Диаграмма 2. Уровни развития дикционного аппарата
Дети высокого уровня развития при сообщении задания проявляли активный интерес. Отчетливо, быстро и правильно произносили текст скороговорки. Дети выдерживали заданный темп речи. Задание вызвало у детей веселое настроение, ребята были активны, просили продолжить задание. Дети среднего уровня развития также отчетливо, и правильно произносили текст скороговорки. Делали несущественные ошибки: переставляли слова местами. Иногда из - за допущенных ошибок сбивался заданный темп речи. Несмотря на некоторые трудности, дети проявляли искреннюю заинтересованность и активный познавательный интерес. Дети с низким уровнем развития при сообщении им задания реагировали нейтрально, но не отказывались от выполнения задания. Дети были рассеяны, отсутствовал интерес к выполнению задания. Воспроизведение скороговорки вызвало у детей большие трудности. Нарушался речевой темп произнесения скороговорки. Дети произносили текст медленно с ошибками (меняли местами слова, в созвучных словах наблюдалась замена звуков). Страдала фонематическая сторона произношения текста задания. Результаты показали, что дети 5-6 лет: 1. Имеют представление о скороговорках, характере их произнесения. 2. Правильно и активно артикулируют звуки. 3. При воспроизведении скороговорки наблюдается правильное движение губ, соответствующая тексту мимика. 4. Имеющие слабую артикуляцию, невнятную речь, неохотно идут на контакт со сверстниками и взрослыми, проявляют слабый познавательный интерес. 5. Показавшие актуальные результаты по предмету исследования, активно участвуют в любом виде деятельности сверстников, охотно идут на контакт со взрослыми. 6. Умеют варьировать громкость и быстроту произнесения текста скороговорки. 7. Используют скороговорки в самостоятельных играх и в свободной деятельности. Таким образом, можно сказать, что дети имеют недостаточно развитый артикуляционный аппарат в силу возрастных особенностей, а также в силу неправильно сформированного двигательного речевого навыка. Некоторые дети имеют недостатки в четком произношении трудных в артикуляционном отношении звуков. Данные результаты подтверждают факт необходимости организации образовательной работы с детьми по выявленным проблемам, используя методы и приемы развития дикции.
Заключение На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также результатов констатирующего эксперимента можно сформулировать следующие выводы: · Использование чисто - скороговорок, речевых игр и упражнений помогает в формировании тонких мышц речедвигательного аппарата, повышении скоординированности его движений. · В старшем дошкольном возрасте необходимо формирование ещё несовершенного речевого дыхания, которое обеспечивает нормальное голосообразование, способность сохранять плавность речи, изменять громкость и темп речи, которые необходимы детям для развития четкой дикции при условии проведения обучения и воспитания в определенной системе, с учетом индивидуальных особенностей, эмоционального состояния, подбора доступного материала. · Разнообразные методы и приемы, задействованные в мероприятиях по развитию дикции, естественным путем связывает общее речевое развитие со всем процессом развития личности маленького ребенка. Это также позволяет нам утверждать, что использование чисто - скороговорок, речевых игр и упражнений в специально - организованной деятельности и самостоятельных играх дошкольников, будет являться оптимальным и эффективным средством развития дикции детей; и, следовательно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу. На основе проведенной работы можно сформулировать ряд рекомендаций воспитателям: 1. Развитие дикции будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу. 2. Необходимо систематически использовать в педагогической практике чисто - скороговорок, речевых игр и упражнений, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития дикции ребенка- дошкольника. 3. Работа по развитию дикции дошкольников не должна проходить изолированно от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляет ДОУ 4. Необходимо повышать чистоту дикции и выразительность речи воспитателей.
Список литературы 1. Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1978. 2. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку. - М., 1997. 3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3 - 7 лет. / А.Г. Арушанова. - М., 1999. 4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 1979. 5. Генинг М.Г. Обучение детей правильной речи. / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. - Чебоксары, 1980. 6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев - М., 1965. 7. Диагностика речевого развития дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой – М.,1997. 8. Зуева Л.Н. и др. Думай-говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников: Кн.для воспитателей дет. сада,логопедов и родителей.В 4 вып.Вып.4: Зуева Л.Н.,Костылева Н.Ю.,Солошенко О.П.-М.:Просвещение,1996. 9. Максаков А.И., Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина – М., 1984. 10. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко – М., 1984. 11. Негневицкая Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. – М., 1981. 12. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. Лисиной М.И. - М., 1985. 13. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи.- СПб.: Дельта,1998. 14. Павлова А.А. Проблемы диагностики речевого развития // психологические и пихофизиологические исследлвания речи – М., 1985. 15. Речь. Речь. Речь: Кн. для учителя (Под ред. Ладыженской Т.А.-М.:Педагогика,1990. 16. Рождественская В. Воспитание правильной речи / Рождественская В., Е Радина. – М., 1968. 17. Сохин Ф.А. Основные задачи развитяи речи /психологопедагогические основы развития речи.- М., 2002. 18. Сохин Ф.А. Психолого – педагогические основы развитяи речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.,2005. 19. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / ушакова О.С. – М., 2001. 20. Ушакова Т. Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком // Вопросы психологии. – 1974. - № 1. 21. Фальдбегр А.С Воспитание звуковой культуры речи // Обучение граммоте в детском саду / под ред. Воскресенской А. И. – М.,1963. 22. Яшина В.И. методические принципы развития речи детей // Вопросы речевого развития дошкольников. – М.,1998. 23. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи .-М.:Аквариум,1997. 24. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.-М.:Изд-во Института Психотерапии,2001.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |