Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1 Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе.



2019-11-20 198 Обсуждений (0)
Глава 1 Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

на тему:

«Полоролевая социолизация детей дошкольного возраста»

 

Выполнила:

студентка 21 ЕНД

Стрилец Л.И.

научный руководитель

Лабутина С.М.

 

Евпатория 2005г.


План:

 

Введение

Глава 1 Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе.

1.1 Физиологические и психоло-педагогические особенности мальчиков и девочек.

1.2 Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

1.3 Этапы формирования полового воспитания детей дошкольного возраста.

Глава 2. Организация половой социализации дошкольников.

2.1 Социализация ребенка в семье.

2.2 Социолизация в игре.

2.3 Социолизация на занятиях.

Заключение.


Введение

 

Тема: «Полоролевая социализация детей дошкольного возраста» является очень актуальной на протяжении многих веков. Известные психологи, педагоги пытаются ответить на вопрос: «Как воспитывать мальчика? и как воспитывать девочку?»

Объектом исследования является процесс и результат освоения отдельно человеком доступного и необходимого лично ему социального опыта, процесс становления человека.

Предмет исследования – содержание учебной литературы, используемой во время работы, изучение предметов и методов способствующих полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

Цель исследования – усвоение ребенком норм морали, культуры человеческих отношений, правление разных видов человеческой деятельности, разных форм общения с людьми разных социальных ролей. Гипотеза исследования – использование различных форм воспитательной деятельности.


Задачи исследования:

 

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме полоролевой социализации детей дошкольного возраста.

2. Обосновать поведение детей (мальчиков и девочек) в детском саду.

3. Просмотреть общения детей в семье, дошкольном учреждении, игре.

Социализация – процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми – личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни.


Приложение

 

Художественная литература – неиссякаемый источник воспитания детей. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни , не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них.

Но литературные не бесполые бестелесные существа, они являются представителями определенного пола, а значит, имеют характерные социа-половые черты. Любимые герои сказок, стихов, могут стать для мальчиков образцом ума, а для девочек - примером верности, трудолюбия, жертвенности и любви. Поэтому, читая художественные произведения, нужно обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов.


Литература для девочек

 

Автор Название Имя героя Положит. черты характера героя
  Украинская сказка   «Хроменькая уточка»   Девушка Трудолюбие, терпение, покладистость.
  Русская сказка   «Морозко»   Настенька Трудолюбие, терпение, покладистость.
  Русская сказка       «Гуси лебеди»       Девочка       Смелость, Ответственность, Любовь к брату.
  С.Т.Аксаков     «Аленький цветочек »     Настенька     Честность, любовь к отцу, жертвенность, Обязательность.  
    Г.Х. Андерсен       «Дикие лебеди»       Элиза     Самоотверженность, Верность, любовь к Ближнему, упорство.
  Ш. Перро   «Золушка»   Золушка Трудолюбие, любовь к ближним, Терпеливость, забота о других, умение быть благодарной, нежной, обязательной.
Ш. Перро «Красная шапочка» Красная шапочка Любовь к бабушке Забота о других, Смелость.
В.Одоевский «Мороз Иванович» Рукодельница Трудолюбие, Оптимизм, доброта, смелость, послушание, забота о других.
Н. Артюхова « Трусиха» Валя Решительность, смелость, Трудолюбие.
Е. Пермяк «Как Маша стала большой» Маша Трудолюбие.

 

Литература для мальчиков

 

Автор Название Имя героя Положит. черты характера героя
Украинская сказка «Котигорошек» Катигорошек Сила, смелость, доброта
Русская сказка «Былины» Герои былины Ум, сила, доброта, бескорыстие, мужество, патриотизм, богатырство.
  Русская сказка   «Бой на калиновом мосту»   Иван-крестьянский сын Сила, мужество, Бдительность, патриотизм.
  С.Т.Аксаков   «Аленький цветочек »   Настенька   Честность, любовь к отцу, жертвенность, Обязательность.
  Л.Н. Толстой   «Котенок»   Вася Решительность, быстрота реакции, Смелость.
Л.Н. Толстой «Прыжок» Капитан корабля Решительность, любовь к сыну, быстрота реакции.
К. Паустовский «Заячьи лапки» Ваня Малявин Жалость, упорство, Настойчивость, самостоятельность, Забота о животных
В.Осеева  «Трость старушки» Мальчик Забота уважение к старшим.
С. Пермяк « Две пословицы» Федя Щедрость, умение быть Настоящим другом, Любовь к животным.
Е. Пермяк «Чужая калитка» Алеша Хамутов Старательность, забота, трудолюбие.
С. Михалков «Дядя Степа» Дядя Степа Аккуратность, Уважение к другим доброта, смелость, Решительность, Внимательность.
А. Барто «Как Вовка бабушек выручил» Вовка Доброта, Внимание к другим.
А. Митяев «Первый полет» Юрий Гагарин Смелость, ум, решительность, сила.
Е. Нарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву Р» Женя Настойчивость, упорство.

 


Логические задачи для мальчиков:

1. Четверо друзей играли в шахматы 4 часа, Сколько часов играл каждый?

2. Четыре друга спустились с горы на санках, Игорь проехал дальше, чем Сергей. Сергей проехал меньше чем Егор, но дальше, чем Олег. Кто проехал меньше всех?

3. Антон выше Богдана, но ниже Владимира . Саша самій низкий среди них. Эти дети построились по росту. Назови по порядку имя каждого мальчика от самого низкого до самого высокого.

4. На автостоянку в одно и тоже время прибыли машины «Жигули» и «Запорожец». «Запорожец» ехал медленнее, чем «Жигули». Какая машина раньше выехала из города?

5. У Томы было 4 игрушечных грузовых машины, а легковых меньше. Какое наибольшее количество легковых машин могло быть у Ромы?

6. Восемь сторожей охраняли снаружи большой склад прямоугольной формы с горючими материалами. Вдоль каждой стены стояли по два сторожа. Затем пришел приказ «Охрану склада усилить, поставить у каждой стены по 3-и сторожа, однако новых сторожей не нанимать». Нарисуй.

7. Саша и Вася пошли на рыбалку, Саша поймал два карпа весом 2 кг. и 3 кг., а Вася поймал всего одну рыбку–щуку весом 6 кг. Кто из мальчиков принес домой больше рыбы?

(Подсказка для взрослых можно считать вес рыбы, а можно количество)

 

Для девочек

 

1. Четыре Маринки шли по тропинке, Четыре Маринки нашли по картинке А если бы десять Маринок пошли , то сколько картинок они бы нашли?

2.Галя, Марина и Олеся пришли на праздничный утренник в детский сад в платьях разного цвета: В желтом, синем, и в розовом. Галя была не в желтом, Марина – не в желтом и не розовом. В каком платье была Марина? Олеся? Галя?

3. Как разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?

4. Таня слепила столько же пельменей, сколько и Лена. Таня начала лепить пельмени раньше Лены, а закончили девочки одновременно. Кто лепил пельмени быстрее? Кто медленнее?

5. У куклы есть синяя юбка и 2-е блузки белая и желтая. Нарисуй сколькими способами можно одеть куклу?

 

Для девочек и мальчиков при совместной работе:

 

1. Галя, Люда, Дениска, и Платон надели на новогодний бал маскарадные костюмы. В костюме матрешек была одна из девочек, но не Люда. Дениска был в костюме клоуна, а не лисы. Платон тоже не был наряжен клоуном , какие костюмы надели Галя, Люда, Денис и Платон?

2. Две девочки идут из школы домой, а навстречу им три мальчика. Сколько всего детей идет домой?

3. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

4. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

5. У бабушки было два внука : старший – Игорь, младший Кирюша. Бабушка к празднику купила им 5 шоколадок и сказала, чтобы Игорь взял себе на одну шоколадку больше, чем Кирюша. Как Игорь должен был поделить шоколадки?

У мальчиков закладывают с самого детства основы мужественности. Они должны главным образом закладываться отцом и дедом, а не мамой с бабушкой.

К сожалению, многие папы передоверяют воспитание сына своим женам. В результате мальчиков излишне оберегают, контролируют, порой запрещают им бегать дружить только с девочками, т.к. мальчики дерутся.

Сына необходимо учить самостоятельно, принимать решения, воспитывать в нем чувство ответственности, долга, уважения к девочкам, девушкам, способность сдерживать желания. Он должен понимать, когда и каким поступком можно гордиться.

А как воспитывать девочку? Прежде всего нежной, умеющей сопереживать. терпеливой осторожной, трудолюбивой. С ранних лет ее надо готовить к тому, что в будущем она станет женой, матерью, учить уважать мальчиков и мужчин. К 5-6 годам девочка должна уметь следить за своей внешностью, прической, одеждой, обувью, иметь зачатки хорошего вкуса, ходить изящно, уметь вести себя за столом. Девочку учат навыкам домоводства (готовить, мыть и т.д.) Воспитанию женственности у девушки способствует пример самой матери, ее трудолюбие, оптимизм, нежность.


Глава 1 Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе.

Физиологические и психолого-педагогические особенности мальчиков и девочек.

С давних времен мальчиков и девочек воспитывали по-разному. Мальчиков воспитывали в духе воинов, защитников , бойцов, девочек как будущую мать, хранительницу семейного очага,

Так и сейчас мальчики и девочки ведут себя по-разному в обществе, проявляя при этом свои индивидуальные качества.

Еще в ХХ веке Лисина Майя Ивановна российский психолог, специалист в области психологии детей дошкольного возраста. Особое внимание обращала на общение детей с взрослыми людьми и зависимость психологического развития детей от общения.

 

Отношение к предметам

 

Довольно часто приспосабливают предметы и игрушки для различных целей, заняты тем, как бы найти им неожиданное применение. Им присущ исследовательский интерес, вследствие чего они стремятся разобраться в строении вещей, которые их окружают. Поэтому у них часто ломаются игрушки, но не случайно, а специально, Это не неряшество, не небрежность, а выражение активного начала.

Больше девочек склонны анализировать целое, стремятся проникнуть достаточно глубоко во внутренние особенности предмета.

Чаще чем мальчики используют игрушки по назначению, руководствуясь требованиям взрослого играть «как положено», Так как устройство игрушек их не особенно интересует, игрушки ломают реже, В результате в результате этого производят впечатление более воспитанных и аккуратных. Больше чем мальчики, склонны оценивать новую вещь в целом, не вдаваясь глубоко в ее особенности, частности.

 

Дисциплина

 

Мальчики обычно создают больше шума, чем девочки. У них чаще встречаются нарушения. Не склонны вуализировать свои отрицательные проявления. Склонны к демонстративности. Реже хитрят «Трудные» мальчики излишне шумны, хотя если у них развит интеллект, то из таких ребят обязательно будет толк. Менее импульсивны, чем девочки, поэтому больше поддаются влиянию, доводам и убеждениям.

Общение

 

Мальчики: хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке. И как правило и здесь, сохраняют свою деловитость: их деятельность носит конструктивный характер. Легче приспосабливаются к обстоятельствам , находят свое место при различных переменах, легче «вписываются» в новую обстановку. Более активны, хотят руководить, вести за собой, Вопросы взаимоотношений с окружающими занимают в их жизни небольшое место. Им важнее что-то делать вместе, чем просто общаться. Проще относятся к требованиям выполнять правила общения, Не особенно чувствительны к нарушениям, допускаемыми ми самими или другими детьми. Часто спорят друг с другом, но обычно предпочитают самими разобраться в конфликте. За редким исключением не склонны прибегать к взрослому как к арбитру. Редко жалуются родителям и, воспитателям. Предпочитают независимость, Часто в глазах старших оказываются в роли зачинщиков ссоры.

Девочки: В непривычной обстановке теряются, с трудом находят себе занятия. Реже проявляют инициативу в общении со сверстниками. Без помощи и поддержки взрослого их деятельность носит деструктивный характер. Очень нуждаются в эмоциональной поддержке. Виды деятельности однообразны. Ведут себя организовано. Более чувствительны, чем мальчики, к межличностным отношениям. Придают им большое значение. Тоньше реагируют на нормы, принятые в социальной группе. Стараются следовать образцу поведения. Болезненно переживают допущенные нарушения. Нередко спорят между собой, однако, в отличие от мальчиков, в случаях конфликта или затруднения больше склонны апеллировать к старшим. Чаще обращаются к взрослым с жалобами, в результате чего воспринимаются ими в роли пострадавших (что не всегда справедливо).


Активность.

 

Мальчики: более подвижны, менее усидчивы, смелее девочек Чаще выражают готовность отвечать (по собственной инициативе, а не при стимуляции взрослого) Не боятся ошибиться в ответе, не особенно заботятся о внешнем эффекте . Менее исполнительны.

Девочки : менее подвижны, более усидчивы, Реже выражают желание отвечать, даже если знают правильный ответ. В отличии от мальчиков, боятся ошибиться, ориентированны на похвалу взрослого, озабочены внешним эффектом.

 

Развитие речи

 

Морфологическое созревание головного мозга, особенно его левое полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков.

Мальчики: словарный запас достаточно широкий , с годами увеличивается особенно заметно за счет общих понятий . В речи преобладают глаголы, междометья, т.е. слова передающие действия, а также местоимения, Речь менее связная, как у девочек, потому что предпочитают не просто передать заученное содержание, а понять его и выразить свое отношение. Склонны к выработке собственных формулировок. В речи присуши обобщения. Чаще чем у девочек, встречаются нарушения в звукопроизношении. Это связанно с тем, что механизм развития речи у мальчиков более уязвим, и проходит более уязвим и проходит более длительный и сложный путь. Внутренний мир мальчиков скрыт от нас: они реже раскрывают его в словах. Даже когда они молчат, они думают, ищут решения. Читательские интересы мальчиков отличаются от интересов девочек: они охотнее будут слушать тексты про машины, оружие, про все, что связанно с техникой, спортом, войнами.

Девочки : превосходят мальчиков в вербальных способностях. Словарный запас меньшего, чем у мальчиков объема. Речь более эмоциональная. Склонны к предметно-оценочной речи, поэтому в ней преобладают имена существительные, прилагательные, отрицания, утверждения. Быстрее осваивают грамматические основы речи. Больше откликаются на правильно построенные фразы, четко выстроенную логику. У девочек речь более связная. Хорошо удерживают в памяти заученное. Предпочитают запомнить , а не понять. Склонны к ответам заученными фразами. Меньше стремятся к выработке собственных формулировок. В ответах прибегают к описательности и передаче множества подробностей. Гораздо лучше принимают подсказку, наводящие вопросы взрослых. Предпочитают анализировать. Акцентируют внимание на людях, больше говорят о них самих, чем об их действиях. Наиболее ценными для девочек являются нравственные качества. Читательские интересы девочек ориентированы на сферу их непосредственного бытия: более заинтересованно воспринимают описание нарядов людей и кукол. Имеют более высокий общий уровень ориентировки в структуре народной волшебной сказки по сравнению с мальчиками.

 

Интересы.

 

Мальчики: круг интересов достаточно широк, нередко выходит за пределы образовательной программы. Пространство, в котором находятся интересующие мальчиков объекты, практически не ограничено. Игры опираются на «дальнее зрение». Если мало пространства, они осваивают вертикальное пространство.

Вместе с тем, многое из непосредственного окружения ускользает от внимания мальчиков, поэтому в быту они иногда беспомощны.

 Девочки: круг интересов несколько уж . чем у мальчиков. Игры больше опираются на «ближнее зрение». Играют в ограниченном пространстве. Интересы охватывают объекты непосредственного окружения, многое связано с бытом.

 



2019-11-20 198 Обсуждений (0)
Глава 1 Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1 Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)