАО «Автопредприятие №1» в 2009-2010 годах
Из табл. 3 видно, что выручка от реализации продукции, работ, услуг исследуемого предприятия в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросла на 276тыс. руб. Себестоимость продукции также выросла. Себестоимость продукции, работ, услуг предприятия является довольно высокой и занимает значительный удельный вес в структуре доходов предприятия, ее удельный вес в выручке от реализации снизился на 0,9% в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Можно отметить сокращение убытка от продаж. В 2009-2010 годах предприятие получило прибыль от внереализационных операций, однако в этот период наблюдалось ее снижение. По внереализационной деятельности предприятия имеет убыток в размере 6 тыс. руб. в 2009 году. Таким образом, за счет положительного финансового результата от операционной деятельности предприятием получена прибыль до налогообложения в размере 176 тыс. руб. и 42 тыс. руб. соответственно в 2009 и 2010 годах. Отрицательным моментом в деятельности предприятия является сокращение величины чистой прибыли на 115 тыс. руб. Особенно четко это видно на рис. 7. Рис. 5. Динамика чистой прибыли ОАО «Автопредприятие №1» в 2009-2010 годах Покажем распределение чистой прибыли ОАО «Автопредприятие №1» в 2009-2010 годах (табл. 3, рис. 5). Таблица 3 Распределение чистой прибыли ОАО «Автопредприятие №1» в 2009-2010 годах
Рис. 6. Распределение чистой прибыли в 2009 году
Таким образом, основная масса прибыли предприятия в 2009 году была направлена в фонд потребления. Значительная часть прибыли была направлена в фонд накопления. Остальные направления использования прибыли занимают небольшой удельный вес в структуре чистой прибыли предприятия. Чистая прибыль 2010 года в размере 8 тыс. руб. в полном объеме была направлена в фонд потребления. Рассчитаем влияние факторов на изменение прибыли от продаж ОАО «Автопредприятие №1» (табл. 4). Таблица 4 Расчет факторов на изменение прибыли от продаж ОАО «Автопредприятие №1» за 2009-2010 годы
Для расчета факторов на показатель убыток от продаж используем следующую модель: Р=ОА * N/ОА * Р/N=х*у*z Используем метод абсолютных разниц: Влияние остатков оборотных активов: ∆х*у0*z0 = 1592 * 1,183 * (-0,0384) = -72,3 тыс. руб. Влияние коэффициента оборачиваемости оборотных активов: х1*∆у*z0 = 7621 * (-0,211) * (-0,0384) = 61,7 тыс. руб. Влияние рентабельности продаж: х1*у1*∆z = 7621 * 0,972 * 0,0098 = 72,6 тыс. руб. Общее влияние всех факторов: -72,3 + 61,7 + 72,6 = 62 тыс. руб.
Рис. 7. Влияние факторов на изменение убытка от продаж Решающим фактором, повлиявшим на изменение убытка от продаж выступило изменение оборачиваемости оборотных активов, а также рентабельности продаж, в результате влияния которых убыток от продаж увеличился на 134,3 тыс. руб. Влияние изменения остатков оборотных активов привело к снижению убытка от продаж на 72,3 тыс. руб. Вследствие воздействия всех названных факторов убыток от продаж увеличился на 62 тыс. руб. После анализа прибыли предприятия перейдем к анализу уровней его рентабельности. По формулам, представленным в первой главе произведем расчет показателей рентабельности ОАО «Автопредприятие №1». Рентабельность продаж: 2009 год: (-274/7134)*100 = -3,84%. 2010 год: (-212/7410)*100 = -2,86%. Рентабельность собственного капитала: 2009 год: (-274/7291) * 100 = -3,8%. 2010 год: (-212/7153)*100 = -3,0%. Рентабельность активов: 2009 год: (-274/12280) * 100 = -2,2%. 2010 год: (-212/13702) * 100 = -1,5%. Рентабельность оборотных активов: 2009 год: (123/6029) * 100 = 2,0%. 2010 год: (8/7621) * 100 = 0,1%. Фондорентабельность: 2009 год: (123/6242) * 100 = 2,0%. 2010 год: (8/6073) * 100 = 0,13%. Рентабельность заемного капитала: 2009 год: (123/4989) * 100 = 2,5%. 2010 год: (8/6549) * 100 = 0,12%. Сведем рассчитанные показатели рентабельности предприятия в табл. 6. Таблица 5 Показатели рентабельности ОАО «Автопредприятие №1» в 2009-2010 годах, в процентах
Данные табл. 6 и рис. 10 показывают отрицательную динамику показателей рентабельности ОАО «Автопредприятие №1». Рис. 8. Динамика показателей рентабельности ОАО «Автопредприятие №1»
Продажи предприятия являются нерентабельными. Однако в 2010 году по сравнению с 2009 годом рентабельность продаж несколько повысилась, но это слабо отразилось на эффективности его деятельности. Все рассчитанные показатели имеют тенденцию к сокращению в исследуемый период времени. Главной причиной таких изменений выступило снижение чистой прибыли предприятия со 123 тыс. руб. в 2009 году до 8 тыс. руб. в 2010 году, а также наличие убытка от продаж. Более детальный анализ причин изменения показателей рентабельности предприятия проведем посредством факторного анализа.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |