Критерии научности и требования к педагогическому эксперименту
Определения эксперимента. Понятие педагогического эксперимента Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом. Эксперимент, метод исследования возник в новом времени (У. Гильберт, Г. Галилей). Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию экспериментов. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирического и теоретического знания. Преодоление односторонности этих направлений, начатое немецкой классической философией, нашло завершение в диалектическом материализме, в котором тезис о единстве теоретической и экспериментальной деятельности является конкретным выражением общего положения о единстве чувственного и рационального, эмпирических и теоретических уровней в процессе познания. Существует несколько значений понятий “эксперимент”. Во-первых, под экспериментом понимается часть педагогического исследования, представляющая проверку на практике истинности теоретических предложений (предположений). В этом случае педагогический эксперимент есть специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий в контролируемых и поддающихся учету условиях. Во-вторых, понятие педагогический эксперимент используется как синоним педагогического исследования (например, многолетний воспитательный эксперимент В.А. Сухомлинского, социально-педагогический эксперимент Е.Б. Куркина и т.п.). В-третьих, педагогическим экспериментом называют комплексный метод исследования, включающий целый ряд частных методов и методик, теоретических и практических этапов. В-четвертых, понятие эксперимент употребляется в значении педагогического поиска, направленного на выращивание новой практики образования в процессе самой этой практики с помощью ее целенаправленного, осмысленного преобразования.
Критерии научности и требования к педагогическому эксперименту
Строгий научный педагогический эксперимент должен удовлетворять следующим четырем критериям: а) предполагать внесение в педагогический процесс чего-либо нового, какого-либо принципиально нового воздействия (изменения) с целью получения определенного результата; б) обеспечивать условия, позволяющие выделить связи между воздействием и его результатом; в) включать достаточно полный, документально фиксируемый учет параметров (показателей) начального и конечного состояния педагогического процесса, различие между которыми и определяет результат эксперимента; г) быть достаточно доказательным, обеспечивать достоверность выводов.
Научный эксперимент, выполняемый в рамках научного исследования, имеет целью получить тот или иной педагогический эффект впервые, согласно теоретически сформулированной гипотезе; в научном исследовании новое знание является целью эксперимента, выступает в функции цели.
Рекомендуемые требования к педагогическому экспериментированию всех видов и уровней можно сформулировать так:
1) желание и готовность учителя (лей) к экспериментальной работе; 2) наличие у экспериментатора определенной гипотезы, которая предполагала бы введение в педагогический процесс какого-либо нового элемента для получения определенного результата; 3) тщательная разработка вмешательства в педагогический процесс, обеспечение условий наблюдаемости педагогического воздействия и его следствий; 4) соблюдение принципа “не повреди”; обеспечение обязательных результатов обучения, предусмотренных учебным планом; 5) тщательная фиксация условий и результатов эксперимента; 6) научная честность и добросовестность, стремление к достоверности при формулировании выводов, 7) взаимопонимание между исследователем и детьми, благожелательное отношение к эксперименту со стороны окружающих: администрации, родителей и детей.
Виды педагогического экспериментирования
Каждый конкретный эксперимент охватывает определенную часть учебно-воспитательного процесса, внося в него ряд педагогических воздействий, исследовательских процедур и организационных особенностей. Своеобразие сочетания этих признаков (компонентов) и определяет вид эксперимента. Область педагогических явлений, подвергаемая экспериментальным воздействиям, предоставляет исследователю ряд специфических возможностей и ограничений. В зависимости от исследуемых сторон педагогического процесса выделяют следующие виды эксперимента: · дидактический (содержание, методы, средства обучения); · воспитательный (идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, атеистическое, экологическое воспитание); · частно-методический (усвоение ЗУН по предмету); · управленческий (демократизация, оптимизация, организация учебно-воспитательного процесса); · комплексный. Педагогический эксперимент бывает в той или иной мере связан со смежными научными областями и в этом случае называется: · психолого-педагогическим, · социально-педагогическим, · медико-педагогическим, · педагогическим экономическим и т. п. Масштабность (объемность) эксперимента определяется в первую очередь количеством участвующих в нем объектов; различают: · индивидуальный эксперимент (исследуются единичные объекты); · групповой эксперимент, в котором принимают участие группы школ, классов, учителей, учащихся; · ограниченный (выборочный); · массовый эксперимент. Массовый эксперимент имеет ряд преимуществ по сравнению с ограниченным: позволяет решать более трудные задачи, собирать более богатый материал и делать более обоснованные выводы. В зависимости от того, какую часть образовательного процесса охватывает эксперимент, выделяют: · внутрипредметный, · межпредметный, · внутришкольный (общешкольный), · межшкольный, · региональный (районный, городской и т.д.) эксперименты. По длительности педагогические эксперименты могут быть практически любыми: кратковременными (в пределах одной ситуации, урока), средней длительности, (обычно в пределах одной темы, четверти, полугодия, учебного года) и длительными (лонгитюдными), охватывающими годы и десятки лет (наблюдение за отдаленными результатами воспитания). Характер анализа объекта исследования. Особенности эксперимента, определяющиеся его условиями, обстановкой, оригинальностью подходов и решений, применяемыми методами лежат в основе следующих классификаций. Если для эксперимента создается специальная (искусственная) учебная обстановка, то он называется лабораторным, а если он проводится в реальных условиях массового обучения и воспитания, называется естественным. Если для характеристики и анализа объектов и явлений привлекаются лишь качественные признаки, эксперимент называют качественным, а при использовании количественных признаков и методов обработки информации - количественным. Часто они существуют совместно, дополняя друг друга. В зависимости от решаемых в ходе исследования задач выделяют: · разведывательный, или пилотажный, эксперимент (имеет целью предварительное выяснение обстановки, условий и др. обстоятельств); · констатирующий эксперимент (задачей которого является изучение исходных параметров учебно-воспитательного процесса до внесения в него каких-либо изменений): · формирующий эксперимент (подразумевает организацию и проведение экспериментальных воздействий): · контролирующий эксперимент (имеет целью зафиксировать результат экспериментального воздействия, конечное состояние параметров учебно-воспитательного процесса); · срез - разновидность контролирующего эксперимента - кратковременная констатация состояния и параметров экспериментального объекта на различных этапах его изменения. · дублирующий эксперимент, увеличивающий надежность получаемых выводов; · повторный эксперимент (с целью выяснения воспроизводимости результатов).
Логическая операция, лежащая в основе исследования, определяет названия: · сравнительный эксперимент (линейный, параллельный, перекрестный); · аналитический (объясняющий) эксперимент, · индуктивное и дедуктивное исследование; · конструктивный (созидательный) эксперимент.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (799)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |