Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2. Стратегия взаимодействия с родителями (из опыта работы)



2019-11-20 258 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. Стратегия взаимодействия с родителями (из опыта работы) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Обязательным элементом моего плана классного руководителя является работа с родителями.

Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы требуют нового осмысления проблемы сотрудничества. Совместной деятельности с родителями, в решении которой есть своя стратегия.

Стратегия - термин, в большей степени военный, но в переносном значение связан с искусством организации и руководства. Именно в этом смысле стратегия как организация взаимодействия классного руководителя и родителей, умение определять наиболее важные вопросы, которые необходимо (и можно) решить в современной деятельности.

Представлю примерный перечень вопросов:

- Мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы.

- выявление причин отставания в учении, пассивности ребенка в познавательно – развивающих делах классного коллектива.

- Совместная забота о здоровье детей.

- Развитие познавательного отношения к миру и познавательных интересов.

- Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.

- Предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками, взрослыми.

Любой перечень не может быть окончательным раз и навсегда. Он обсуждается, подвергается критике и впоследствии корректируется.

Определяя круг вопросов, анализирую, с какими проблемами обращались родители чаще всего, были ли эти проблемы широкими, или их нужно было решать в узком кругу только с родителями конкретных учеников. Затем возвращаюсь к прошлогоднему плану и опять анализирую:

- что было намечено сделать по плану;

- все ли удалось сделать? Что было сделано наиболее удачно?

- какие недостатки были, и каковы причины этого?

- какие формы взаимодействия оказались наиболее удачными и в чем их педагогический эффект?

- что необходимо сделать в первую очередь в новом учебном году?

Кроме того огромную роль играет диагностика на разных этапах работы без которой невозможно спланировать в целом воспитательную работу в детском коллективе и наладить отношения с коллективом родителей.

Любая информация, полученная классным руководителем от детей и родителей, оказывает неоценимую услугу и семье, и ребенку.

Проведя диагностические исследования важно понимать:

- необходимо соблюдать строгую конфиденциальность;

- диагностику проводим как с родителями, так и с детьми;

- информация, полученная в ходе диагностики, не всегда носит объективный характер.

Приведу примеры некоторых диагностических исследований.

Предварительная диагностика - позволяет спрогнозировать состав родительского коллектива (Приложение 1)

На предварительном этапе очень эффективной является методика незаконченных предложений (Приложение 2). Эта методика помогает определить отношение родителей к школе и учителю, что позволяет классному руководителю избежать проблемных ситуаций.

Большое значение имеет тематическая диагностика. Ее провожу при подготовке к родительским собраниям по определенной теме. Например, перед собранием организую проективную методику для учащихся (Приложение 3.), а для родителей анкете по этой же проблеме (Приложение 4).

Другой пример. При подготовке к родительскому собранию по теме «Методы семейного воспитания» провожу анкетирование с родителями и детьми (Приложение 5). А само собрание провожу в форме ситуационной игры.

Еще одна разновидность диагностики - итоговая диагностика, которая проводится в конце учебного года. Это необходимо для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя, но еще в большей степени, чтобы провести коррекционную работу. Коррекционная работа проявляется в оказании родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций (Приложение 6).

Проведя аналитическую обработку полученных материалов формулирую цель взаимодействия с родителями - создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей, обеспечение взаимопонимания и однонаправленности стремлений учителя и семьи в развитии личности ребенка.

Эта цель долговременная, поэтому конкретизирую ее в задачах, а в соответствии с задачами определяю содержание взаимодействия с родителями, которое включает в себя различные виды и формы совместной деятельности на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе.

 

Совместная деятельность

 

Содержание взаимодействия с родителями должно полностью соответствовать и быть направлено на решение ключевой задачи.

Поскольку я работаю в сельской начальной школе, такой задачей является адаптация ребенка к школе, которая подразумевает адаптацию к новому социальному статусу. На этом этапе очень важны воспитание положительной мотивации учения у детей, формирование самооценки. Это и определяет задачу совместных усилий учителя и семьи, которую можно решать разными средствами.

В планировании совместной деятельности опираюсь на следующие принципы:

- родители должны быть посвящены в особенности образовательного процесса;

- предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;

- необходимо овладевать некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.

Это наиболее важное направление, однако, как показывает опыт, именно оно является «проблемной зоной». О путях улучшения по данной работе будет сказано далее.

А в целях улучшения информационных запросов родителей можно провести анкетирование (Приложение 7)

Основной формой совместной работы являются родительские собрания. На них обсуждаются важнейшие решения по вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания детей.

Очень хорошо зарекомендовали себя тематические собрания как более эффективные. Хорошо подготовить тематическое собрание это творческая совместная работа, но многое зависит от самого учителя (Памятку для учителя см. в приложении 8).

Выстраивая сотрудничество с родителями нельзя действовать вслепую, а необходимо знать особенности современной семьи и ее отношение к школе. Существует множество методик изучения семьи, которые позволяют составить социально - демографический портрет семьи (Приложение 9).

Наиболее интересными и эффективными формами совместной деятельности считаю:

- «Круглый стол», на который приглашаются интересно рассказывающие о своей школьной жизни люди;

- совместные открытые уроки, на которых присутствующие родители - участники действия;

- педагогические практикумы, когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию;

- дискуссии - активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессе обсуждения актуальных проблем;

- коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива.

Естественно важно учитывать занятость родителей, поэтому привлечение родителей должно быть посильным для семьи.

Для успешной работы по организации взаимодействия с родителями и всего образовательного учреждения в целом необходима самодиагностика, понимаемая как попытка посмотреть на себя со стороны (а все ли от меня зависящее сделано в этом плане (). Можно воспользоваться примерным опросником (Приложение 10). Именно это позволяет строить дальнейшую работу по улучшению эффективности сотрудничества, а также способствует выработке критериев успешности.

Таковыми являются:

- создание внутришкольных органов (Совет школы, родительский комитет);

- повышение уровня компетентности и удовлетворенности характером взаимоотношений и качеством образования;

- повышение активности, ориентации на сотрудничество.

А как следствие - формирование единого пространства взрослых и детей.

Все это одно из важнейших условий завоевания классным руководителем авторитета у детей и родителей.

Пути улучшения работы о взаимодействии с родителями:

- ориентирование на приоритет таких форм взаимодействия, которые построены на новых диалогических основаниях.

- Разобщенность родителей инерция и консервативность взглядов у них (главная сложность) необходимо преодолеть путем повышения педагогического просвещения родителей, включение их в жизнедеятельность детей в школе.

- Совместная деятельность с родителями реализуется на основе личностно - ориентированного подхода.




2019-11-20 258 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. Стратегия взаимодействия с родителями (из опыта работы) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2. Стратегия взаимодействия с родителями (из опыта работы)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)