Особенности развития литературы 1950-1980-х годов
Русская литература в 1950-1980 годах развивалась неравномерно, чутко откликаясь на политическую ситуацию в стране. Этот литературный период интересен в своём многообразии, человеческое сознание бурлило и искало ответы на все те вопросы, удовлетворить которые не могли власти или авторы прошлых лет. Литература «оттепели» Периодом «оттепели» называют конец 50-х – 60-е годы жизни общества и литературы. К большим общественным переменам привели смерть Сталина и XX съезд партии, на котором прозвучал доклад Хрущёва о культе личности Сталина. Большим оживлением и творческим подъёмом была отмечена литература этих лет. Во времена «оттепели» заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности. Начал выходить целый ряд новых журналов: «Русская литература», «Дон», «Урал», «На подъёме», «Москва», «Юность», «Иностранная литература». Всё чаще проходят творческие дискуссии на темы реализма, современности, о гуманизме и романтизме, возрождается внимание к специфике искусства. 60-е годы считаются феноменом в истории русской литературы XX века. В этот период истории миру явилась целая плеяда имён талантливых прозаиков. Прежде всего, это были писатели, пришедшие в литературу после войны: Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Солоухин, Ю. Трифонов, В. Тендряков. В этот период особенностью литературного процесса становится расцвет художественной публицистики (В. Овечкин, Г. Троепольский, Б. Можаев). Литература 70-80-х годов С середины 60-х годов «оттепель» пошла на убыль. Период «оттепели» сменился брежневской эпохой застоя (70-80-е годы), который был отмечен таким явлением, как диссидентство. За открытое выражение своих политических взглядов, существенно отличавшихся от политики государства, коммунистической идеологии и практики, многие талантливые авторы были навсегда разлучены с родиной и были вынуждены эмигрировать (А. Солженицын, В. Некрасов, Г. Владимов, В. Аксёнов, И. Бродский). В середине 80-х к власти приходит М.С. Горбачев, этот период получил название «перестройки» и проходил под лозунгом «ускорения», «гласности» и «демократизации». В условиях развернувшихся в стране бурных социально-политических перемен резко изменилась ситуация в литературе и общественно-культурной жизни, что привело к публикационному «взрыву». Невиданных тиражей достигают журналы «Юность», «Новый мир», «Знамя», начинает печататься всё большее количество «задержанных» произведений. В культурной жизни страны возникает явление, которое получило символичное название «возвращённая литература». В этот период времени были отмечены новые подходы к переосмыслению достижений прошлого, включая и труды советской «классики». Во второй половине 1980-х произведения М. Булгакова и А. Платонова, В. Гроссмана и А. Солженицына, А. Ахматовой и Б. Пастернака, ранее находившиеся под запретом, стали осмысляться как важнейшие составные части литературного процесса XX столетия. Особое внимание получили писатели русского зарубежья – первой и последующей волн эмиграции: Иван Бунин, Владимир Набоков, Владислав Ходасевич и Георгий Иванов и др. В творчестве видных писателей во второй половине 80-х годов выделились пласты литературы, повествующие об историческом прошлом, – сталинские репрессии, раскулачивание, «лагерная тема». Наглядными примерами этого периода литературы предстают лирические произведения большой формы: поэмы-циклы А. Ахматовой («Реквием»), А. Твардовского («По праву памяти») и др. «Задержанными» произведениями были не только публикации выдающихся произведений 20-30-х и 50-60-х гг. (А. Платонова «Котлован», «Чевенгур», М. Булгакова «Дьяволиада», «Собачье сердце», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Солженицына «В круге первом», «Раковый корпус», Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей», В. Шаламова «Колымские рассказы»), но и творения современников: «Новое назначение» А. Бека, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Дети Арбата» А. Рыбакова. В конце 1980-х годов литературовед и критик Г. Белая в статье «“Другая проза“: предвестие нового искусства» задалась одним из главных вопросов того времени: кого отнести к «другой прозе»? Список авторов был довольно разношёрстный: Л. Петрушевская, Т. Толстая, В. Ерофеев, В. Пьецух и др. Эти писатели были действительно разные: по возрасту, поколению, стилю и поэтике. Художественным пространством этой школы были общежития, коммуналки, кухни, казармы, тюремные камеры, а их персонажи – маргиналы: бомжи, люмпены, воры, пьяницы, хулиганы. В эти же годы в литературу приходит новое поколение так называемых «сорокалетних» прозаиков, пришли они со своим героем, для обозначения которого критики вводят определения «срединный», «амбивалентный» (В. Маканин, А. Курчаткин, В. Крупин, А. Ким). Вершиной достижения литературы этого периода стала военная и деревенская проза. Военная проза характеризовалась подлинностью описаний боевых действий и переживаний героев, поэтому автор военной прозы являлся, как правило, прошедшим через всё, что он описывал в своём произведении (роман «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева). Деревенская проза начала появляться ещё в 50-е годы (В. Овечкин, А. Яшин, А. Калинин, Е. Дорош), но не имела достаточной силы, чтобы выделиться в отдельное направление. И только к середине 60-х деревенская проза достигает нужного уровня художественности (большое значение имел в этом смысле рассказ А. Солженицына «Матрёнин двор»).
Современная литература — это произведения, написанные или впервые опубликованные в России с начала 1990-х годов XX века и до нашего времени. Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии. Современный литературный процесс характеризует сосуществование различных направлений. Одним из самых интересных культурных явлений второй половины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодернизм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разрушение любых мифологий. Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодернизм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его. К прозаическим произведениям постмодернизма можно отнести следующие произведения: «Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофеева, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину» Ев. Попова, «Голубое сало», «Лед», «Путь Бро» В. Сорокина, «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «GenerationР» («Поколение П») В. Пелевина, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, «Искренний художник», «Глокая куздра», «Я — не я» А. Слаповского, «Коронация» Б. Акунина и др. В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др. С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое явление, которое получило определение постреализма. В постреализме реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма отмечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира. К постреалистам критика обычно относит пьесы, рассказы, повесть «Время ночь» Л. Петрушевской, романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, рассказы С. Довлатова, «Псалом» Ф. Горенштейна, «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» О. Славниковой, сборник рассказов «Прусская невеста» Ю. Буйды, повести «Воскобоев и Елизавета», «Поворот реки», роман «Закрытая книга» А. Дмитриева, романы «Линии судьбы, или сундучок Милашевича» М. Харитонова, «Клетка» и «Диверсант» А. Азольского, «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, «Недвижимость» и «Хуррамабад» А. Волоса. Писатель в России на протяжении последних двух столетий традиционно оказывался больше чем писатель. Авторы литературных произведений становились «властителями дум». В 90-х годах читали в России мало, книжный бизнес не процветал. Дело вовсе не в том, что люди были заняты выживанием, а на высокое не хватало времени. Серьезные книги в те годы все-таки писались и, пусть небольшими тиражами, но до читателя доходили. Причина в том, что не было мощной пиаровской машины, которая есть сейчас, не было механизма делания имен. Премии не играли особенной роли. Они не стали еще способом коммерческой раскрутки. А в начале XXI века российский книжный рынок по темпам развития уже не имеет себе равных. В 2004 г. было выпущено более 850 млн. единиц книг на полторы сотни миллионов жителей России, включая грудных младенцев, пожилых людей, которые уже не хотят или не могут читать.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (24306)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |