Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Становление и развитие рыночной экономики России в 1880—1890-х годах.



2019-11-20 218 Обсуждений (0)
Глава 1. Становление и развитие рыночной экономики России в 1880—1890-х годах. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение.

Вопросу торговли в конце 19 века посвящено очень мало литературы, как правило, этот вопрос рассматривается лишь в контексте других вопросов, хотя эта тема достаточно важна.

Данная тема интересна тем, что торговля в России в конце 19 века была, своего рода кульминацией капиталистического развития России досоветского периода. Сегодня мы столкнулись с тем, что нам надо заново строить рыночные отношения, поэтому очень важно, учесть предыдущий опыт нашего государства. Конечно, ситуация кардинально отличается, но, может быть, глубокое исследование данной темы позволит глубже понять природу российского народа.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ торговой деятельности в России в конце 19 века.

Для рассмотрения торговли необходимо рассмотреть общее экономическое развитие страны. Поэтому в первой главе мы рассмотрим развитие рыночной экономики России того периода. Чрезвычайно важно знать, что производили, для кого, куда направлялись инвестиции.

Вторая глава посвящена непосредственно рассмотрению торговли в России. И в третьей главе будет рассмотрена торговля в Саратовской области.

При написании данной работы использовались следующие источники: Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1998, где достаточно тщательно рассмотрена история России в разрезе экономического развития, в том числе и во времена конца 19 века; Верт Н. История советского государства 1900-1991. М., 1994, эта классическая работа даёт детальное рассмотрение истории 20 века нашей страны, но конец 19 века рассмотрен не достаточно хорошо, тем более, касательно торговли; а также другие работы, список которых приведён в конце работы.

Глава 1. Становление и развитие рыночной экономики России в 1880—1890-х годах.

 

В 1880-е годы XIX века в основном завершился промышленный переворот и переход мануфактурного к фабричному производству. В ведущих отраслях народ­ного хозяйства стали преобладать паровые машины и разнообразная техника — механические станки, оборудование, механизмы, прежде все­го, в обрабатывающей промышленности. Так, с 1875 по 1892 годы ко­личество паровых двигателей в России увеличилось вдвое, а их мощ­ность — в три раза. За последние десятилетия XIX века появились и начали быстро развиваться новые отрасли: угольная, нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение, химическое производство и др. К традиционным промышленным районам в Центре, на Урале и в Прибалтике прибавились новые: угольно-металлургический в Донбассе и Криворожье. Выросли крупные промышленные центры: Юзовка, Горловка, Нарва, Орехово-Зуево, Ижевск и др. За 1860— 1895 годы выплавка чугуна выросла в 4,5 раза, добыча угля — в 30 раз. Производство чугуна передвинулось с Урала на юг России. В Донбас­се сосредоточилось 70% всей добычи угля страны. Появились круп­ные машиностроительные заводы по производству паровозов (Колом­на), пароходов (Сормово), сельскохозяйственной техники (Харьков, Одесса, Бердянск)[1].

В 1890-е годы количество выпущенных паровозов увеличилось в два раза по сравнению с 1870-ми годами, что позволило полностью отказаться от их ввоза из-за границы. За 30 послереформенных лет были построены такие крупные машиностроительные предприятия, как механический завод Нобеля, Обуховский сталелитейный и пушеч­ный в Петербурге, механический в Перми и т.д.

На юге страны были построены передовые по техническому ос­нащению металлургические заводы. Так, в 1872 году вступила в строй первая доменная печь в Юзовке (на заводе английского промышлен­ника Дж. Юза), через два года — на Сулинском металлургическом за­воде. Несколько лет спустя Юзовский и Сулинский заводы перешли на богатую руду из Кривого Рога, что привело к быстрому подъему черной металлургии в этом регионе.

Вскоре к ним присоединился металлургический район с цент­ром в Екатеринославе. Молодая южная металлургия, выросшая на вольной, а не на крепостной рабочей силе, превратилась в основную индустриальную базу страны. К началу 1890-х годов здесь производи­лось более 20% всего российского чугуна, а к концу века — 62%. Свыше 65% общероссийского объема угля добывалось в Донбассе. Ка­менный уголь стал важнейшим энергоносителем для всей промыш­ленности и транспорта[2].

Среди новых отраслей наиболее быстро развивалась нефтедо­быча и нефтепереработка, прежде всего, в районе Баку. Первоначаль­но там существовала система откупов нефтяных колодцев на определенный срок. С 1872 года нефтяные районы стали сдаваться в дол­госрочную аренду с торгов. В это же время стала внедряться новая техни­ка — бурение скважин и выкачивание нефти при помощи паровых дви­гателей. Все это позволило увеличить добычу нефти за 1870—-1890-е годы с 1,7 до 243 млн. пуд., то есть в 140 раз. К концу XIX века нефтедобыча возросла до 633 млн. пуд., что позволило России выйти на первое место в мире по этому показателю. Из нефтепродуктов боль­шим спросом стал пользоваться керосин для бытового потребления. Мазут и бензин в промышленности и на транспорте использовался пока в незначительном количестве.

Особенностью этого периода было бурное развитие рассеяной мануфактуры, когда часть обрабатывающей промышленности «пере­селялась» в деревню, где имелись дешевые рабочие руки. Крестьяне, еще прикрепленные к общинным наделам, широко участвовали в раз­личных промыслах, из которых позже создавались крупные промыш­ленные предприятия. Таким образом, в центральной России возник­ли многочисленные фабрично-заводские поселки — Орехово-Зуево, Павловский Посад, Гусь Хрустальный и др., в которых в конце XIX века проживало до 50% промышленных рабочих. Наряду с крупными про­мышленными центрами в глубине России развивались новые виды мелкой промышленности, которые были связаны с большими фабри­ками разделением труда[3].

Заметные изменения происходили и на рынке труда. Если в доре­форменной России работники промышленных предприятий чаще все­го были оброчными крепостными крестьянами или крепостными работниками посессионных и вотчинных мануфактур, то в 1860—1870-е годы они становились свободными людьми, не связанными с общиной, навсегда переехавшими в города вместе с семьей[4].

Они заметно отличались от прежних рабочих более высоким уровнем грамотности, поскольку работа на промышленных предпри­ятиях требовала от них умения обслуживать различные машины и технику. Квалифицированные кадры особенно были нужны на круп­ных заводах и на железнодорожном транспорте. Их численность за 1865—1890 годы выросла с 706 тыс. до 1432 тыс. человек. Всего же в конце XIX века в России насчитывалось около 10 млн. лиц наемного труда, из них 3,5 млн. наемных сельскохозяйственных работников, 1 млн.— занятых в строительстве, 2 млн.— так называемых «черно­рабочих», 2 млн.— занятых надомной работой[5].

В последние три десятилетия происходил бурный рост городс­кого населения. Так, по материалам первой переписи городов 1863 года оно составляло 6 млн. человек, а в 1897 году, когда проходила первая всероссийская перепись населения, 17 млн. человек, то есть увеличи­лось в 2,8 раза, тогда как все население страны увеличилось в 1,5 раза. Удельный вес городского населения к концу века составил 13,5%. Правда, здесь надо отметить такой момент: более 300 крупных фабрично-заводских поселков с населением свыше 20 тыс. жителей каждый (Юзовка, Ижевск) официально городами не числились, поэтому их жители не считались горожанами[6].

Особенно быстрыми темпами росло городское население за счет крестьян в 1890-х годах, когда в основном завершились отработки вре­меннообязанных крестьян, и они могли свободно уйти в города на за­работки. Так, если в начале 1860-х годов по паспортам уходило при­мерно 1,3 млн. человеке год, то в 1890-х годах — свыше 7 млн. человек.

По официальной статистике конца века городское население состояло из следующих групп: крупная буржуазия, помещики и выс­шие чиновники — 11%, мелкие ремесленники и лавочники — 24%, «люд рабочий» — 52%[7].

Наиболее высокими темпами возрастало население самых круп­ных городов — Киева, Риги, Одессы, Варшавы — центров торговли и промышленности, поскольку там можно было найти работу, открыть свое «дело». В 1897 году в Петербурге насчитывалось 1,2 млн. жите­лей, в Москве — более 1 млн. Заметно менялся внешний облик горо­дов, в которых появлялись многоэтажные дома, трамваи, улицы стали освещаться электрическими фонарями.

Большую роль в пореформенной экономике начинал играть железнодорожный транспорт, который становился важным элементом всей инфраструктуры. Железные дороги связывали центральную Рос­сию и ее окраины в единый хозяйственный механизм, способствова­ли формированию рыночной экономики, усиливали подвижность на­селения. В течение второй половины XIX века Россия строила железные дороги гораздо быстрее, чем многие западноевропейские страны. За 1861—1891 годы их протяженность возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. В 1865—1875 годы ежегодно в стране строилось по 1,5 тыс. верст. К 1899 году железные дороги насчитывали уже 58 тыс. верст[8].

Железные дороги должны были прочно связать центр страны с крупными зерновыми районами. Этому служили такие линии, как Москва — Курск, Москва — Воронеж, Москва — Нижний- Новгород. Новые линии прокладывались в морские порты на Балтийском и Чер­ном море — в Одессу, Ригу, Либаву (Лиепаю), откуда зерно и другая сельскохозяйственная продукция вывозились за границу. С конца 1870-х годов началась постройка дорог промышленного значения. Магист­рали прокладывались в промышленные районы: в Донбасс, Криворожье, на Урал. Закавказская дорога Баку — Тифлис — Батуми обеспечивала перевозку нефти в черноморский порт. Закаспийская дорога, доведенная до Самарканда, стимулировала активное развитие среднеазиатской хлопководческой сырьевой базы.

Промышленный подъем 1890-х годов ознаменовался бурным ростом железных дорог. За десять лет было построено более 21 тыс. верст железнодорожных путей, или треть всех дорог России. В 1890-х годах была проложена Транссибирская магистраль длиною в 6 тыс. верст, стро­ительство которой началось в 1886 году. По протяженности железных дорог Россия вышла на второе-место в мире после США. Постепенно железные дороги соединялись между собой в крупных узлах, создавая единую железнодорожную систему в Европейской части страны. Одна­ко железнодорожная сеть в пересчете на 1 тыс. кв. км территории была очень незначительной по сравнению с передовыми странами. Так, в России в 1895 году этот показатель был ниже, чем в Германии почти в 53 раза, а в Англии — в 66 раз[9].

Первоначально железные дороги строились в основном на час­тные средства с широким привлечением иностранного капитала. По­степенно сюда вкладывалось все больше государственных средств, тем самым частные капиталы соединялись с государственным. Казенные заказы на сооружение железных дорог нередко превращались в без­возмездные субсидии. Бурное развитие железных дорог находилось под защитой государства, что влекло за собой сильное государственное вмешательство в экономику в целом. В середине 1880-х годов государ­ство стало вообще выкупать дороги у частных компаний, а новые стро­ить за счет казны.

Железные дороги, предъявляя огромный спрос на металл, уголь, лес, нефть и др., послужили мощным стимулом для развития различных отраслей промышленности. Так, в 1890-е годы железные дороги потребляли до 36% добываемого в стране угля, 40% нефти, 40% металла. Для железных дорог требовались квалифицированные рабочие кадры: машинисты, работники депо и путевого хозяйства.

К концу XIX века более 70% общего объема грузов перевозилось же­лезными дорогами.

Наряду с железнодорожным большое развитие получил и вод­ный транспорт. Если в 1860 году в России было около 400 речных па­роходов, то в 1890-х годах — свыше 1,5 тыс. Россия, практически не имевшая в середине XIX века своего морского флота и использовав­шая для перевозок зарубежные корабли, за последние десятилетия века увеличила их количество с 50 до 520.[10]

 



2019-11-20 218 Обсуждений (0)
Глава 1. Становление и развитие рыночной экономики России в 1880—1890-х годах. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Становление и развитие рыночной экономики России в 1880—1890-х годах.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)