О стихотворении «Русский поклон».
Стихотворение Михаила Александровича Небогатова «Русский поклон» впервые было опубликовано в сборнике «Моим землякам» (1958). В сборнике «Лирика» (1961) представлена вторая текстовая редакция. Поэт изменил некоторые строки в третьей и четвёртой строфе: И до чего ж я удивился (1957) Наверно, просто обознался, Небось, в подпитии слегка (1957).
И удивился я, не скрою (1961) «Наверно, принял за начальство Или в подпитии слегка»… (1961).
Две финальные строфы были подвергнуты М. А. Небогатовым кардинальной переработке. Назидательный финал первой редакции стихотворения «Русский поклон» (поклон как форма вежливости) сменился философским обобщением о сути характера русского народа, воспитанного тысячелетней православной культурой (поклон как отсутствие гордыни): Но нечем было мне гордиться. Я шёл и сам себя стыдил: «Не ты ли первым поклониться Обоим им обязан был?..» Подчас не бросит даже взгляда Тот, кто с тобой знакомство вёл. Да. Всем, пожалуй, знать бы надо Обычай старых русских сёл (1957)
Запомнив их простые лица, Я шёл и сам себя стыдил: «Не ты ли первым поклониться Обоим им обязан был?» Тут не приличие, не мода, А чуткость вместе с добротой Душа российского народа, Его характер золотой (1961).
Материалы данного раздела вошли в доклад Карповой Г. И., прочитанный на научно-практической конференции «Литература Кузбасса и её роль в гуманитарном воспитании и образовании молодёжи» 29.03.2012 г. – Электронный ресурс: http://www.kemrsl.ru/catalog/1135.html Больше над финалом поэт не работал. В дневниковой записи от 11 октября 1973 года отметив, что концовки стихотворений «смолоду» ему удавались, М. А. Небогатов обозначил своё поэтическое кредо: «Мой принцип: заключительные строки должны быть ударными, самыми крепкими во всех отношениях – и технически, и поэтически, по образности, по чувству и настроению. Пока с этим всё в порядке».
О корневой своей связи со стариками, сохранившими дух есенинской Святой Руси – «Родины кроткой» – поэт не раз будет говорить в стихах. Своеобразную перекличку с «Русским поклоном» можно увидеть в стихотворении «Благодарю тебя» (1976), явно обращение к Богу-Творцу: Тебя за то благодарю, Что полон мир большим значеньем, Что я навстречу январю Иду с весенним ощущеньем. За то, что доброе творю, Что не знаком я с чёрной злобой, Что не кичусь своей особой, Благодарю, благодарю.
Автор газетной рецензии на книгу М. А. Небогатова «На берегах Томи» (1953) А. Павловский, отметив «искренность, задушевность» лучших стихов сборника, назвал позицию автора «умилённо-созерцательной, сентиментальной».
Одной из первых рецензий на книгу «Моим землякам» (1958) была статья В. Блюменфельда в альманахе «Огни Кузбасса» за 1959 год «Заметки о языке и стиле». Называя М. А. Небогатова «поэтом несомненного дарования», кузбасский учёный так определил своеобразие его художественной картины: «Родство с миром «родного края» – а через него просвечивает и большой мир советской страны в целом – источник поэзии Небогатова».
Исследователь кузбасской литературы А. Ф. Абрамович в конце 1960-х годов сделал ценные наблюдения о функции пейзажа в лирике М. А. Небогатова: «Пейзаж Небогатова всегда одухотворён. Поэт никогда не забывает о своём замысле – показать человека, наделённого ощущением, пониманием прекрасного. <…> Иногда пейзаж выступает как прямая параллель к переживаниям героя, он помогает вернее и глубже, чем прямое изображение, понять их». В стихотворении «Русский поклон» образ «садов в черёмушном дыму» ассоциативно сопоставлен со светлыми душами стариков, цветущими в человечьем саду. «Время золотое» (пора весеннего цветенья) соотносится с «золотым характером» народа.
«Русский поклон» поэт включил в сборники «Свет в окне» (1969), «Спасибо сентябрю» (1972), «Земной поклон» (1976), «Перепёлка» (1988), «Вечерни огни» (1989). Публикация стихотворения в коллективном сборнике «День поэзии» (Кемерово, 1964) идёт без разбивки на строфы. В сборнике «Свет в окне» (1969) М. Небогатов ставит дату – 1957 год. В этом варианте «Русского поклона» образ старика приобретает степенность и значительность: И удивился я, не скрою, Когда степенный встречный дед Вдруг снял картуз передо мною, Как мой знакомец с давних лет.
В московском сборнике «Перепёлка» (1988) изменена строка в пятой строфе: «И вот опять – поклон земной» вместо «И вновь – почтительный поклон». Можно предположить, что изменение является редакторской правкой В. Н. Рахманова, поэта и книгоиздателя. В сборнике «Вечерние огни» (1989) прежний вариант строки «И вновь – почтительный поклон» автором восстановлен. Среди вариантов строк можно отметить 16-ю: «Живи и здравствуй, в мир влюблён» (1958, 1961, 1969, 1972, 1976, 1989) и «Живи и здравствуй, мой родной» (1988, 1991). Над книгой «Времени река» (1991) поэт работал ещё сам, хотя книгу не увидел. Можно предположить, что вариант строки из московского сборника «Перепёлка» (1988), не учтённый в сборнике «Вечерние огни» (1989), М. А. Небогатов утвердил в сборнике «Времени река». Среди вариативных строк можно назвать 21-ю: «Я шёл и сам себя стыдил» (1958, 1961, 1969, 1972, 1976) и «А после – сам себя стыдил» (1988, 1989, 1991). Вариант строки, появившийся в московском сборнике, был автором оставлен в последнем прижизненном сборнике. Стихотворение «Русский поклон» стало визитной карточкой поэта. Его включили в сборник «День поэзии» (1964), сборники кузбасской поэзии (1979, 1998), хрестоматию кузбасских писателей (2007), «Антологию сибирской поэзии» (2008). «Русский поклон» М. А. Небогатов включил в подборку стихотворений, которая была опубликована в журнале «Наш современник» за 1986 год № 11 и отмечена премией журнала. Известно, что редактор журнала С. В. Викулов, представляя подборку членам редколлегии журнала, прочитал два первых стихотворения «О России» и «Русский поклон», высоко их оценив.
Стихотворение «О России» с заглавием «Россия» было впервые опубликовано в сборнике «Свет в окне» (1969). Оно состояло из четырёх строф. В журнальной подборке «Нашего современника» были убраны последние строфы, стихотворение стало называться «О России», с таким заглавием вошло и в московский сборник «Перепёлка» (1988): Откуда начинается Россия? Одни поэты пишут: от села, От дедовской околицы. Другие: От заводской заставы, мол, пошла. Не знаю я, найду ль единоверца, Но верю в убеждение своё: Россия начинается От сердца, С рождения влюблённого в неё.
Интерес представляет контекст, в котором оказывалось стихотворение «Русский поклон» в сборниках М. А. Небогатова 1958-1989 годов. В сборнике «Моим землякам» (1958) стихотворение «Русский поклон» окружают стихотворения: «Перед экзаменом» (поклон учителю) и «Мать» (поклон матерям). В сборнике «Лирика» (1961) контекстообразующим мотивом станет поклон человеку труда: «Кузнец», «Русский поклон», «Путидороги» (о шофёре). В сборнике «Свет в окне» (1969) – поклон солдатам-фронтовикам: «Годы, годы. Ах, как они мчатся…», «Русский поклон», «Старый солдат». В последнем прижизненном сборнике М. А. Небогатова «Вечерние огни» (1989) контекстуальным философским мотивом станет «а у величья скромное обличье…»: стихотворение «Насильно замуж выдали её…», «Русский поклон», «Нет ничего безликого на свете…». Предваряющее «Русский поклон» стихотворение – о стариках, муже и жене, принятии ими своей судьбы, прощение стариком жены, в молодости любившей другого человека. Образы старика и старухи, их внутреннее величие дорисовываются в «Русском поклоне» и завершаются философскими умозаключениями последующего стихотворения: А у величья – скромное обличье: На нём морщины чёрного труда. И поучать не станет нас величье, Лишь дать совет решиться иногда.
Исследователь кузбасской литературы 1970-1980-х годов А. П. Казаркин в статье «Величанье Сибири» (1985) верно определил суть поэта М. А. Небогатова: «Поэт, сложившийся в конце пятидесятых, всем литературным формам предпочитает одну – лирический эскиз, зарисовку с натуры. Миниатюра эта схватывает сиюминутное состояние, но за ним – ощущение лет, текучести бытия. Главным и наиболее ценным в этой лирике мне видится неподдельное чувство красоты, священнодействия жизни».
Критик Николай Карлагин точно подметил особенность поэтического мира М. А. Небогатова: «В поэзии Небогатова присутствует особая красота – красота ненарядности. Его поэтическое зрение обращено, прежде всего, на эту неприметную красоту, мимо которой проходишь каждый день, не замечая её. Чувствовать рядом присутствие необычного, собирать по крупицам неприхотливую радость, рассыпанную родной природой – редкое свойство поэта и человека, и невольно хочется повторить про себя вслед за ним: «Как мало надо сердцу человека, Чтоб многое на свете полюбить».
В автобиографии «О себе» (1965), опубликованной в сборнике «Майский снег» (1966), М. А. Небогатов записал: «Мой любимый современный поэт – Александр Твардовский. Его считаю своим учителем». Родство душ двух русских поэтов определяла любовь к Родине, русскому народу, народному слову. М. А. Небогатов был 13-м ребёнком в семье. Любовь к поэзии привила мать, Клавдия Степановна. Малограмотная женщина, по признанию младшего сына-поэта, «обладала незаурядным умом, хорошо чувствовала живое поэтическое слово, знала наизусть много стихов (особенно Некрасова и Кольцова). Её речь была насыщена пословицами и поговорками…». А. Т. Твардовскому М. А. Небогатов посвятил стихотворение, включив его в сборник «Земной поклон» (1976) и статью «Уроки Твардовского» (1976). Будучи скромным человеком, М. А. Небогатов тем не менее сознавал, что поэзия в Кузбассе началась с него. До него вышел поэтический сборник «Углеград» (1947) журналиста и поэта Алексея Косаря, покровителя молодого Небогатова, однако он не стал профессиональным поэтом. Подтверждение этому мы нашли в статье А. Мазюкова «Развитие книгоиздательского дела в Кузбассе» (1959). А. Мазюков пишет: «В местном издательстве за время его существования вышли отдельными выпусками произведения ряда местных авторов. Изданы, например, сборники стихов одного из популярных поэтов Кузбасса Михаила Небогатова «Солнечные дни», «На берегах Томи», «Моим землякам», сборники стихов А. Косаря – «Углеград», «Родной Кузбасс», «В краю сокровищ», В. Измайлова «Широкая дорога», А. Пинаева «Встречи», Г. Молостнова – «Весна», П. Белова – «Подарок». В списке кузбасских поэтов Небогатов лидирует.
М. А. Небогатов учился мастерству у классиков. Любимыми поэтами он назвал Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, Твардовского, Исаковского, Ваншенкина, Бунина. Поэтические строки И. А Бунина поставлены эпиграфом к сборнику «Лето» (1981), строки из стихотворения А. Т. Твардовского стали эпиграфом в книге «Земля моя добрая» (1984). Нарабатывая мастерство, М. А. Небогатов стремился каждый день написать хоть одно стихотворение, осваивал разные жанровые формы (сонет, басня, поэма, лирическая миниатюра и др.). Для М. А. Небогатова творчество стало делом жизни.
Владимир Матвеев назвал Небогатова «вдумчивым лириком», который «мучительно ищет в поэзии всё то же» – «где видимость, где суть»: «И вроде нет большого творческого открытия, угадываешь чисто небогатовские интонации, пересматриваешь много раз виденное и слышанное под новым углом зрения».
/ В кн.: «Литература Кузбасса XX – начала XXI века»: учебное пособие / И. В. Ащеулова, Г. И. Карпова, Л. А. Ходанен, В. А. Алексютина /отв. ред. И. В. Ащеулова; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 188 с.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1148)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |