Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности общения в подростковом и юношеском возрасте.



2019-11-13 300 Обсуждений (0)
Особенности общения в подростковом и юношеском возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок




Давайте поговори о группах сверстников. Важнейшими функциями группы являются:

· — усвоение социокультурных норм и ценностей;

· — формирование ценностного сознания личности на основе свободного и равноправного обмена мнениями и взглядами, в процессе дискуссий и обсуждений с равноправным и равнозначным партнером-сверстником [9];

· - формирование коммуникативной компетентности, включая умение сотрудничать, принимать на себя роль лидера, работать в команде. Это происходит благодаря тому, что группа имеет свою иерархию власти, создает свои нормы и правила взаимодействия, включая нормы солидарности и взаимной помощи, а также образцы поведения, которые частично восприняты из жизни взрослых, а частично являются результатом практики кооперации и общения членов группы:

o — создание условий самопознания и формирования самосознания личности [10];

· - создание возможностей самореализации и самоутверждения подростка, переживания чувства равного, принятого и признанного партнера;

· — усвоение гендерных ролей и формирование полоролевой идентичности, включая освоение моделей полоролевого поведения в отношении сверстников своего и противоположного пола с учетом возраста партнера.

Интимно-личное общение со сверстниками является ведущей деятельностью возраста, определяя развитие чувства взрослости как форму социального самосознания, а впоследствии самосознания как осознания своей уникальности и неповторимости [11]. Общение со сверстниками происходит в форме общения с одноклассниками, соседского общения, общения в группах и общения в рамках субкультуры.

Соседское общение, реализуемое по принципу территориальной общности, играет важную роль в социализации младших подростков, хотя, несомненно, за последние годы значимость "дворовых" и "соседских" компаний и межличностных отношений снизилась. Это связано с организацией жизненного дворового пространства, снижением уровня безопасности, ограниченностью мест для игр подростков, низкой степенью благоустройства и культурно-рекреационных возможностей микросоциума. Опыт коммуникативной компетентности и построения межличностных отношений дети получают в дворовом сообществе, хотя сегодня "двор" приобретает диффузный характер. Чем старше становится ребенок, тем большее значение приобретает самостоятельный выбор друзей и приятелей, тем в большей степени отношения начинают строиться на основе общих интересов, а не соседской близости. Урбанизация и рост удельного веса однодетных семей приводят к тому, что подростки выбирают партнеров по общению и друзей самостоятельно, за пределами семейного круга на основе индивидуальных интересов и вне границ родительского контроля.

Группы сверстников — это общность с определенной системой отношений, объединенная общими ценностями или интересами и развитым чувством "Мы" и обладающая признаками обособления от других сверстников.

И. С. Кон выделяет следующие критерии классификации групп сверстников:

- по статусу и месту в социальной системе: формальные (официальные, признанные обществом и государством, имеющие организационную структуру и фиксированное членство) и неформальные;

по социально-психологическому статусу: группы принадлежности (реальное участие в группе) и референтные группы (значимые, обладающие авторитетом, в которых человек может состоять, а может и не являться членом группы);

по типу лидерства: демократические и авторитарные;

· — по ценностной направленности: социальные, асоциальные, антисоциальные;

· — по механизму образования: пространственная близость, совпадение интересов, ситуация угрозы личному благополучию;

· - по устойчивости: стабильные, временные, краткосрочные, случайно-ситуативные;

· — по гендерному составу: гомогенные, включающие только девочек или только мальчиков, и гетерогенные, включающие представителей обоих полов [12].

Статусная структура группы определяет положение члена группы в ролевых межличностных отношениях и обусловлена его достижениями в значимой для субкультуры сфере.

Э. Эриксон считает, что в значительном числе случаев проблемы подросткового и юношеского возраста возникают как результат неразрешенного кризиса идентичности, когда подросток не может обрести идентичность в профессиональной, идеологической сферах и в межличностных отношениях. Сталкиваясь лицом к лицу с угрозой утраты и распада своего "Я", подросток прибегает к навязчивой и чрезмерной идентификации себя с героями фильмов, книг, авторитетными сверстниками и подростковыми и юношескими группами и объединениями. Именно со страхом перед потерей идентичности Эриксон связывает склонность и стремление подростков к образованию "братств", банд, группировок, где они могут обрести чувство единства, увидеть в другом подростке свое "Я" и получить от сверстника признание своей личности [13]. Но для того, чтобы объединиться, необходимо увидеть, что другие близки тебе и похожи на тебя, нужно быть уверенным в том, что ты будешь среди своих, чтобы тебя поймут и примут таким, какой ты есть. Поскольку задачи формирования личностной идентичности и самопознания в подростковом и юношеском возрасте еще не разрешены, и ответа на вопрос "Кто я? Какой я?" подросток себе еще не дал, то опознание своих основывается преимущественно на внешних атрибутах сходства: особой манере одеваться, прическе, жаргоне, правилах и нормах поведения, вкусах и интересах и т.д. Эти внешние стимулы выполняют две основные функции: во-первых, функцию отделения своего сообщества и своей коммуникативной среды от других групп и сообществ, а во-вторых, функцию отбора и привлечения в сообщество близких по мировоззрению молодых людей [14].

Символы помогают узнать "своих", отбирают и привлекают в "тусовку" определенный тип личности. Отсюда становится понятным объединение подростков в рамках отдельного стереотипа: "рокеры", "металлисты", "байкеры", "студенты", "папки", "люберы" и пр. "Реакция группирования" со сверстниками, как ее называет А. Е. Личко, позволяет подростку избавиться от чувства одиночества и тревоги, почувствовать себя частью сильной общности, обрести защищенность и уверенность, в которых так нуждается подросток в условиях перестройки отношений с родителями и все большего удаления от них [15]. В группе подросток приобретает то, в чем нуждается, — определенность целей, предпочтений и выборов, четкое и ясное представление о добре и зле, избавление от сомнений и ответственности за личностный выбор собственной позиции. Однако за ясность жизненных перспектив, как и за все в жизни, приходится платить. И цена этого — готовность безоглядно следовать за лидером, предлагающим простые и четкие доктрины, отождествление с теми образцами поведения, которые предлагает группа, вплоть до потери собственной индивидуальности.

Обратной стороной медали группирования подростков со сверстниками ради обретения чувства идентичности через общность с другими является отвержение. Отвержение распространяется на всех "чужаков", отличающихся цветом кожи, происхождением, одеждой, интересами и вкусами и т.д. Подростковая вражда по типу "улица на улицу", "деревня на деревню", "школа па школу" отражает боязнь нового и неизвестного как реакцию на страх потерять себя. Э. Эриксон рассматривал подобную интолерантность, т.е. нетерпимость ко всему чужому, не-своему, как проявление защиты против "помрачения" сознания собственной идентичности. "Чужое" отвергается в силу того, что может "затмить" свое, привести к потере точки опоры и жизненного равновесия [13].

В подростковых группах, принадлежащих к различным субкультурам, существует своя специфическая мода, диктующая требования к внешнему виду, поведению, свободному времяпрепровождению. Мода как знаковая система, опосредствующая коммуникацию, способствует установлению контактов и общению, является средством приобщения подростка к определенному социальному и культурному опыту. Не только мода в одежде, но и модные тенденции в форме татуировок и пирсинга отличают современную молодежно-подростковую субкультуру. Татуировки презентируют принятую подростком в данный момент идентичность и по своему смыслу могут быть событийными, отражая значимые жизненные факты; статусно-символическими, обозначая свою принадлежность и статус в группе; сексуально-эротическими, закрепляющими право подростка на "взрослую", прежде недоступную сферу жизни; магическими, служащими средством обеспечения безопасности и уверенности в освоении новой действительности. Следование моде в одежде и внешнем виде позволяет подросткам выделиться и обособиться от взрослых, почувствовать и утвердить свою принадлежность к группе сверстников, утвердить свою исключительность и уникальность, непохожесть на других.

Любимыми способами проведения досуга в подростковых группах является прослушивание музыки, в котором при разнообразии жанров первое место занимают поп- и рок-произведения; подвижные спортивные (катание на роликах, сноубордах, паркур) и командные ("Дозор") игры; ролевые игры ("Мафия"), танцы (дискотеки). Слушание музыки осуществляется индивидуально или в группе и является, пожалуй, одним из тех занятий, которые характерны для подавляющего большинства групп и выполняет функцию объединения и идентификации. Знание основных музыкальных групп и исполнителей, их истории, репертуара, фактов биографии является способом занять высокий статус в группе, заслужить уважение и признание у членов группы. Восприятие музыки обладает мощным катарсическим эффектом, позволяет снять чувство эмоционального напряжения и тревоги, ощутить единство с группой благодаря общности эмоционального сопереживания.

Жаргон подростковой группы как намеренный отказ от соблюдения речевого этикета и принятых языковых норм является проявлением "вольности" в речи и становится знаком причастности к особой группе, для которой жаргон — это своеобразный пароль, пропуск в общество "значимых своих". По мнению М. М. Бахтина, жаргон оказывает влияние на построение образов, организует стиль и речь молодых людей, организует их мировосприятие. Жаргон позволяет подросткам выразить свои чувства и эмоции, не испытывая тревоги быть осмеянными и непонятыми. Л. В. Мудри к выделяет в подростково-юношеском жаргоне семь слоев, включающих в себя несколько групп слов и выражений. Первый слой включает слова и выражения, в которых известное общепринятое значение заменяется другим: "шнурки" — родители, "париться" — беспокоиться и т.д.; второй слой — общеупотребительные слова и выражения, используемые для выражения экспрессии в значительно более широком круге ситуаций, чем это определено нормами языка, — "круто", "железно" и пр.; третий слой — специфические для данной субкультуры выражения и слова; четвертый - регионально-специфический, характерный для определенной местности; пятый — индивидуализированные слова и выражения, разделенные лишь ограниченным числом представителей субкультуры и понятные только им; шестой слой связан с заимствованием жаргона криминальной среды как близкой подросткам в силу "социальной протестности" и романтизируемой ими. Наконец, седьмой слой отражает реальность и привлекательность для подростка интернет-среды, порождающей специфические слова и выражения — "мыло", "клава", "юзер" и т.д. [17].

Информационная среда привносит ряд особенностей в общение в подростковой среде. Так, общение и взаимодействие подростков приобретают опосредствованный гаджетами характер благодаря очевидному предпочтению средств связи — мобильных телефонов, интернет-общения посредством электронной почты и в социальных сетях. Особенность мобильного телефона — это преодоление пространственных ограничений в общении в силу того, что мобильный телефон постоянно перемещается вместе со своим обладателем. Новое культурное средство связи приводит к существенному психологическому нарушению — непосредственному общению и взаимодействию "лицом к лицу" подросток предпочитает общение по мобильному телефону, тем самым утрачивая важнейший канал невербальных средств коммуникации — проксемические и кинестетические знаковые системы: жесты, мимику, пантомимику, перемещения в пространстве, взгляды и пр. Дефицит невербальной информации партнеры пытаются восполнить смайликами как знаками, передающими свое эмоциональное состояние и чувства партнеру. Исследование содержания СМС-сообщений обнаружило, что функции мобильного телефона включают обмен или передачу информации, "эмоциональный диалог" (передачу чувств и признаний); ведение дискуссий и аргументации, контроль за подростком с помощью мобильного телефона, побуждение партнера к действию, средство внутреннего диалога и уединения (игры, перечитывание СМС-сообщений и пр.) [17].

Подростки широко используют современные информационно-коммуникационные технологии — общение в Интернете в режиме реального времени (чаты) и с отсрочкой по времени (электронная почта, интернет-конференции), посредством ведения "живого журнала", в блогах. Особенностью такой формы общения для подросткового возраста является экспериментирование в сфере самопрезентации в широком диапазоне от открытости, искренности и предельного самораскрытия до полной анонимности и использования в общении вымышленных имен, изменения пола, возраста, внешности. Такое экспериментирование отвечает решению важнейшей задачи развития — задачи формирования идентичности, в процессе обретения которой подросток нуждается в исследовании и опробовании различных социальных и межличностных ролей. Для подростков групповое общение является предпочитаемой формой коммуникации. Интернет открывает практически безграничные возможности для поиска групп по интересам и возможности самостоятельных автономных, не подконтрольных родителям и социуму действий. Для подростка такие действия обладают рядом преимуществ — они располагают новизной, дают возможность почувствовать себя взрослым и самостоятельным, не имеют серьезных последствий, которые могли бы "поставить их под удар". Действия в Интернете анонимны и обратимы — подросток ощущает себя в безопасности, получает возможность действовать без оглядки на последствия, безбоязненно выразить свои эмоции, удовлетворить потребность в самовыражении и самоутверждении.

 



2019-11-13 300 Обсуждений (0)
Особенности общения в подростковом и юношеском возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности общения в подростковом и юношеском возрасте.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)