Организация и проведение лабораторных работ
КОМИТЕТ ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ВЫБОРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Выборг, 2018 г. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; - федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования; - Уставом колледжа и иными локальными нормативными актами. 1.2. Лабораторные работы и практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование общих и профессиональных компетенций. Лабораторные работы и практические занятия составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. Семинарское занятие является видом практических занятий. 1.3. В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий обучающиеся выполняют одно или несколько лабораторных заданий, одно или несколько практических заданий под руководством педагогического работника в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. 1.4. Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий проводится с целью: · формирования общих и профессиональных компетенций в соответствии сфедеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования; · формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой дисциплины и/или профессионального модуля; · обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний; · совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности; · развития интеллектуальных умений обучающихся: аналитических, проектировочных, конструктивных и проч.; · выработки при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, креативность. 1.5. При проведении лабораторных работ и практических занятий при реализации основных образовательных программ учебная группа может делиться на подгруппы. Перечень учебных дисциплин (профессиональных модулей), по которым осуществляется деление на подгруппы,отражается в рабочем учебном плане, утверждаемом руководителем образовательной организации среднего профессионального образования. Планирование лабораторных работ и практических занятий 2.1. Состав заданий для лабораторной работы и практического занятия планируется с расчетом, чтобы за отведенное время задания могли быть качественно выполнены большинством обучающихся. 2.2. Содержание лабораторных работ и практических занятий по предмету, учебной дисциплине, профессиональному модулю должно охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым они ориентированы. 2.3. При планировании состава и содержания лабораторных работ, практических занятий следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели. 2.3.1. Ведущей дидактической целью лабораторных работявляется экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, закономерностей, зависимостей). 2.3.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений (профессиональных умений) выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности или учебных умений по освоению содержания учебных дисциплин. 2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и проч. 2.4.1. При выборе содержания и объема лабораторных работ разработчик руководствуется сложностью учебного материала: для усвоения содержания в целом; для понимания внутри предметных и межпредметных связей; для понимания значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности. При выборе содержания и объема лабораторных работ разработчик ориентируется на то, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании предмета, учебной дисциплины, профессионального модуля. 2.4.2. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью – подтверждением теоретических положений – в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения инавыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдение, сравнение, анализ, установление зависимости, обобщение, оформление результатов и проч.). 2.5. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документацией и проч. 2.5.1. При разработке содержания практических занятий учитывается, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатываются способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения обучающихся. 2.5.2. На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, практики, подготовки выпускных квалификационных работ. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий 3.1. Лабораторная работа как вид учебного занятия проводится в специально оборудованных учебных лабораториях (учебных мастерских). Продолжительность – не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый педагогическим работником, а также организацияобсуждения итогов выполнения лабораторной работы. 3.2. Практическое занятие должно проводиться в учебных аудиториях или специально оборудованных помещениях (площадках и проч.). Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающихся являются инструктаж, проводимый педагогическим работником, а также анализи оценка выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными умениями. 3.3. Выполнению практических и лабораторных работ предшествует проверка знаний обучающихся – их теоретической готовности к выполнениюзадания. 3.4. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично- поисковый и поисковый характер. 3.4.1. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература. 3.4.2. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при ихпроведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан подробный алгоритм выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и проч. 3.4.3. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую задачу (проблему), опираясь на имеющиеся уних теоретические знания. При планировании по выполнению практических и лабораторных работразработчик находит оптимальное соотношение репродуктивных, частично- поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальнойдеятельности. 3.5. Формы организации обучающихся при проведении лабораторных работ и практических занятий: фронтальная, групповая и индивидуальная. 3.5.1. При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу. 3.5.2. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется подгруппами (бригадами) по 2-5 человек. 3.5.3. При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет собственное индивидуальное задание. 3.6. Для повышения эффективности проведения по выполнению практических и лабораторных работ реализовываются: · подготовка сборников задач, заданий и упражнений; · разработка контрольно- диагностических материалов (фондов оценочных средств) для контроля за подготовленностью обучающихся к выполнению практических и лабораторных работ, в том числе в форме тестовых материалов для автоматизированного контроля; · подчинение методики проведения практических и лабораторных работ ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся; · применение сочетания коллективных и групповых форм работы, а также максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ; · проведение практических и лабораторных работ на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения работы, конкретизацией целей, · подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих вболее быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на практические и лабораторные работы. 3.7. Оценки за выполнение практических и лабораторных работ учитываются как результат текущего контроля знаний обучающегося, который проводится за счет времени, отведенного рабочим учебным планом на изучение учебной дисциплины, предмета, профессионального модуля.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |