Движение пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Регулярные упражнения для пальцев рук способствуют речевому развитию ребёнка, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Это было известно нашим предкам: в традициях русского обучения и воспитания детей были игры с речевым сопровождением «Ладушки» и др.
Развитие тонких движений пальцев рук особенно тесно связано со становлением речи. Не зря человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот: ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Совершенствование речевых навыков стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Современная медицина рассматривает кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.
Предлагаем Вашему вниманию несколько игровых упражнений для пальцев рук с речевым сопровождением, которые полезно разучить вместе с ребёнком.
Упражнение «Колечко». Сначала предлагаем ребёнку выполнять его каждой рукой
отдельно, затем – двумя руками одновременно. Соединяем поочерёдно пальцы с большим от
указательного к мизинцу (1 и 3 строчки стихов) и в обратном направлении (2 и 4 строчки).
Упражнение развивает также чувство ритма и дикцию.
Варианты стихотворного сопровождения:
Филин.
Ухнул филин на суку:
У него болит в боку.
А у зайца сердце в пятки,
В лес удрал он без оглядки.
В зоопарке.
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
В роще.
В берёзовой роще,
В чернеющей чаще
И спрятаться проще,
И ягоды слаще.
Звери зимой.
Ёж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдёшь в лесу.
Жёлтый жук.
Жёлтый жук жужжит, бедняжка,
Что ему живётся тяжко;
На берёзке и осинке –
Западни из паутинки.
Слон.
Шли мы как-то по дороге,
Видим: ходят чьи-то ноги.
Смотрим выше: кто же он?
Это серый толстый слон.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик рыл песок, этот делал пирожок,
Этот с горки катался, этот в травке валялся,
Этот умницей был, хорошо говорил.
Сжимаем-разжимаем кулачки;
пальчики «гуляют» по столу;
соединяем пальцы обеих рук от больших к мизинцам.
Гусь.
Где ладошки? Тут? Тут!
На ладошке пруд? Пруд!
Палец большой – это гусь молодой.
Указательный поймал,
Средний гуся ощипал,
Безымянный суп варил,
А мизинчик печь топил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот. Вот!
Пожать плечами, протянуть руки ладонями вверх;
указательным пальцем «рисуем» на ладошке пруд;
руки – в кулачки, большие пальцы отставить, двигать ими;
соединяем пальцы обеих рук с большими по очереди, касаемся несколько раз на ударные слоги соответствующих строчек;
машем руками по направлению ко рту;
гладим ладонью живот, разводим руками;
Лентяи.
- Братец, принеси дрова!
- Разболелась голова!
- Средний, ты наколешь дров?
- Я сегодня нездоров!
- Ну, а ты затопишь печку?
- Ой, болит моё сердечко!
- Ты, меньшой, свари обед!
- У меня силёнок нет.
- Что же, сделаю всё сам,
Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?
- Мы уже здоровы!
Руки в кулачки, большие пальцы сгибаем-разгибаем, дотрагиваясь им до согнутых указательных;
Указательные пальцы распрямляем и сгибаем;
большие пальцы дотрагиваются до средних;
средние пальцы распрямляем и сгибаем;
большие пальцы дотрагивается до безымянных;
безымянные пальцы распрямляем и сгибаем;
большие пальцы дотрагиваются до согнутых мизинцев;
мизинцы распрямляем и сгибаем;
сгибаем-разгибаем большие пальцы, остальные прижаты;
двигаем большими пальцами влево-вправо;
распрямить все пальцы, большие соединить.
Руки в «замок», пальцы выпрямить;
соединить большие пальцы с мизинцами, шевелить остальными;
прижать руки, сжатые в кулачки, соединить прямые мизинцы;
постучать мизинцами друг о друга;
постучать мизинцами по столу;
прижать раскрытые ладони, поочерёдно разъединяем-соединяем
одноимённые пальцы от указательных к мизинцу на ударные слоги;
скрестить кисти, «машем крыльями».
Точим нож.
Точим, точим, точим нож.
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Мясо, сало, лук, колбасы,
Помидоры, огурцы.
Угощайтесь, молодцы!
Ребром правой ладони двигаем по раскрытой левой ладони;
меняем положение рук;
ритмичные движения ребром обеих ладоней по столу;
«колечко» - соединяем пальцы с большими на обеих руках от указательного к мизинцу и назад на каждый ударный слог;
протянуть вперёд раскрытые ладони.