Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Динамика прибыли и уровней рентабельности



2019-11-13 191 Обсуждений (0)
Динамика прибыли и уровней рентабельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это чистая прибыль (или убыток). Чистая прибыльвключает финансовые результаты от реа­лизации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций (рис. 6).

Предприятие, исходя из своей финансовой стратегии, может увеличить или уменьшить величину чистой прибыли за счет выбора того или иного способа: оценки имущества, порядка его списания, установления сроков использования.

Все это должно быть отражено в учетной политике. Вследствие этого бухгалтер должен уметь выбрать и предложить руководителю тот вариант учетной политики, который обеспечит реализацию финансовой стратегии предприятия.

Рис. 4. Блок-схема анализа прибыли

Основными задачами анализа чистой прибыли являются:

- оценка динамики показателей чистой прибыли;

- выявление и измерение действия различных видов доходов на величину прибыли;

- оценка возможных резервов дальнейшего роста чистой прибыли.

Анализ чистой прибыли начинается с ее общей оценки за анализируемый период. Затем необходимо проанализировать балансовую прибыль в динамике (за ряд лет). При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляцион­ные факторы изменения ее суммы.

Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции умень­шают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

После этого необходимо проанализировать изменение удельного веса каждого вида дохода в величине балансовой прибыли. Для этого необходимо определить удельный вес (долю) каждого вида дохода в балансовой прибыли на начало и конец периода, затем определить изменения.

Величина чистой прибыли зависит от методов регулирования прибыли:

- изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам;

- использование метода ускоренной амортизации активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль;

- применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним;

- выбор метода оценки потребленных производственных запасов;

- изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерным частями за счет созданного ремонтного фонда);

- изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного года;

- изменение метода определения прибыли от реализации продукции.

    Вышеперечисленные методы регулирования прибыли могут кардинально изменить величину прибыли от реализации, балансовую прибыль и в целом финансовое состояние предприятия.

Анализ динамики и структуры прибыли предприятия проведем на основе данных табл. 23.

Таблица 2

Анализ динамики и структуры прибыли ОАО «Автопредприятие №1» в 2009-2010 годах

Наименование показателя

2009

2010

Структура, %

Изменение

(+,-)

2009 2010 показателя Удельного веса, %
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 7134 7410 100 100 276 -
Себестоимость продукции, тыс. руб. 7408 7622 103,8 102,9 214 -0,9
Прибыль от продаж, тыс. руб. -274 -212 -3,8 -2,9 62 0,9
Операционная прибыль, тыс. руб. 450 260 6,3 3,5 -190 -2,8
Внереализационная прибыль, тыс. руб. - 6 - 0,09 - -
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 176 42 2,5 0,6 -134 -1,9
Налог на прибыль, тыс. руб. 53 34 0,7 0,5 -19 -0,2
Чистая прибыль, тыс. руб. 123 8 1,7 0,1 -115 -1,6

 

Из табл. 3 видно, что выручка от реализации продукции, работ, услуг исследуемого предприятия в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросла на 276тыс. руб.

Себестоимость продукции также выросла. Себестоимость продукции, работ, услуг предприятия является довольно высокой и занимает значительный удельный вес в структуре доходов предприятия, ее удельный вес в выручке от реализации снизился на 0,9% в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

Можно отметить сокращение убытка от продаж.

В 2009-2010 годах предприятие получило прибыль от внереализационных операций, однако в этот период наблюдалось ее снижение.

По внереализационной деятельности предприятия имеет убыток в размере 6 тыс. руб. в 2009 году.

Таким образом, за счет положительного финансового результата от операционной деятельности предприятием получена прибыль до налогообложения в размере 176 тыс. руб. и 42 тыс. руб. соответственно в 2009 и 2010 годах.

Отрицательным моментом в деятельности предприятия является сокращение величины чистой прибыли на 115 тыс. руб. Особенно четко это видно на рис. 7.

Рис. 5. Динамика чистой прибыли ОАО «Автопредприятие №1» в 2009-2010 годах

Покажем распределение чистой прибыли ОАО «Автопредприятие №1» в 2009-2010 годах (табл. 3, рис. 5).

Таблица 3

Распределение чистой прибыли ОАО «Автопредприятие №1» в 2009-2010 годах

Статья расходования

2009

2010

Структура, %

2009 2010
1. Чистая прибыль к распределению 123 8 100 100
2. Платежи в бюджет за счет чистой прибыли 5 - 4,1 -
3. Отчисления в резервный фонд - - - -
4. Фонд накопления 20 - 16,3 -
5. Фонд социальной сферы - - - -
6. Фонд потребления 96 8 78,0 100
7. Нераспределенная прибыль 2 - 1,6 -

 

 

Рис. 6. Распределение чистой прибыли в 2009 году

 

Таким образом, основная масса прибыли предприятия в 2009 году была направлена в фонд потребления. Значительная часть прибыли была направлена в фонд накопления. Остальные направления использования прибыли занимают небольшой удельный вес в структуре чистой прибыли предприятия.

Чистая прибыль 2010 года в размере 8 тыс. руб. в полном объеме была направлена в фонд потребления.

Рассчитаем влияние факторов на изменение прибыли от продаж ОАО «Автопредприятие №1» (табл. 4).

Таблица 4

Расчет факторов на изменение прибыли от продаж ОАО «Автопредприятие №1» за 2009-2010 годы

Показатель 2009 2010 Измене­ние (+, -)
1. Выручка от продаж, тыс. руб. 7134 7410 276
2. Прибыль от продаж, тыс. руб. -274 -212 62
3. Остатки оборотных активов, тыс. руб. 6029 7621 1592
4. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов 1,183 0,972 -0,211
5. Рентабельность продаж, % (п.2/п.1*100) -3,84 -2,86 0,98
6. Прирост (уменьшение)  убытка от продаж - всего, тыс. руб. в том числе за счет изменения: а) остатков оборотных активов (х) б) коэффициента оборачиваемости оборотных активов (у) в) рентабельности продаж (z) Х   Х   Х   Х Х   Х   Х   Х 62   -72,3   61,7   72,6  

 

Для расчета факторов на показатель убыток от продаж используем следующую модель:

Р=ОА * N/ОА * Р/N=х*у*z                    

Используем метод абсолютных разниц:

Влияние остатков оборотных активов:

∆х*у0*z0 = 1592 * 1,183 * (-0,0384) = -72,3 тыс. руб.

Влияние коэффициента оборачиваемости оборотных активов:

х1*∆у*z0 = 7621 * (-0,211) * (-0,0384) = 61,7 тыс. руб.

Влияние рентабельности продаж:

х1*у1*∆z = 7621 * 0,972 * 0,0098 = 72,6 тыс. руб.

Общее влияние всех факторов: -72,3 + 61,7 + 72,6 = 62 тыс. руб.

 

Рис. 7. Влияние факторов на изменение убытка от продаж

Решающим фактором, повлиявшим на изменение убытка от продаж выступило изменение оборачиваемости оборотных активов, а также рентабельности продаж, в результате влияния которых убыток от продаж увеличился на 134,3 тыс. руб. Влияние изменения остатков оборотных активов привело к снижению убытка от продаж на 72,3 тыс. руб. Вследствие воздействия всех названных факторов убыток от продаж увеличился на 62 тыс. руб.

После анализа прибыли предприятия перейдем к анализу уровней его рентабельности.

По формулам, представленным в первой главе произведем расчет показателей рентабельности ОАО «Автопредприятие №1».

Рентабельность продаж:

2009 год: (-274/7134)*100 = -3,84%.

2010 год: (-212/7410)*100 = -2,86%.

Рентабельность собственного капитала:

2009 год: (-274/7291) * 100 = -3,8%.

2010 год: (-212/7153)*100 = -3,0%.

Рентабельность активов:

2009 год: (-274/12280) * 100 = -2,2%.

2010 год: (-212/13702) * 100 = -1,5%.

Рентабельность оборотных активов:

2009 год: (123/6029) * 100 = 2,0%.

2010 год: (8/7621) * 100 = 0,1%.

Фондорентабельность:

2009 год: (123/6242) * 100 = 2,0%.

2010 год: (8/6073) * 100 = 0,13%.

Рентабельность заемного капитала:

2009 год: (123/4989) * 100 = 2,5%.

2010 год: (8/6549) * 100 = 0,12%.

Сведем рассчитанные показатели рентабельности предприятия в табл. 6.


Таблица 5

Показатели рентабельности ОАО «Автопредприятие №1» в 2009-2010 годах, в процентах

Показатели рентабельности 2009 2010 Изменение (+,-) Темп роста
Рентабельность продаж -3,84 -2,86 0,98 74,48
Рентабельность активов -2,2 -1,5 0,7 68,2
Рентабельность собственного капитала -3,8 -3,0 0,8 78,9
Рентабельность заемного капитала 2,5 0,12 -2,38 4,80
Рентабельность оборотных активов 2,0 0,1 -1,9 5,00
Фондорентабельность 2,0 0,13 -1,87 6,50

 

Данные табл. 6 и рис. 10 показывают отрицательную динамику показателей рентабельности ОАО «Автопредприятие №1».

Рис. 8. Динамика показателей рентабельности ОАО «Автопредприятие №1»

 

Продажи предприятия являются нерентабельными. Однако в 2010 году по сравнению с 2009 годом рентабельность продаж несколько повысилась, но это слабо отразилось на эффективности его деятельности.

Все рассчитанные показатели имеют тенденцию к сокращению в исследуемый период времени. Главной причиной таких изменений выступило снижение чистой прибыли предприятия со 123 тыс. руб. в 2009 году до 8 тыс. руб. в 2010 году, а также наличие убытка от продаж.

Более детальный анализ причин изменения показателей рентабельности предприятия проведем посредством факторного анализа.

 

 



2019-11-13 191 Обсуждений (0)
Динамика прибыли и уровней рентабельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Динамика прибыли и уровней рентабельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)