АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ
ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — и в переводе означает «воспитание правильной речи». Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи. Структуру современной логопедии: · дошкольная, · школьная логопедия, · логопедия подростков, · логопедия взрослых. Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Задачи логопедии: 1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений. 2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи. 3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения. 4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата). 5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. 6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств. 7. Систематизация речевых расстройств. 8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. 9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: · наглядность, · доступность, · сознательность, · индивидуальный подход, · постепенность, комплексность, · принцип рассмотрения нарушений речи во взаимодействии с другими сторонами психического развития ребенка, · принцип деятельностного подхода, · онтогенетический, · принцип учета этиологии, механизмов, симптоматики и структуры речевого дефекта, · принцип обходного пути, принцип обходного пути Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп. Первая группа — организационные методы: · сравнительный, · лонгитюдинальный (изучение в динамике), · комплексный. Вторую группу составляют эмпирические методы: · обсервационные (наблюдение), · экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), · психодиагностические (тесты, стандартизированные и проективные, анкеты, беседы, интервью), · праксиметрические приемыы анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, · биографические (сбор и анализ анамнестических данных). К третьей группе относятся: · количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ. Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.
ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИИ Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.
ЛИЧНОСТЬ ЛОГОПЕДА Логопед должен: · обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, · уметь распознавать речевые нарушения, · владеть приемами и методами их устранения и коррекции, · владеть специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, · проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, · хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, · использовать приемы и методы их воспитания. Качества личности логопеда: · гуманистическая убежденность; · гражданская нравственная зрелость; · познавательная и педагогическая направленность; · увлеченность профессией; · любовь к детям; · требовательность к себе и окружающим; · справедливость, выдержка и самокритичность; · педагогическое творческое воображение и наблюдательность; · искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и др. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие: 1. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности. 2. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов. 3. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств. 4. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития. 5. Ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. 6. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах. 7. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений. 8. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений. 9. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи. 10. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники. 11. Анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной логопедии.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1939)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |