Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психические познавательные процессы



2019-11-20 230 Обсуждений (0)
Психические познавательные процессы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ощущение - это отражение в сознании свойств и качеств предметов или явлений, воздействующих на органы чувств человека. Ощущение – начальный этап всякого познания.

Отражение происходит на основе работы органов чувств. Существенную роль играют зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и др.

Посредством зрения человек получает основной объем информации, в частности, отражает такие стороны действительности, как свет, цвет, форма, движение. Слух обеспечивает прием значительного потока информации в звуках, шумах, вибрациях. Осязание дает также весьма заметное число впечатлений и прежде всего о форме, плотности, температуре. Обоняние, вкус и др. также раскрывают нам различные стороны действительности.

Свойства ощущения

Каждый орган чувств характеризуется чувствительностью, которая, в свою очередь, определяется минимальным порогом ощущения. Он определяется по минимальной силе раздражителя, впервые ощущаемого данным органом чувств. Например, нижняя граница ощущения высоты звука составляет 15 гц, света – 0,001 свечи и т.д.

Существует и максимальный порог ощущений, т.е. определенный предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться. Например, звуковое колебание силой более 12000 дб ощущается уже как болевое.

Важным в определении рабочих возможностей человека показателем является диапазон чувствительности, которым может характеризоваться каждый орган чувств. Она равна "рабочей зоне", лежащей между минимальным и максимальным порогами. Чувствительность зависит от количества нервных окончаний, отвечающих за орган чувства.

Адаптация- привыкание, изменение чувствительности к действующему раздражителю.

Контраст ощущения - изменение чувствительности под воздействием контрастных раздражителей.

C енсибилизация – это повышение чувствительности в результате регулярных тренировок.

Восприятие  - это процесс целостного отражения предметов и явлений, воздействующих на человека.

Восприятие происходит на основе ощущений. Однако это не значит, что закономерностями ощущений исчерпывается содержание этого процесса.

Свойства восприятия

Осмысленность – заключается в том, что любая информация имеет то или иное объективное отношение к человеку. Это свойство необходимо для использования предметов по назначению.

Избирательность восприятия - выделение главного в данном случае. Главное воспринимается полно и отчетливо.

Одной из особенностей восприятия является его зависимость от прошлого опыта, полноты и содержания знаний, настроения человека. Это явление получило название апперцепции.

Восприятие может носить искаженный характер, что называется иллюзией. Наиболее распространенной является зрительная иллюзия.

Целостность – восприятие дает целостный образ предмета.

Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

 

Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком своего личного опыта, того, что он делал, воспринимал, изучал.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение и воспроизведение. Запоминание может быть:

механическим как результат многократного повторения изучаемого материала, без установления каких-либо зависимостей и связей, и

осмысленное, когда учебный материал расчленяется на составные части, в каждой из них выделяется и формулируется главная мысль, затем эти мысли объединяются и включаются в систему имеющихся знаний.

Воспроизведение – третий процесс памяти, вспоминание.

узнавание- сопоставление образа воспринимаемого объекта с тем, который сохранился в памяти;

припоминание- воспроизведение с усилием;

воспоминание- оживление в памяти личного прошлого.

Виды памяти

По характеру запоминаемой информации:

 образная – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др;

двигательная – память на движения;

эмоциональная – память на переживания, чувства и эмоции, заставляющая человека повторять события, вызвавшие положительные переживания и избегать тех, которые сопровождались неприятными эмоциями;

словесно-логическая – память на устную и письменную речь, выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.

В зависимости от участия органов чувств в восприятии того, что человек запоминает, образная память подразделяется на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.

По продолжительности сохранения материала различают:

Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.

Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации, заранее не определенный период

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е. на то, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.

 

Мышление является более сложным познавательным процессом, высшей формой отражения действительности. В мышлении отражается то, что составляет сущность предметов и явлений.

Мыслительные операции

При анализе изучаемый предмет, явление, материал расчленяется на составные части.

Синтез – это обратный процесс. Он представляет собой восстановление расчлененного в целое.

В процессе сравнения человек сопоставляет изучаемые предметы и явления, находит в них общее и различия.

При обобщении многие предметы и явления, их свойства объединяются на основе какого-либо общего признака.

Абстракция (абстрагирование) заключается в мысленном отвлечении от несущественных свойств и качеств предмета и сосредоточении на главном, существенном.

Конкретизация – применение общих знаний в частном конкретном случае.

Взаимосвязь мышления и речи

Воспроизведение изученного материала осуществляется с помощью речи. Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Она тесно связана с мышлением, ибо является процессом обмена мыслями между людьми.

Речь может быть устной или письменной. Письменная речь располагает большими возможностями: содержательность, устойчивость, графическая выраженность, полнота, развернутый характер, структурная сложность.

 

Воображение – это процесс создания новых образов предметов, никогда ранее не воспринимавшихся.

Виды воображения.

1) непроизвольное, возникающее помимо воли человека и не требующее от него волевых усилий;

2) произвольное, когда человек сознательно поставил цель создать что-то новое и для ее достижения прилагает волевые усилия. В свою очередь, произвольное воображение подразделяется на

воссоздающее, при котором новые образы создаются по описаниям, чертежам, схемам, 

творческое, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

 

Внимание – это сосредоточенность сознания человека на определенных предметах, явлениях или видах деятельности. Свойствами внимания являются устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение.

Устойчивость внимания измеряется периодом, в течение которого человек может быть сосредоточен на каком-либо объекте или виде деятельности.

Противоположностью устойчивости является колебание внимания, когда человек не может длительно сосредоточится на чем-либо одном. Основные причины такого явления – слабая воля или ослабление здоровья.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или видов деятельности, которые одновременно может удерживать и контролировать человек. Он равен примерно 5-8 объектам.

Концентрация – это степень его сосредоточенности на каком-либо объекте или виде деятельности с одновременным отвлечением от всего остального. При большой концентрации внимания человек не замечает, что происходит вокруг. Противоположностью этого свойства является рассеянность, когда человек не может сосредоточиться на какой-либо деятельности.

Распределением внимания оценивается возможность человека одновременно осуществлять выполнение различных действий, сохраняя при этом сознательный контроль над ними. Классическим примером распределения внимания на занятиях является прослушивание, осмысление и запись лекции слушателями.

Переключение внимания – это способность последовательно переходить от одного вида деятельности к другому, сохраняя высокую степень концентрации сознания на выполняемой деятельности.

Виды внимания.

Различают внимание непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

При непроизвольном внимании человек не ставит перед собой цель на чем-то сосредоточиться и не напрягает для этого волевые усилия. Свойства объектов, вызывающих непроизвольное внимание - новизна, яркость, сила, контрастность и значимость раздражителя.

Если же человек сознательно поставил цель быть внимательным и напрягает при этом волевое усилие, такое внимание называется произвольным.

На основе произвольного внимания может возникнуть послепроизвольное, характеризующееся усилением интереса человека и ослаблением его волевых усилий.

 



2019-11-20 230 Обсуждений (0)
Психические познавательные процессы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психические познавательные процессы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)