Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 5 Обычаи и обряды



2019-11-20 191 Обсуждений (0)
Глава 5 Обычаи и обряды 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Музыкальные традиции киргизского народа глубоки и самобытны. В них, как и в устном народном творчестве, отражена многовековая история народа, его надежды, чаяния, радости и горести. Музыка сопутствовала всей Жизни киргиза - со дня его рождения и до смерти, она звучала на высокогорных джайлоо, шумных базарах, в юртах, при рождении детей, на свадьбах, похоронах, при отправлении воинов в поход, на народных играх, молодежных празднествах. Несмотря на отсутствие нотной грамоты, киргизский народ сохранил образцы своей музыки и донес их до нашего времени38.

Киргизская музыка носит в основном светлый, жизнерадостным, лирико-эпический характер. Вместе с тем в ней нередки сосредоточенные, углубленные, пли наоборот, игривые, задорно-плясовые напевы и наигрыши. Большой сплои обладают мелодии речитативного склада в эпосе, акынском песнетворчестве, но часты и широкие протяжные песни - массовые, пастушеские. Речитативное начало в большой степени свойственно музыке юга Киргизии, распевность же скорее характерна для ее северных районов.

Важной особенностью киргизской музыки являлась жизненная конкретность художественных образов, навеянных социальными условиями, бытом, природной средой, окружавшей кочевников-скотоводов. Ансамблевое исполнение не получило в ней широкого распространения, оно проявлялось лишь в зачаточной форме, да и то в редких случаях (например, групповое исполнение некоторых песен пастухами). Заметное место в киргизской музыке занимали танцевальные мелодии и ритмы, а в некоторых молодежных играх присутствовали элементы мимики и пластики.

По жанровым признакам музыка делилась на инструментальную и вокальную. Вокальное творчество, как правило, было представлено одноголосием, в инструментальной музыке употреблялось двух - и трехголосное изложение, а при исполнении песен с инструментальным сопровождением на трехструнном комузе местами возникало и четырехголосное сочетание.

Киргизский музыкальный инструментарий был невелик, но достаточно разнообразен. Его составляли духовые - чоор, сур-най, керней; ударные - добулбас, dan, добул доол; струнные - щипковый - комуз и смычковый - кыл-кыяк; язычковые - те-мир-комуз (железный комуз) и его разновидность - жыгач ооз комуз (деревянный губной комуз).

Инструментальные пьесы носили название кюу (куу). "Кюу - душа народа", "кюу - крылья человека" - так говорилось в киргизских поговорках. Хранителями п исполнителями кюу были народные музыканты, мастерски владевшие различными инструментами.

Народ до сих пор хранит и с любовью упоминает имена таких создателей киргизских песен и шоу, как Джайсан, Толубай сынчы, Санчы п др. Их дело продолжали выдающиеся народные музыканты: Музооке, Белек, Куренкей, Беккетен, Майлыбай, Капал. Затем эстафету подхватили видные певцы и комузпсты, жившие в конце XIX - начале XX в., - Ниязаалы, Айдараалы, Бурулча, Жаптакбай, Чынгышбай, а навстречу этим талантам шли Токтогул, Муратаалы, Карамолдо, Жолой, певцы Сыртбай, Коргоол, Боогачы, Актан.

Среди музыкантов прошлого выделялся дед великого акына Тоголока Молдо (Байымбета Абдрахманова) Музооке Жаманка-раев (1802-1878). Он был известным в свое время манасчи, акыном и комузистом. Музооке - автор ныне признанных классическими кюу "Музоокенин муцдуу куу" ("Печальный кюу Музооке"), "Казба-йыр" (название местности), "Кукук-Зейнеп" ("Кукушка-Зейнеп"), "Керме-тоо" ("Цепь гор"), "Конур каз". ("Темно-бурый гусь"). Особенно обращает на себя внимание первый из них - "Печальный кюу Музооке", приобретший широкую популярность в народе. В этом автобиографическом кюу автор повествует об одном из драматических эпизодов своей жизни, когда он был подвергнут издевательствам со стороны манапа Стана.

В истории киргизской народной музыки почетное место занимает Куренкей Белеков (1826-1907), происходивший из семьи дехканина-середняка. Каждый кюу Куренкея отличался широким охватом исторических событий, художественностью и оригинальностью. Талантливый комузист посвятил большинство своих пьес тяжелой жизни трудового народа. К ним можно отнести "Арман Куренкея" ("Печаль Куренкея"), "Кара езгеи Куренкея", "Арман-дуу ботой" ("Плач верблюжонка") и др. Творчество Куренкея отличалось от творчества многих других комузистов своеобразием сюжетного построения кюу, их глубокой идейностью, стремлением сохранить и развить демократические черты музыкально-поэтического наследия киргизского народа.

Заслуживает большого внимания музыкальное творчество великого киргизского акына-демократа Токтогула Сатылганова, буквально покорявшего" сердца слушателей. Надо было видеть, какую бурю восторгов вызывали каждый раз все новые и новые варианты уже известных его вещей. Это помнят те, кому посчастливилось слышать в его исполнении "Ак-куу" ("Белый лебедь"), "Тогуз кайрык" ("Девять вариаций"), "Л1пц кыял" ("Тысяча мечтаний"), "Чайкама" ("Покачивания"), "Чоц кербез" ("Большой кербез") и десятки других песен и кюу.

Ведя из века век кочевой образ жизни киргизы в огромной степени зависели от природных условий. Поэтому в процессе своей трудовой деятельности в поисках мер предосторожности от грозных стихийных бедствий, осложнявших хозяйственную жизнь, они стремились познавать загадки и "секреты" природы с целью практического использования полученных сведений.

В результате киргизским народом было накоплено немало эмпирических знаний. Их осведомленность в области астрономии, географии, флоры и фауны нередко отличалась значительной четкостью. Киргизы-скотоводы хорошо ориентировались по звездам "Алтын казык" или "Темир казык" ("Полярная звезда"), "Чол-пон Жылдыз" ("Венера"), определяя время ночью по положению "Жетиген" ("Большая Медведица"). Им были известны и другие созвездия: "Уркер" (созвездие "Плеяды"), "Уч аркар" (созвездие "Весы"), "Керген саба" (созвездие "Четырех звезд"), "Кербен жолу" ("Караванная дорога") или "Саманчынын жолу" ("Млечный путь") и т.д. Они познавали их движение, и только "Алтын казык" ("Золотой кол") казалась им неподвижной. Считалось, что центром всего мира является Земля, а все планеты и звезды вращаются вокруг нее49.

Бытовал у киргизов и свой народный календарь со своеобразным 12-месячным циклом, который соответствовал месячному циклу русского календаря. Календарный год делился в свою очередь на четыре сезона: жаз (весна), жай (лето), куз (осень), кыш (зима).

Летосчисление у киргизов, как и у всех народов мусульманского вероисповедания, велось по лунному циклу. Месяцы начинались с новолунием и каждый из них составлял 29 и 30 дней, а сутки определялись одним солнечным днем и одной ночью.

Каждый год определялся названиями домашних н диких животных. Знатоки летосчисления пытались предсказывать ожидаемые блага или беды для народа в наступающем году, а также характер того или иного человека. Каждый цикл из 12 лет назывался у киргизов мучв. По нему определялся и возраст человека,

Наблюдая за поведением диких животных, птиц, за первым и последним громом, молнией и другими явлениями природы, некоторые люди - народные летосчислители (эсепчи) нередко верно предсказывали характер наступающего сезона, что учитывалось скотоводами-киргизами.

Знатоки народной медицины хорошо разбирались в целебных свойствах ряда трав, издавна использовавшихся для лечения людей (при кровотечении, сердечных недугах, удушье, чесотке и т.д.), а также животных. Из лекарственных растений приготовляли настои, отвары, мази, порошки и др. Киргизы знали также десятки видов съедобных растений и плодовых деревьев.

В течение веков у киргизских мастеров вырабатывались свои трудовые навыки, соответствовавшие особенностям кочевого быта и отвечавшие его потребностям. В народе всегда были искусные умельцы самых разнообразных профессий. Так, для собственных нужд киргизы производили хозяйственное мыло и сальные свечи. Для варки мыла выбирали специальный сорт травы - лебеду (алабата). Был хорошо известен также способ получения красок из корней растений и различных глин. Ими красили остовы юрт, шерсть, войлоки, кожаную одежду и т.д. Для изготовления пороха киргизские охотники использовали серу (кукурт), солончак (шор) и уголь из арчи.

Знали киргизы и технику обработки разных камней. Так, например, из гранита делались жернова для мельниц, ручные зернотерки и каменные катки для обмолота зерна, из серого точильного камня - оселки, из гладкого плотного камня - грузила для веретен. Сердолик (акакташ) использовался для различных украшений.

У киргизов были свои меры длины, ширины, а также веса сыпучих, жидких и твердых тел. Но многое воспринимали они у соседних народов, а с вхождением в состав России - и у русских.

В результате тяжелых экономических и бытовых условий жизни, в которых пребывала основная масса киргизского народа, были выработаны и определенные методы и способы народного врачевания, базировавшиеся на эмпирических знаниях и длительной практике. Уважением пользовались лекари-костоправы, занимавшиеся устранением вывихов, лечением переломов и других травматических повреждений. Один из исследователей народной медицины у киргизов Г.А. Колосов писал: "... Мы видели, что некоторые методы их лечения, например,... чахотки - кумысом, перетягивание конечности выше укушенного места при укусах змей вполне сообразны и согласуются с требованиями научной медицины. Применение опия в качестве болеутоляющего средства также, несомненно, часто приносит пользу"50.

Неотъемлемую часть культурного наследия киргизского народа, как и каждого другого, составляли традиции и тесно связанные с ними обычаи п обряды. Возникая на разных этапах исторического развития, они отражали мировосприятие различных классов и социальных групп, причем многие из них восходили своими корнями еще к эпохе первобытнообщинного строя. Не все эти традиции, обычаи и обряды выдерживали испытание временем, не все воплощали в себе прогрессивные тенденции в системе общественных отношений, особенно в тех случаях, когда своим появлением они были обязаны правящей верхушке н соответствовали ее интересам. И наоборот, те тенденции и обычаи, которые отвечали запросам, чаяниям и надеждам трудящихся и складывались в их среде, входили в сокровищницу культурного Достояния народа и, видоизменяясь, сохранялись в течение столетий.


Список литературы

 

1. Бартольд В.В. Соч. - М.: Наука, 1973. - Т. У111. - С.48.

2. Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. - Л., 1929.

3. История Киргизской ССР. - Фрунзе: Кыргызстан, 1984. - Т.1.

4. Малов Е.Е. Енисейская письменность тюрков. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954.

5. Материалы по истории кыргызов в Киргизии. - Вып.1. - М.: Наука, 1973.

6. Соколова З.П. Культ животных в религиях. - М., 1972.

7. Таджиева Г., Курманбекова А. Семена, посеянные мудростью. - Бишкек, 1998.

8. Фризер Дж. Золотая ветвь. - М., 1980.



2019-11-20 191 Обсуждений (0)
Глава 5 Обычаи и обряды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 5 Обычаи и обряды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)