Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути совершенствования методики работы социального педагога по профориентированию старшеклассников



2019-11-20 197 Обсуждений (0)
Пути совершенствования методики работы социального педагога по профориентированию старшеклассников 0.00 из 5.00 0 оценок




Экспериментальная проверка эффективности модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками

 

Организованный социально-педагогический эксперимент осуществлялся на базе ГОУ Центр внешкольной работы Северного административного округа.

Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап

На констатирующем этапе целью эксперимента являлось выявление уровня профессиональной ориентации старшеклассников. Для сбора данных использовались анкеты, составленные автором. Полученные данные были обработаны и переведены в процентные значения по следующим группам критериев: наличие выбора профессии, уровень знаний о профессии, причины выбора профессии.

Детям были предложены анкеты «Твое профессиональное будущее», составленные автором. Каждая анкета содержала 10 вопросов: 2 вопроса – открытые, 8 вопросов – с 3 вариантами ответов. Детям необходимо было написать ответ или выбрать один из вариантов. Текст анкеты представлен в Приложении 1.

Полученные данные были обработаны и переведены в процентные значения. Сначала данные были интерпретированы в соответствии с I группой критериев, а по II и III группам критериев были обработаны анкеты только тех детей, которые выбрали одну профессию или выбирают между 2–3 профессиями.

По результатам анкетирования были сформированы 2 группы респондентов:

1. экспериментальная – 20 детей в возрасте 15–17 лет;

2. контрольная – 20 детей в возрасте 15–17 лет.

Группы формировались таким образом, чтобы процентные соотношения по критериям в обеих группах были примерно одинаковые.

Результаты диагностики в экспериментальной группе следующие:

I. Выбор профессии:

1. 30% школьников уже сделали выбор конкретной профессии;

2. 30% школьников выбирают между 2–3 профессиями;

3. 40% школьников еще не выбрали себе профессию.

II. Уровень знаний о профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2–3 профессий):

1. высокий уровень знаний у 20% детей;

2. средний уровень знаний у 45% детей;

3. низкий уровень знаний у 35% детей.

III. Причина выбора профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2–3 профессий):

1. для 30% детей интересна выбранная деятельность;

2. для 30% детей главное в выбранной профессии – престиж, высокая заработная плата, интерес не обязателен;

3. 40% детей выбрали себе профессию на примере или по совету родителей.

В контрольной группе результаты несколько отличаются:

I. Выбор профессии:

1. 30% школьников уже сделали выбор конкретной профессии;

2. 25% школьников выбирают между 2–3 профессиями;

3. 45% школьников еще не выбрали себе профессию.

II. Уровень знаний о профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2–3 профессий):

1. высокий уровень знаний у 20% детей;

2. средний уровень знаний у 40% детей;

3. низкий уровень знаний у 40% детей.

III. Причина выбора профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2–3 профессий):

1. для 30% детей причина выбора – интерес к выбранной деятельности;

2. для 35% детей главное в выбранной профессии – престиж, высокая заработная плата, интерес не обязателен;

3. 35% детей выбрали себе профессию на примере или по совету родителей.

Соотношения результатов анкетирования экспериментальной (1 группа) и контрольной (2 группа) групп хорошо видны на графиках (Рис. 2.)

 


Рис. 2. Результаты анкетирования старшеклассников на констатирующем этапе

 

Анализ полученных данных показал, что многие школьники еще не определились с выбором профессии, а из тех, кто определился, многие мало знают о выбранной профессии и о том, где ее можно получить. Большого внимания заслуживает и критерий причины выбора профессии – большинство опрошенных предпочитает интересу к профессии ее престижность и высокая оплачиваемость. Однако, как было сказано выше, это не всегда оказывается лучше.

Формирующий этап

На формирующем этапе для участвующих в эксперименте детей были разработаны групповые и индивидуальные занятия, целью которых была профессиональная ориентация учеников.

В формирующем эксперименте участвовала только экспериментальная группа. Основу данного этапа составляли групповые занятия по профессиональной диагностике, профессиональному просвещению, групповые тренинговые занятия и индивидуальные профессиональные консультации.

Целью занятий по профессиональной диагностике являлось выявление интересов, склонностей старшеклассников, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики, определение социальных установок старшеклассников, определение мотивации выбора и ее структуры, определение выраженности и структуры способностей каждого. В рамках данных занятий детям были предложены следующие методики и тесты: тест Д. Голланда по определению типа личности; дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова; методика «Матрица выбора профессии»; тест «Склонность к исполнительскому или творческому труду»; методика «КОС»; методика «Карта интересов»; определение склонностей по методике Л.А. Йовайши; методика «Профориентационная анкета»; тест «Есть ли у вас деловая хватка», тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».

Целями профессионального просвещения являлись расширение круга известных участникам эксперимента профессий, а также повышение уровня знаний старшеклассников об этих профессиях и о выбранной профессии в частности. Как было сказано выше, профессиональное просвещение включает в себя следующие направления: профессиональная информация и профессиональная агитация. Первое направление реализовывалось посредством организации занятий, на которых детям была предложена информация о различных профессиях, требованиях, которые они предъявляют к человеку; информация о состоянии рынка труда и потребности в кадрах; информация о средне-специальных и высших учебных заведениях, обучающих специалистов той или иной области профессиональной деятельности – какие есть, какой уровень образования необходимо иметь и какие экзамены необходимо сдавать для поступления в то или иное учреждение. Материалы для занятий собирались автором на выставках образования, в сети Internet, кроме того использовались материалы «Энциклопедии профессий Кирилла и Мефодия», журналов «Куда пойти учиться». Другой метод использовавшийся в процессе профессионального просвещения это организация встреч учащихся с представителями различных профессий: педагог, психолог, сотрудник милиции, директор образовательного учреждения, программист, медицинский работник и т.д. Профессиональная агитация проводилась в форме групповых бесед, диспутов, различных профориентационных игр: игра «Пришельцы»; игра «Остров»; игра «Три судьбы»; активизирующий опросник «Сейчас и потом».

Целями тренинговых занятий являлись более четкое определение предпочтительной профессии, расширение знаний учащихся о профессиях, информационная и психологическая подготовка их к вступительным экзаменам и прохождению собеседования при приеме на работу, осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям, обучение учащихся аргументированному отстаиванию своего профессионального выбора перед родителями (товарищами, учителями т.д.), активизация планирования профессиональной и жизненной перспективы. На тренингах использовались следующие методы: групповая беседа, диспут и игровой метод. Были использованы следующие профориентационные игры и методики: активизирующий опросник «Перекресток»; игра «Профессия на букву»; игра «Цепочка профессий»; игра «День из жизни…»; игра «Ловушки-капканчики»; игра «Профконсультация»; игра «Защита профессии перед родителями»; игра «Приемная комиссия» (или «Отдел кадров»); игра «Самая-самая»; бланковая игра «Торг»; бланковая игра «Я – компаньон»; активизирующий опросник «Будь готов!»; активизирующий опросник «Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)»; активизирующий опросник «Престижная профессия»; активизирующий опросник «Сейчас и потом»; игровое упражнение «Подарок»; игра «Эпитафия»; карточная бланковая игра «Комплимент».

Целями организации индивидуального профессионального консультирования являлись: помощь тем участникам эксперимента, у кого после просвещения и тренингов остались невыясненные вопросы, кто сомневался в правильности сделанного ими выбора профессии; предоставление дополнительной информации об образовательных учреждениях, обучающих той или иной профессии. Содержание консультаций зависело от потребностей каждого конкретного ученика. В ходе консультирования детям была оказана помощь в выборе профессии, образовательного учреждения, была предоставлена информация о показаниях и противопоказаниях к работе по той или иной профессии и способах и методах диагностики этих показаний. Кроме того учащимся была предоставлена информация о способах развития умений и навыков, необходимых для работы по выбранной специальности. С несколькими учащимися были проведены беседы по вопросу причины выбора профессии. В ходе консультации использовались следующие методики: карточная игра «Человек-судьба-черт»; игра «Профессьянс «Формула-5»; методика «Профконсультационные перечни».

Таким образом, была реализована предложенная во 2 главе модель работы социального педагога по профориентации старшеклассников. Проведенные занятия и консультации дали ответ на множество вопросов, возникающих у старшеклассников при выборе профессии, подготовили их к трудностям, которые могут возникнуть на пути к профессиональным достижениям, научили отстаивать свой выбор, подготовили их к прохождению собеседования для поступления в образовательное учреждение и на работу.

Необходимо отметить, что некоторые участники сначала не проявляли практически никакой активности на тренингах, диспутах и во время бесед. В основном это были те учащиеся, которые еще не выбрали себе профессию. Однако постепенно они стали более активны, начали участвовать в играх, дискуссиях и беседах, задавали вопросы и изъявляли желание проконсультироваться индивидуально по вопросам профессионального определения. Все это уже свидетельствует об эффективности предложенной модели работы социального педагога по профориентации.

Контрольный этап

Целью данного этапа являлось определение уровня эффективности проведенной профориентационной работы. Для этого было проведено повторное анкетирование, в ходе которого использовались те же анкеты, что и на констатирующем этапе. На данном этапе в эксперименте участвовали обе группы респондентов. Получены следующие результаты.

В экспериментальной группе:

I. Выбор профессии:

1. 45% школьников сделали выбор конкретной профессии;

2. 40% школьников выбирают между 2–3 профессиями;

3. 15% школьников еще не выбрали себе профессию.

II. Уровень знаний о профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2–3 профессий):

1. высокий уровень знаний у 60% детей;

2. средний уровень знаний у 20% детей;

3. низкий уровень знаний у 20% детей.

III. Причина выбора профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2–3 профессий):

1. для 40% детей причина выбора профессии, прежде всего интерес к выбранной деятельности;

2. для 35% детей главное в выбранной профессии остался престиж, высокая заработная плата, интерес не обязателен;

3. 25% детей выбрали себе профессию на примере или по совету родителей.

Разница в результатах анкетирования старшеклассников в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах хорошо видна на графиках (Рис. 4).

 

 


 

 

 

Рис. 4. Результаты анкетирования старшеклассников на контрольном этапе. Экспериментальная группа.

 

По дополнительным количественным показателям результаты следующие:

1. Количество проконсультировавшихся старшеклассников составляет 90% от учащихся, входящих в экспериментальную группу.

2. Количество учащихся, последовавших рекомендациям социального педагога, составляет 40%.

Эти данные свидетельствуют о повышении уровня профессиональной ориентации старшеклассников входящих в экспериментальную группу.

Помимо количественных показателей нами были выделены также и качественные, поэтому целесообразно сделать анализ проведенной работы и по этим показателям. Наблюдения на организованных занятиях показали, что многие учащиеся вначале не проявляли активности в процессе работы. Однако спустя некоторое время эти ребята начали более активно включатся в общую деятельность, участвовали в профориентационных играх, дискуссиях, с интересом выслушивали предложенную им информацию, задавали вопросы. В процессе бесед они показали свой интерес к своему профессиональному определению. Многие учащиеся стали самостоятельно искать информацию о различных профессиях, об учреждениях профессионального образования. Практически все учащиеся показали свою готовность работать совместно с социальным педагогом над профессиональным самоопределением. И, наконец, некоторые старшеклассники изменили свои представления о будущей профессии – они стали стремится не только и не столько к престижной профессии, но прежде всего интересной для них профессии, к той профессии, к которой у них есть способности. Другие же учащиеся сумели доказать своим родителям свой собственный выбор.

В контрольной группе результаты анкетирования претерпели незначительные изменения. Это произошло за счет самостоятельной деятельности респондентов по профессиональному самоопределению и поиску необходимой информации. Итак, получены следующие результаты:

1. Выбор профессии:

1. 35% школьников уже сделали выбор конкретной профессии;

2. 25% школьников выбирают между 2–3 профессиями;

3. 40% школьников еще не выбрали себе профессию.

2. Уровень знаний о профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2–3 профессий):

1. высокий уровень знаний у 25% детей;

2. средний уровень знаний у 38% детей;

3. низкий уровень знаний у 37% детей.

3. Причина выбора профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2–3 профессий):

1. для 40% детей причина выбора – интерес к выбранной деятельности;

2. для 35% детей главное в выбранной профессии – престиж, высокая заработная плата, интерес не обязателен;

3. 25% детей выбрали себе профессию на примере или по совету родителей.

Разница в результатах анкетирования старшеклассников в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах хорошо видна на графиках (Рис. 5).

 

 


 

Рис. 5. Результаты анкетирования старшеклассников на контрольном этапе. Контрольная группа

 

Таким образом, анализ данных дает основание для оптимистичного вывода о том, что реализация предложенной программы профессиональной ориентации старшеклассников способствует повышению уровня последней.

 




2019-11-20 197 Обсуждений (0)
Пути совершенствования методики работы социального педагога по профориентированию старшеклассников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути совершенствования методики работы социального педагога по профориентированию старшеклассников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)