Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Белёв и его исторические памятники русской культуры



2019-11-20 197 Обсуждений (0)
Белёв и его исторические памятники русской культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Белёв — один из самых старинных городов Русского государства. В силу сложившихся обстоятельств он всегда играл видную роль в борьбе русского народа за свою свободу и независимость. Не один раз приходилось встречать ему под своими стенами многочисленных врагов и давать им достойный отпор.

В течение многих веков верно стоял этот древний город на страже юго-западных окраин земли Русской.

Возникший в глухом уголке владений восточнославянского племени вятичей, Белёв принадлежал сначала киевским и черниговским князьям, а затем был включен в состав Московского княжества.

В XVII веке Белев перенес тяжелое бремя польско-литовской интервенции. Под стенами города сражались с царскими войсками восставшие крестьяне под руководством Ивана Болотникова.

Об этих давно минувших временах, о героических событиях далекого прошлого, ставших достоянием истории, напоминают нам памятники старины, документальные источники, сохранившиеся в народной памяти прежние названия отдельных мест и поселений, рек и речушек, урочищ и оврагов.

Время основания Белёва точно не известно. Первое упоминание о нем встречается в Ипатьевской летописи под 1147 годом. В 1437 г. снова встречаем Белёв на страницах русских летописей в связи с нападением на город одного из ханов Золотой орды Улу Мухаммеда.

Земли, расположенные по верхнему течению реки Оки, и в частности территория современного Белёвского района, начали заселяться еще в глубокой древности. Археологические раскопки в Белёве, Дольцах, Федяшево, Воронце, Жабыни, Сныхове, Казарке показали, что в этих местах жили люди эпохи неолита. Уже в третьем — начале второго тысячелетия до н. э. на территории между современными городами Белёвом и Серпуховом располагались стоянки племен родового общества, занимавшихся охотой и рыболовством. Здесь сложилась своеобразная археологическая культура, известная под названием белёвской. Она характеризуется керамикой с ромбическо-ямочным орнаментом, кремневыми орудиями с массивными ножевидными пластинами, каменными топорообразными орудиями и узкими длинными «кинжалами». Следами древнейших поселений остались стоянки и городища на территории Белёвского района.

Возникновение города Белёва связано с общим ходом социально-экономического развития восточно-славянских племен. В первом тысячелетии нашей эры территория современного Белёвского района входила в земли восточнославянского племени вятичей. Основным занятием их было земледелие. Наряду с этим они занимались скотоводством, рыболовством, бортным промыслом, охотой и звериным, в частности беличьим, промыслом.

В XI—XII веках в земле вятичей возникают города — укрепленные центры ремесленного производства и торговли. Одним из них и являлся Белёв.

О происхождении названий города Белёва существует несколько гипотез. Одна из них утверждает, что слово «белёв» финского происхождения. Однако, вятичи, проживавшие на территории современного Белёва, никогда не были завоеваны финнами, и их культура не оказала никакого влияния на вятичей. Так, что эта гипотеза маловероятна.

Другие исследователи отметили, что корень в слове «белёв» - «бел», от которого производное в современном русском языке – «белый». У древних славян пользовались особым уважением и почитанием небесные светила, которые олицетворялись с понятиями ясности, чистоты, белизны. Один из важнейших богов у славян был Белбог, символизирующий свет и жизнь. Белый цвет олицетворял у славян юность и свет. Слово «бел» использовалось также для определения признаков различных предметов, названий городов, поселков, речек, озер (Белгород, Белоозеро, Белобережье и т.д.); белое место – земля, свободная от податей; белый человек – свободный никому неподвластный.

По мнению крупнейшего белёвского краеведа XIX века протоиерея Воскресенской церкви М.Ф.Бурцева свое название Белёв получил от слова белка, так как этим зверьком изобиловали окружающие город леса, а сами беличьи шкурки «служили для местного населения предметом обмена и сбыта. Возможно, что первоначально город назывался Беловекшеск (векша— белка), а в результате дальнейших сокращений приобрел современное название Белёв.

Место, где возник Белёв, было расположено на высоком и крутом берегу р. Оки. Укрепив это место искусственным городищем, вятичи получали довольно мощную крепость и в случае необходимости могли успешно обороняться от врага.

В Х в. земли вятичей, расположенные по верхнему течению Оки и ее притокам, вошли в состав. Древнерусского государства.

Святославу и другим киевским князьям не раз приходилось «усмирять» вятичей, с большим трудом удерживая их в повиновении. Верховья Оки, в том числе территория современного Белёвского района, неоднократно превращались в арену ожесточенных стычек между княжескими дружинниками и вятичами. Возможно, что названия речки Серебрянка, Велья-Гривенка и Резанька, о которых имеются сведения в писцовых книгах и которые обозначены на картах Белёвского уезда, ведут свое название с тех времен, когда киевские князья налагали дань на вятичей.

Когда Древнерусское государство распалось, Белёв вошел в состав Черниговского княжества. В 1246 году после смерти последнего черниговского князя Михаила Всеволодовича Черниговское княжество, в свою очередь, распалось на более мелкие уделы. Одним из таких уделов было Новосильское княжество, в состав которого вошли города Одоев и Белев.

В 1368 г. один из новосильских князей Роман Семенович присягает на верность московскому великому князю Дмитрию Донскому, участвует со своей дружиной в Куликовской битве 1380 г. и ряде других сражений на стороне Москвы. За это Новосильское княжество подвергалось опустошительному нападению со стороны великого князя литовского Витовта, который захватил Белёв и присоединил его к своим владениям. Спасаясь от литовцев. Роман Семенович покинул Новосиль и перебрался в более безопасный, окруженный со всех сторон лесами, Одоев. Однако в 1407 г. Одоев также был захвачен Литвой и присоединен к ее владениям.

После смерти Романа Семеновича Литва стремится усилить свое влияние в захваченных ею русских землях, расположенных по верхнему течению Оки, закрепить за собой Одоев и Белёв, вбить клин в отношения между Одоевским княжеством и Московским государством. С этой целью, рассчитывая. заручиться симпатиями одоевских князей и сделать их своими верными вассалами, литовские князья в 1468 г. подарили г. Белёв с волостями брату одоевского князя Льва Романовича Василию Романовичу в удельное княжение, при условии «верной службы» и принятия унии. Так возникло Белёвское удельное княжество, одно из трех (Одоевское, Новосильское), существовавших в древности на территории современной Тульской области. Литва была заинтересована в существовании мелких, раздробленных русских княжеств, так как это ослабляло Московское государство и облегчало борьбу с ним.

Белёвское удельное княжество, небольшое по размерам, занимало незначительную часть территории современных Тульской и Калужской областей. Восточным соседом княжества являлся Одоев, на севере его граница проходила около Козельска, на юге — вблизи Болхова, на западе — недалеко от Жиздры.

Иван III навсегда присоединил Белёв к Москве. С этого времени белёвские князья сделались служилыми у московских государей. Во главе белёвских дружин их посылали под Смоленск против поляков и на Тульскую оборонительную линию против татар. Последний из белёвских удельных князей Иван Иванович в 1531 г. был первым воеводой сторожевого полка в походе на Литву.

В 1558 году Иван Грозный, укрепляя централизованное государство с единой самодержавной властью, выслал Ивана Ивановича в Вологду и заточил в монастырь, где тот и умер, а город включил в число земель, взятых в опричнину и предназначавшихся для «испомещения», т. е. содержания царских служилых людей.

Особенно опустошительным для Белёва был период польско-литовской интервенции XVII века. Занимая пограничное положение, он оказался в числе наиболее разоренных территорий Московского государства. В 1611—1615 гг. город и окружавшие его села и деревни были уничтожены почти полностью. Уцелевшие посадские люди и крестьяне, оставшись без крова и куска хлеба, превратились в нищих и кормились подаянием вокруг белёвских церквей и монастырей.

В 1613 г. литовцы сожгли острог. Белёвский воевода Гагарин доносил в Москву: «белёвский острог взяли, а он с дворянами и детьми боярскими отсиделись в городе».

В 1615 г. на Белёв и его окрестности напал польский гетман Лисовский, но был разгромлен русскими войсками во главе с народным героем Д. М. Пожарским и бежал в направлении на Перемышль и Алексин.

В 1618 г. на город напал польский воевода Чаплинский, но был отбит белёвскими воеводами Левшиным и Афремовым, погибшими в этой битве.

В XVI—XVII вв. Белёв входил в оборонительную линию Русского государства - засечную полосу, поэтому большое внимание уделялось его укреплению. Еще при первом белёвском удельном князе Василии Романовиче была построена дубовая крепость с башнями, перерубами и бойницами, с земляным валом со всех сторон, двумя воротами и тайником, выходившими к Оке.

В 1719 г. во время большого пожара города, крепость со всеми 11 башнями была уничтожена, сгорела церковь Успения, канцелярии, острог, тюрьма. В мужском монастыре сгорели 2 церкви. Сгорели 9 приходских церквей, богадельни, 295 жилых домов, лавки и амбары, харчевни и кузницы. Пожар уничтожил земский двор, гостиный и кружевной дворы.

В XVIII веке было еще два больших пожара – в 1763 году и в 1772 году. Самым же сильным был пожар 1801 года – сгорело все Завырье и еще 450 домов.

Белёв XVI—XVII вв.— типичный феодальный древнерусский город, строившийся и разраставшийся без всякого плана.

Крупными вотчинами в Белёве и уезде являлись монастыри и церкви. Князья всячески покровительствовали им, находя в их лице надежную опору. Еще первые белёвские удельные князья основали Спасо- Преображенский монастырь и, избрав его местом своего погребения, приписали к нему в вечное владение свои богатые вотчины. По данным переписной книги 1694 г. «Спасского монастыря за игуменом с братиею в Белёве и Белёвском уезде на оброке р. Ока с рыбными ловлями, и с перевозом, и с бобровыми гоны, и с озер с истоки от Лихвинского рубежа по обе стороны до Мценского рубежа. Да Спаскова же монастыря в г. Белёве на речке на Малой Вырке мельница безоброчная». Большими угодьями владел Крестовоздвиженский монастырь.

Белёвским монастырям принадлежало около двух тысяч десятин земли, ряд сел и деревень. Прежние названия некоторых из этих деревень, ныне не сохранившиеся в памяти населения, говорят о том,, что они являлись монастырскими владениями. Например, дер. Ламоново в XVI—XVII вв. принадлежала Спасопреображенскому монастырю и называлась Чернцово (чернец — значит монах). В Белёве была Подмонастырская слобода, где жили крестьяне, также принадлежавшие Спасо-Преображенскому монастырю.

Кроме монастырей, в Белёве было 14 церквей, не считая более трёх десятков церквей, расположенных на территории уезда. Все они содержались за счет государства и населения и имели земельные, и другие угодья.

С XVII века начался новый период в истории Русского государства, характеризующийся усилением феодально-крепостнического гнета, образованием всероссийского рынка, развитием мелкой промышленности и мануфактур, зарождением буржуазных отношений. Естественно, Белёв не остался в стороне от тех изменений, которые происходили, в экономическом и политическом укладе России.

Утратив свое военно-стратегическое значение, Белёв остается самым значительным посадским городом Тульского края, а с XVIII века становится крупным торгово-купеческим центром Тульской губернии с довольно развитой сетью ремесленных и мелких промышленных заведений. Это свое значение Белёв сохраняет до 60—70 годов XIX века.

За свою многовековую историю Белёв в силу сложившихся исторических обстоятельств многократно оказывался в центре тех или иных событий, и в том числе - военных действий. Это привело к невосполнимым утратам многих архитектурных памятников. "Черное дело" довершали пожары, в огне которых также погибали исторические здания и сооружения. Общую картину разрушений "дописал" XX век, с его войнами и атеистами-интернационалистами, которые с патологическим удовольствием уничтожали русскую старину.

И всё же многое в Белёве уцелело. Пусть в полуразрушенном виде, но уцелело. Это и монастыри, и отдельные церкви, и городская постройка XVIII-XIX веков.

Под охраной государства , в последние три десятилетия, находится более 100 зданий, представляющих историко-архитектурную ценность. Административно-хозяйственным центром остается ул. Карла Маркса с двумя площадями. Улицы Пионерская, Октябрьская, Советская, Софьи Перовской, застроены жилыми домами XVIII-XIX веков, являющихся памятниками русского градостроительства.

В старой части города находятся Спасо-Преображенский и Крестовоздвиженский монастыри. Они включены в музейно-заповедную зону.

Спасо-Преображенский монастырь - один из старейших на русской земле. Он возведен в 1460 году на месте древнего городища. В "Описании города Белёва и Белёвского уезда 1792 года" можно прочитать: "Мужской монастырь Спаса Преображения Господня; огражден девятиугольной с семи сторон каменной стеною с двумя воротами; в нем четыре церкви каменные: 1) Соборная Спаса Преображения с приделом Архангела Михаила; 2) Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; 3) Иоанна Предтечи; 4) надвратная Алексея Митрополита. Келий каменных четыре, деревянных десять".

Другой монастырь Белёва - женский Крестовоздвиженский, основанный в 1625 году. В том же документе читаем: "Монастырь Крестовоздвиженский огражден десятиугольною каменною стеною с одними воротами. В нем каменная церковь Воздвижения креста Господня с приделом Николая Чудотвоорца. Келий деревянных двенадцать".

И далее указывается, что в городе Белёве "приходских церквей 12, в том числе каменных восемь, деревянных четыре.

Всего в городе и предместье: дворов 1076. Душ мужского пола 2574, женского - 2570".

Нельзя здесь не сказать и о третьем монастыре, расположенном у села Жабынь в 7 километрах от Белёва, который в последние годы стал известен не только в Белёвском районе, но и далеко за его пределами. Это Свято-Введенская Жабынская Макариевская пустынь. Основана она была в 1585 году преподобным Макарием, который и стал первым настоятелем монастыря.

Родился Макарий Жабынский при Иване Грозном в 1539 году. Еще в ранней молодости он был удостоен священного сана. Стал первым игуменом Жабынской обители и чудотворцем. Белевские старики бережно хранят сказания и легенды о св. Макарии Жабынском и передают их внукам. Вот одна из них о появлении в монастыре чудотворного источника:

«Как-то Макарий, выбирая подходящие деревья для постройки храма, углубился в лес и наткнулся на ляха. Тот, видимо, отбился от своих, заплутал, изголодался. Он уже не мог даже говорить, а лишь пищал по-птичьи, пить просил. Макарий его сразу узнал. Это был один из тех разбойников, что разграбили и сожгли Жабынскую обитель. Что сделал бы любой на месте Макария? Схватился за дубинку… Но инок крепко помнил заповедь Божию: возлюби врага своего. Как это трудно, Господи! Макарий переборол ненависть к врагу и стал молиться за спасение его души и просил Отца Небесного напоить жаждущего.

И вдруг рука русского инока сама собой поднялась, ударила в землю корявым посохом… и пробился студенный ключ! Сначала это была небольшая ямка с мутной водой, но Макарий расширил ее, разодрал пальцами дерн, и заструилась вода - живительная, целебная… А спасенный поляк, пораженный чудом явления источника, впоследствии принял православную веру и остался жить на Руси». История эта дошла до нас со слов смоленского помещика-однодворца Ляхова, доводившегося праправнуком тому самому поляку.

Простить своего врага, когда он слаб и немощен - великий духовный подвиг! И способны на него только чистые души. А студеный ключ и по сей день бьет из земли, поит живительной влагой ручей Жабынец и людей, приходящих к нему. Вода этого источника и чистосердечная молитва св. Макарию многих исцелила от болезней.

В 1623 году игумен Макарий закончил свой земной путь. После его кончины обитель не раз закрывалась, горела, иноки ее расходились по другим монастырям. Но мощи св. Макария всегда оставались в Жабыни. А на рубеже XVII-XVIII веков в народе устанавливается его чествование, как святого. В это же время была написана икона - «преподобный Макарий Белевский Чудотворец». На пожертвования русских людей в Жабынской обители был возведен каменный Введенский Макарьевский собор. А в 1816 году произошло событие поистине чудесное. В обители на месте обветшавшей деревянной часовни решили поставить каменную церковь. Приступили, помолясь, к делу, стали копать рвы для бута и… обрели мощи прп. Макария. Нетленные мощи были перенесены в главный храм обители - Введенский Макарьевский собор, где они покоятся и по сей день.

 

 

Преподобный Макарий Белёвский Чудотворец. Икона XVIII века

 

В семидесятые годы XVIII столетия императрица Екатерина Вторая решает упорядочить застройку городов российских. Для этого архитекторы разрабатывают планы застройки губернских и уездных городов. Для Белёва генеральный план застройки города был разработан в 1779 году.

В середине XIX века этот план был осуществлен в основных своих положениях: главные улицы были застроены двухэтажными жилыми домами, центральные площади – зданиями общественного назначения, в формировании малых площадей, которые образовались на перекрестье основных улиц, учитывались церкви и колокольни, а на въездах в город по дорогам на Козельск, Калугу и Болхов были устроены заставы.

Четырнадцать церквей с колокольнями и два монастыря определяли силуэт застройки. Особенно живописно он воспринимался с противоположного низкого берега Оки. Панорама города в утренние часы была необычайно красива – многочисленные купола сверкали на солнце. На закате же темные силуэты остроконечной застройки вырисовывались на пурпурном крае небосвода. Этот вид вдохновил В.А.Жуковского и в своей элегии «Вечер» (1806 год) он писал:

 

Уж вечер. Облаков

померкнули края,

Последний луч зари на

башнях умирает,

Последняя в реке блестящая

струя

С потухшим небом угасает

 

Эта прекрасная элегия была использована великим русским композитором П.И.Чайковским в знаменитом женском дуэте оперы «Пиковая дама».

Из зданий XVIII века нельзя не рассказать о доме № 7 на Октябрьской улице. В начале XIX века здание принадлежало купцу Дорофееву и было лучшим в Белёве. В нем в 1825 году остановилась и через несколько дней умерла вдова императора Александра I Елизавета, возвращавшаяся в Петербург из Таганрога после смерти мужа. Царское правительство в январе 1827 года выкупило дом у владельцев за 60 тыс.рублей и организовало в нем Вдовий дом – приют-богадельню на 24 места для вдов разных сословий. Первое время этот дом находился в ведении Тульского приказа общественного призрения, а с января 1845 года был передан под покровительство императрицы.



2019-11-20 197 Обсуждений (0)
Белёв и его исторические памятники русской культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Белёв и его исторические памятники русской культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.042 сек.)