Задачи научно-методического обеспечения отдельных видов правоохранительной деятельности.
Методическое обеспечение прокурорского надзора. Речь идет об обеспечении прокуроров соответствующими методическими пособиями, разработками, письмами. В них в той или иной мере испытывают нужду все прокурорские работники, вне зависимости от того, какие отрасли надзора или направления (участки) деятельности прокуратуры за ними закреплены.
Разработкой методической литературы в той или иной мере занимаются НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, институты повышения квалификации прокурорских и следственных кадров, органы прокуратуры всех звеньев. Однако эта работа не полностью отвечает потребностям практики. Не имея методических разработок, прокуроры испытывают определенные трудности при проведении проверок исполнения того или иного законодательства. И это отражается на качестве проверок.
В связи с тем, что в стране идет активный правотворческий процесс — принимаются новые законы и другие нормативные акты, вносятся изменения и дополнения в действующие акты, изменяется правоприменительная практика, — методические пособия, разработки и письма быстро стареют. Требуется разрабатывать новые методические материалы, вносить исправления в ранее действующие.
Особая потребность ощущается в частных методиках, под которыми понимается совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами для выявления, устранения и предупреждения нарушений конкретного закона или группы однородных законов, способствующих им обстоятельств на конкретном объекте, в органе. Речь может идти, к примеру, о таких частных методиках, как «Методика проведения проверки исполнения законодательства об использовании федеральной собственности на предприятии железнодорожного транспорта или «Методика проведения проверки исполнения законодательства об оружии органами, осуществляющими частную детективную и охранную деятельность». Частные методики обычно включают:
* руководящие указания Генерального прокурора РФ, других прокуроров (прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур) в части предмета проверки исполнения данного законодательства;
* перечень законодательных и иных нормативных актов, применяемых данным органом, с обязательным указанием источников их опубликования; * перечень ведомственных актов, отражающих характер и специфику деятельности органа и его структурных подразделений; * перечень основных источников информации (сведений) о нарушении законов; * основные способы фиксации и хранения информации о нарушении законов; * общие рекомендации по сбору информации о нарушении законов; * типичные, т.е. наиболее часто допускаемые нарушения законов на подобных объектах с указанием конкретных норм права, которые нарушаются; * возможные причины и условия, способствующие нарушениям законов; * характер производственной и иной деятельности органа, особенности технологических и других процессов; * общую структуру объекта проверки с перечислением его основных структурных подразделений (цехов, участков, отделов, лабораторий и т.п.); * особенности подготовки прокуроров к проверке исполнения законодательства на этом объекте; * примерный перечень специалистов, которые могут быть привлечены к проверке; * основания проведения совместных (одновременных) с другими органами проверок; * перечень документов и других материалов, ведущихся проверяемым органом, с которыми необходимо ознакомиться в ходе проверки; * примерный перечень вопросов, выясняемых прокурором и специалистами в ходе проверки (этот перечень должен быть достаточно полным); *тактические и иные приемы, применяемые прокурором и специалистами для выявления нарушений законов и установления способствующих им обстоятельств;
• применяемые прокурором правовые средства реагирования на выявленные нарушения законов.
Понятно, что основной массив частных методик должен разрабатываться прокурорскими работниками Генеральной прокуратуры РФ с привлечением к этому ученых из институтов системы прокуратуры. Но не могут находится в стороне от этой работы и прокуратуры субъектов Российской Федерации. Совершенствованию методического обеспечения прокурорского надзора за исполнением законов может способствовать также:
* подготовка методических пособий на основе объединения усилий нескольких прокуратур субъектов Российской Федерации; •проведение занятий в форме семинаров по обмену опытом работы по надзору за исполнением законов с последующим использованием материалов семинаров для подготовки методических пособий; * задания нижестоящим прокурорам на отработку конкретных методических вопросов, по которым они испытывают трудности; * подготовка слушателями, обучающимися в институтах повышения квалификации, выпускных работ (рефератов) по методическим вопросам с последующей их переработкой в методические пособия; *прохождение стажировок в областной и равных ей прокуратурах работников прокуратур районного звена с подготовкой итоговой работы в виде методической разработки. Во всяком случае надлежит максимально эффективно использовать все пути для совершенствования и пополнения методической базы прокурорского надзора за исполнением законов.
Система и задачи криминалистического обеспечения Система криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений соответствует его содержанию как двухуровневого вида деятельности, которая имеет общие и специальные (по направлениям этой деятельности) задачи. С содержательной точки зрения криминалистическое обеспечение структурируется с учетом предмета и направленности деятельности, связанной с разработкой, внедрением и использованием криминалистических методов, средств и рекомендаций в практике раскрытия и расследования преступлений. При этом различают: • теоретические основы обеспечения; • правовое обеспечение; • организационное обеспечение; • научно-техническое и научно-методическое обеспечение; • учебно-методическое обеспечение; • материально-техническое обеспечение. Теоретические основы криминалистического обеспечения представляют собой систему научных положений о его понятии, содержании, значении как вида деятельности, о формах ее осуществления, о месте и роли в криминалистике и т.п. В этом аспекте осуществляется • теоретическое обоснование задач криминалистического обеспечения и его социальных функций, с учетом изменяющихся условий социально-экономической жизни нашего общества, определение их соотношения с задачами и социальными функциями криминалистики; • криминалистический анализ преступности, отдельных видов и групп преступлений, оценка их состояния и тенденции развития; • выявление, анализ и оценка реальных потребностей правоохранительных органов (практики раскрытия и расследования преступлений) в совершенствовании имеющихся и разработке новых криминалистических методов, средств и рекомендаций; • выявление достижений научно-технического прогресса, определение необходимости и возможности их внедрения в практику раскрытия и расследования преступлений, обобщение, анализ и оценка эффективности деятельности, осуществляемой в этом направлении, разработка мер по ее совершенствованию; • изучение, обобщение и анализ криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений в зарубежных странах, преломление их опыта к условиям деятельности правоохранительных органов нашей страны; • анализ состояния организации и правового регулирования научных разработок, внедрения и использования их результатов в раскрытии и расследовании преступлений, разработка предложений по совершенствованию этой деятельности.
С учетом названных выше элементов криминалистического обеспечения определяются его общая и специальные задачи. Общая задача криминалистического обеспечения как вида деятельности корреспондируется с общей задачей криминалистики как науки, призванной содействовать своими методами и средствами борьбе с преступностью. Однако, чтобы такое содействие было реальным, криминалистические методы, средства и рекомендации должны быть разработаны и внедрены в практику деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, а вместе с тем освоены на профессиональном уровне субъектами этой деятельности. Для этого и должны быть созданы максимально благоприятные, во всех отношениях сбалансированные правовые, организационные, материальные и иные условия. Все это в основе своей и составляет суть общей задачи криминалистического обеспечения как вида деятельности. Специальные задачи криминалистического обеспечения логично представить по названным выше его элементам: правовые, организационные и т.д. Осуществляемая по этим направлениям деятельность формально не относится к предмету криминалистики в его современном толковании, однако любая наука, если она ориентирована на выполнение социально значимых функций, просто обязана принимать активное участие в деятельности по внедрению своих разработок в обслуживаемую ею практику, содействовать этому процессу всеми доступными ей методами и средствами. Причем для криминалистики, действующей в условиях острейших социальноправовых отношений, где права и свободы граждан, с одной стороны, грубо попираются преступлениями, а с другой — ограничиваются в процессе их расследования, задачи криминалистического обеспечения приобретают особое социально значимое звучание. При этом криминалистика, выражая потребности практики борьбы с преступностью, как ни какая иная наука, заинтересована в том, чтобы результаты ее разработок через законотворчество, через учебный процесс и иные формы внедрения находили путь к этой самой практике, становились действенным и массовым средством раскрытия и расследования преступлений. При этом, разумеется, криминалистика не может и не должна брать на себя в полной мере ответственность за результаты правового, организационного и других видов обеспечения использования ее методов, средств и рекомендаций в раскрытии и расследовании преступлений. Но она не должна оставаться в стороне, по крайней мере, от процесса формирования общественного мнения о своих достижениях, о возможностях и необходимости их практической реализации, о направлениях и формах осуществляемой в этих целях деятельности. В условиях рыночных, конкурентных отношений и весьма активных, порой агрессивных действий криминального лобби только через общественное мнение можно положительно повлиять на процесс формирования условий постоянной готовности правоохранительных органов к применению криминалистических методов, средств и рекомендаций в раскрытии и расследовании преступлений. Все это корреспондируется с социальной функцией криминалистики, во многом определяет содержание общей задачи криминалистического обеспечения. Специальные задачи криминалистического обеспечения определяются исходя из его уровня (созидательный или деятельный), предмета деятельности и отрасли криминалистического знания. Такие задачи могут быть научные и практические, организационные и правовые, типовые и конкретные, ситуационные и постоянные. Их можно представить применительно к системе криминалистики, учитывая особенности внедрения в практику раскрытия и расследования преступлений результатов криминалистических разработок в области техники, тактики и методики. С этих позиций в криминалистике уже сформировалась система теоретических положений, включая специальные задачи технико-криминалистического обеспечения, тактико-криминалистического обеспечения. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД, ГУВД, УВД ПО СУБЪЕКТАМ В целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации в части усиления борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, повышения эффективности деятельности органов внутренних дел был разработан проект Концепции научного обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России на 2003-2007 годы. Хотя данная Концепция не была утверждена, но ряд ее положений был реализован. В феврале 2008 г. в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросу «О стратегии развития России до 2020 года», на котором Президентом России было подчеркнуто, что в настоящее время в России идут позитивные изменения в сфере науки, но останавливаться на том, что уже сделано и достигнуто, нельзя. Необходимо заглянуть хотя бы на десять лет вперед и задуматься о долгосрочной стратегии до 2020 г. Следует обеспечить безопасность страны путем разработки стратегии ее инновационного развития. Очевидно, что роль науки в современном обществе не просто высока, она занимает доминирующее положение среди других отраслей и сфер деятельности, а в центре внимания оказываются механизмы поддержания стабильной жизни страны на основе научных знаний. Научная деятельность является неотъемлемой частью оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел (ОВД). Успешное решение задач, стоящих перед ОВД, диктует необходимость поиска принципиально новых подходов, используя достижения современной науки. Кроме того, проблемы нынешней и будущей судьбы человеческой цивилизации, вопросы безопасности общества, государства, поддержания правопорядка не могут рассматриваться вне анализа современных тенденций развития науки. Научное обеспечение в ОВД проводится в соответствии Приказом МВД России от 28 декабря 2005 года № 1055 «Об организации научного обеспечения и распространения передового опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России». Введение в действие данного приказа было необходимостью для органов внутренних дел и безусловным шагом вперед, так как предыдущий нормативный акт действовал на протяжении 13 лет и требовал изменений.1 Кроме того, новым приказом утверждены приоритетные направления, призванные решать три главные задачи проведения научных исследований: повышение интенсивности, эффективности деятельности ОВД на основе внедрения в практику передовых научных разработок; подготовка кадров (оперативных сотрудников, следователей, сотрудников милиции общественной безопасности, начальников ОВД) на основе научных достижений и передового опыта; обеспечение научного поиска и обоснования путей реформирования системы МВД России и всех правоохранительных органов страны. Решение указанных задач невозможно без научного обеспечения деятельности органов внутренних дел. Вместе с тем, значимость этого направления служебной деятельности недооценивается или нередко считается второстепенной. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса руководителей ОВД по районам, Штабов УВД, а также сотрудников ОВД, ответственных за поиск и анализ проблем, требующих научной проработки, проведенного автором. Только 14,3% респондентов занимаются научно-методическим обеспечением деятельности ОВД, 62,8% лишь слышали о его необходимости, а 20% не слышали и не представляют себе, что это такое.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (819)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |