Техника экспертного метода. Применение шкалы Саати.
Предложенная Томасом Л. Саати шкала предпочтений позволяет более точно выполнять оценку объектов, чем метод попарного сопоставления. Эксперты заполняют матрицу предпочтений δij относительно определенного показателя разных оцениваемых объектов (1…M):
Предпочтения выражаются следующими оценками: , которые, собственно, и образуют шкалу Саати. Обратное предпочтение δrs = 1/ δsr. Оценку показателя рассчитывают по выражению Например, при оценивании четырех объектов матрица предпочтений может выглядеть следующим образом:
Согласованность (внутренняя непротиворечивость) суждений эксперта может быть определена при расчете отношения согласованности ОС:
где ИС – индекс согласованности, СС – табличное значение случайной согласованности, зависисящее от порядка матрицы M:
Величина индекса согласованности где При значении ОС менее (0,1 – 0,2) мнения эксперта в отношении объектов экспертизы считаются достаточно непротиворечивыми.
При удовлетворительной непротиворечивости всех членов экспертной группы возможно объединение индивидуальных оценок и получение обобщенного результата экспертизы. При этом возможны два алгоритма объединения: 1. Вычислением среднеарифметического каждого показателя. 2. Составлением матрицы группового предпочтения. В первом случае для каждого объекта рассчитывают среднее арифметическое значение показателей qs где qsex – оценки показателя s эксперта ex; N – число экспертов. Далее рассчитывают величину . Оценка эксперта считается еретической и исключается, если Согласованность экспертов считается удовлетворительной, если Во втором случае составляется групповая матрица, в которой предпочтения выражены величинами Далее определяются ИС и ОС, как для одного эксперта. При выполнении задания следует: Каждому студенту группы (подгруппы): 1. Используя шкалу Саати, заполнить индивидуальную матрицу предпочтений. 2. Проверить результат оценки на внутреннюю непротиворечивость и откорректировать данные при необходимости. 3. По данным оценивания построить индивидуальный ранжированный ряд, а также выполнить сравнительную оценку объектов по шкале отношений. Всем студентам группы (подгруппы): 1. Получить обобщенный результат экспертизы. 2. Определить согласованность полученных данных 3. Определить наличие еретиков или школ. При их наличии принять меры для устранения несогласованности. 4. Отдельно оценить согласованность в отношении лучшего из объектов. 5. Сформулировать выводы (заключение) о проведенной экспертизе. 6. Сравнить результаты оценивания с полученными при применении метода попарного сопоставления. Приложение Кухня № 1
Кухня № 2
Кухня № 3 Кухня № 4
Кухня № 5 Кухня № 6
Кухня № 7
Кухня № 8 Кухня № 9
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |