Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


от степени развития тонких движений пальцев рук.



2019-11-13 175 Обсуждений (0)
от степени развития тонких движений пальцев рук. 0.00 из 5.00 0 оценок




Степень развития движений пальцев Степень развития  речи Степень развития общей моторики
Норма Норма Норма
Выше нормы Выше нормы Выше нормы
Ниже нормы Ниже нормы Ниже нормы

 

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи и развитие первой способствует развитию второй.

М.М. Кольцовой и сотрудниками научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АПН СССР установлено:

– около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекией речевой моторной зоны;

– работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребенка.

Высказывание И.П. Павлова о том, что «речь это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга», подтверждается многими исследователями детской речи. поэтому при изучении проблемы, как стимулировать развитие речи ребенка, возникла мысль об использовании мышечных ощущений от речевого аппарата. посмотрев на «карту» головного мозга, мы видим, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, а площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне (гомонкулюс – «человек Пенфилда») навели многих ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Л.Ф. Фоминой поразительно быстро удалось вызвать звукоподражение у 10-месячных детей при тренировке тонких движений пальцев рук (в 7 раз быстрее, чем при использовании традиционной методики). В дальнейших исследованиях ею доказано, что у детей уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. До тех пор пока движений пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Также доказано, что развитие двигательного анализатора оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка в целом. Особенно велико воздействие проприоцептивной афферентации на деятельность мозга. Влияние двигательной деятельности на функциональное состояние мозга выражается в двух формах: специфической и неспецифической. Первая заключается в прямом участии двигательного анализатора в условно-рефлекторной деятельности как компонента эффективного звена рефлекторного акта. Вторая состоит в том, что движение создает благоприятные условия для выработки новых временных связей и функционирования уже имеющихся.

Ученые доказали, что двигательная проекция кисти руки в коре головного мозга есть одна речевая зона мозга. Значит, имеются все основания рассматривать кисти руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. И в этом случае можно оценивать роль движения пальцев в отношении речевой функции как специфическую.

Таким образом, на сегодня учеными доказано несколько важнейших положений, касающихся двигательного анализатора.

1. Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

2. Функция движения руки всегда тесно связано с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй.

3. Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие – дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.

4. Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны; движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, что в частности проявляется в ускорении развития речи ребенка.

5. Ритмичные движения пальцев являются средством повышения функционального состояния больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга .

6. Развитие артикуляции звуков речи у детей чрезвычайно облегчается, если при этом проводится тренировка движений пальцев рук.

Так же большое значение в функциональной системе речи имеет зрительный анализатор. Он является первичным в восприятие окружающей действительности. Благодаря ему ребенок наблюдает за происходящим, осмысливает. Он познает предметы, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Постепенно закрепляется образ предмета с его названием. Названия предметов и объектов окружающей действительности развивают и пополняют словарь ребенка. Важность зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторить их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движением. Ограниченность зрения так же препятствует полноценному развитию общей и мелкой моторики, двигательной активности, что, как доказано выше, в свое время тормозит ход развития речи.

Таким образом между всеми анализаторами существует система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.

Вывод: Речь – это высшая, сложная функция головного мозга, которая выполняется системной деятельностью всех корковых анализаторов и физиологически заключается в работе проводящих путей центрального речевого аппарата, и по принципу обратной связи регулируется через головной мозг проприоцепторами и барорецепторами.

Литература

1. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1978. – 400 с.

2. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Асадема, 2000. – 224 – 234 с.

3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. – С. 11 – 84.

4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.

5. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма речи. // Дефектология. – 1984. - № 4. – 24 – 30 с.

6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

 

 



2019-11-13 175 Обсуждений (0)
от степени развития тонких движений пальцев рук. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: от степени развития тонких движений пальцев рук.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)