ГЛАВА 2. Стратегия взаимодействия с родителями (из опыта работы)
Обязательным элементом моего плана классного руководителя является работа с родителями. Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы требуют нового осмысления проблемы сотрудничества. Совместной деятельности с родителями, в решении которой есть своя стратегия. Стратегия - термин, в большей степени военный, но в переносном значение связан с искусством организации и руководства. Именно в этом смысле стратегия как организация взаимодействия классного руководителя и родителей, умение определять наиболее важные вопросы, которые необходимо (и можно) решить в современной деятельности. Представлю примерный перечень вопросов: - Мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы. - выявление причин отставания в учении, пассивности ребенка в познавательно – развивающих делах классного коллектива. - Совместная забота о здоровье детей. - Развитие познавательного отношения к миру и познавательных интересов. - Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом. - Предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками, взрослыми. Любой перечень не может быть окончательным раз и навсегда. Он обсуждается, подвергается критике и впоследствии корректируется. Определяя круг вопросов, анализирую, с какими проблемами обращались родители чаще всего, были ли эти проблемы широкими, или их нужно было решать в узком кругу только с родителями конкретных учеников. Затем возвращаюсь к прошлогоднему плану и опять анализирую: - что было намечено сделать по плану; - все ли удалось сделать? Что было сделано наиболее удачно? - какие недостатки были, и каковы причины этого? - какие формы взаимодействия оказались наиболее удачными и в чем их педагогический эффект? - что необходимо сделать в первую очередь в новом учебном году? Кроме того огромную роль играет диагностика на разных этапах работы без которой невозможно спланировать в целом воспитательную работу в детском коллективе и наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, полученная классным руководителем от детей и родителей, оказывает неоценимую услугу и семье, и ребенку. Проведя диагностические исследования важно понимать: - необходимо соблюдать строгую конфиденциальность; - диагностику проводим как с родителями, так и с детьми; - информация, полученная в ходе диагностики, не всегда носит объективный характер. Приведу примеры некоторых диагностических исследований. Предварительная диагностика - позволяет спрогнозировать состав родительского коллектива (Приложение 1) На предварительном этапе очень эффективной является методика незаконченных предложений (Приложение 2). Эта методика помогает определить отношение родителей к школе и учителю, что позволяет классному руководителю избежать проблемных ситуаций. Большое значение имеет тематическая диагностика. Ее провожу при подготовке к родительским собраниям по определенной теме. Например, перед собранием организую проективную методику для учащихся (Приложение 3.), а для родителей анкете по этой же проблеме (Приложение 4). Другой пример. При подготовке к родительскому собранию по теме «Методы семейного воспитания» провожу анкетирование с родителями и детьми (Приложение 5). А само собрание провожу в форме ситуационной игры. Еще одна разновидность диагностики - итоговая диагностика, которая проводится в конце учебного года. Это необходимо для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя, но еще в большей степени, чтобы провести коррекционную работу. Коррекционная работа проявляется в оказании родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций (Приложение 6). Проведя аналитическую обработку полученных материалов формулирую цель взаимодействия с родителями - создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей, обеспечение взаимопонимания и однонаправленности стремлений учителя и семьи в развитии личности ребенка. Эта цель долговременная, поэтому конкретизирую ее в задачах, а в соответствии с задачами определяю содержание взаимодействия с родителями, которое включает в себя различные виды и формы совместной деятельности на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе.
Совместная деятельность
Содержание взаимодействия с родителями должно полностью соответствовать и быть направлено на решение ключевой задачи. Поскольку я работаю в сельской начальной школе, такой задачей является адаптация ребенка к школе, которая подразумевает адаптацию к новому социальному статусу. На этом этапе очень важны воспитание положительной мотивации учения у детей, формирование самооценки. Это и определяет задачу совместных усилий учителя и семьи, которую можно решать разными средствами. В планировании совместной деятельности опираюсь на следующие принципы: - родители должны быть посвящены в особенности образовательного процесса; - предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды; - необходимо овладевать некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку. Это наиболее важное направление, однако, как показывает опыт, именно оно является «проблемной зоной». О путях улучшения по данной работе будет сказано далее. А в целях улучшения информационных запросов родителей можно провести анкетирование (Приложение 7) Основной формой совместной работы являются родительские собрания. На них обсуждаются важнейшие решения по вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания детей. Очень хорошо зарекомендовали себя тематические собрания как более эффективные. Хорошо подготовить тематическое собрание это творческая совместная работа, но многое зависит от самого учителя (Памятку для учителя см. в приложении 8). Выстраивая сотрудничество с родителями нельзя действовать вслепую, а необходимо знать особенности современной семьи и ее отношение к школе. Существует множество методик изучения семьи, которые позволяют составить социально - демографический портрет семьи (Приложение 9). Наиболее интересными и эффективными формами совместной деятельности считаю: - «Круглый стол», на который приглашаются интересно рассказывающие о своей школьной жизни люди; - совместные открытые уроки, на которых присутствующие родители - участники действия; - педагогические практикумы, когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию; - дискуссии - активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессе обсуждения актуальных проблем; - коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива. Естественно важно учитывать занятость родителей, поэтому привлечение родителей должно быть посильным для семьи. Для успешной работы по организации взаимодействия с родителями и всего образовательного учреждения в целом необходима самодиагностика, понимаемая как попытка посмотреть на себя со стороны (а все ли от меня зависящее сделано в этом плане (). Можно воспользоваться примерным опросником (Приложение 10). Именно это позволяет строить дальнейшую работу по улучшению эффективности сотрудничества, а также способствует выработке критериев успешности. Таковыми являются: - создание внутришкольных органов (Совет школы, родительский комитет); - повышение уровня компетентности и удовлетворенности характером взаимоотношений и качеством образования; - повышение активности, ориентации на сотрудничество. А как следствие - формирование единого пространства взрослых и детей. Все это одно из важнейших условий завоевания классным руководителем авторитета у детей и родителей. Пути улучшения работы о взаимодействии с родителями: - ориентирование на приоритет таких форм взаимодействия, которые построены на новых диалогических основаниях. - Разобщенность родителей инерция и консервативность взглядов у них (главная сложность) необходимо преодолеть путем повышения педагогического просвещения родителей, включение их в жизнедеятельность детей в школе. - Совместная деятельность с родителями реализуется на основе личностно - ориентированного подхода.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |