Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Профессиональная деятельность практического психолога



2019-11-20 182 Обсуждений (0)
Тема 6. Профессиональная деятельность практического психолога 0.00 из 5.00 0 оценок




План

    1.Профессионал в психологии.

    2.Профессиональная компетентность психолога

 

    1.Профессионал в психологии.

    Профессия практического психолога относится к одной из наиболее сложных, т.к. не каждому удаётся постичь её секреты и стать профессионалом.

    Специалист-профессионал достигает высокого уровня исполнения своих обязанностей. В основу подготовки такого специалиста закладываются знания, умения, навыки через усвоение дисциплин на лекциях и семинарских занятиях.

    (Почему не каждому удаётся?)

    Однако для его формирования необходимо развитие у него психических свойств личности, направленность на достижение ранее неизвестного, открытие новых закономерностей, применение новых технологий работы с отдельным человеком и с группой людей.

    (Объясните, что означает высокий уровень исполнения своих обязанностей?)

    У профессионала-психолога создана установка на творческий поиск, на постоянное развитие креативности как стержневой характеристики в интеллекте, сформировано отношение к человеку как к высшей ценности.

    (Что означает утверждение: отношение к человеку как к высшей ценности?)

    В процессе обучения студенты должна приобщаться к выполнению всё более усложняющихся заданий, которые формируют интеллект профессионала-исследователя, способного самостоятельно увидеть проблему, грамотно её сформулировать, найти и адекватно применить средства её решения.

    (Приведите примеры таких заданий.)

    Для подготовки настоящего профессионала-психолога, способного действительно понять внутренний мир другого человека. постичь его неповторимость, адресно помочь этому человеку успешно решить его проблемы требуется хорошо продуманная система психологического образования и воспитания.

    (Как вы понимаете сущность «системы психологического образования и воспитания». Свяжите в одном предложении выражения «настоящий профессионал-психолог» и «система» психологического образования и воспитания.)

 

    2.Профессиональная компетентность психолога.

    Профессиональная компетентность характеризуется сформированностью у практического психолога комплекса знаний, умений, навыков, психологических качеств, которые выражают ролевые характеристики профессиональной компетентности психолога.

    (Как вы понимаете выражение «ролевые характеристики профессиональной компетенции»?)

    Особенности профессиональной компетентности:

1) реализовать потенциальные возможности человека как в сфере его деятельности, так и в повседневной жизни;

2) проявлять творческий подход адекватно общепринятым нормам, рекомендациям психологической науки, моральным принципам и профессиональной этике; (Как вы это понимаете?);

3) соответствие выдвигаемых обществом целей, задач с индивидуальными возможностями, потребностями и действиями практического психолога; (Не потому ли стать профессионалом-психологом могут не все?);

4) использование исследовательско-диагностических, формирующее-развивающих, коррекционно-терапевтических, коммуникативных технологий. (Приведите примеры.);

5) творческий характер профессиональной деятельности, знание психологической сути процессов и явлений, широкая эрудиция, активный поиск новаторских подходов и инновационных технологий, личная инициатива. (Приведите пример.)

Профессиональная компетентность выступает интегральной характеристикой, которая позволяет судить об уровне подготовленности психолога и его способности выполнять должностные функции, обеспечивает желаемые результаты всего его труда, в котором он проявляет профессиональные знания и умения, навыки, психологические качества и профессиональную позицию.

    (Нарисуйте схему «профессиональной компетентности».)

Знание практическим психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, её структуры, содержания и практики является предпосылкой её успешного осуществления.

Необходимо также знать собственные индивидуальные особенности. Способности, возможности, сильные и слабые стороны, способы компенсации собственных недостатков.

(Для чего вам необходимо это знать?)

Умения охватывают арсенал его действий по выполнению профессиональных функций.

Необходимо уметь анализировать реальные условия и факторы труда и жизни клиента, систематически изучать и объективно оценивать результаты социально-психологической деятельности и т.д.

(Мы сказали, что умения охватывают арсенал действий психолога по выполнению профессиональных функций. Будет ли отличаться психолог-профессионал от начинающего психолога? Чем?)

Базовыми компонентами для развития умений являются навыки. Их совокупность представляет собой основу выполнения приёмов, действий, операций профессиональной деятельности. Важными навыками являются: регулирование своей мыслительной деятельности и психического состояния.

(Нарисуйте схему основных навыков психолога:

 

 

регулирование своей                 регулирование

мыслительной деятельности     психического состояния

Поясните их.)

 

Психологические качества практического психолога представляют собой совокупность активных элементов психологического ресурса, каждый из которых проявляется в его деятельности. Они охватывают особенности профессионального мышления и сознания, рефлексии, мотивационной сферы, взаимосвязей, отношений и практических действий.

(Рефлексия (обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание.)

Наиболее значимыми психологическими качествами практического психолога являются:

· аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений;

· чуткость и проницательность;

· эмоционально-волевая стабильность и терпеливость;

· устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным условиям и факторам выполнения обязанностей;

· эмпатия и рефлексия;

· общая психофизическая активность.

(Как вы думаете, вышеперечисленные качества передаются по наследству или приобретаются в процессе трудовой деятельности?)

Профессиональная позиция психолога определяет его ориентации, место и роль в процессе деятельности. Она выражает его самооценку, уровень профессиональных притязаний, мотивированность деятельности и понимание своего предназначения.

Профессиональная позиция практического психолога – это целостное психическое образование, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных отношений и оценок, собственные притязания.

Эта позиция выражает способ самоопределения личности.

(Почему позиция есть способ самоопределения личности?)

 

Ключевые слова: профессионал, профессиональная деятельность, специалист-профессионал, профессиональная компетентность, ролевые характеристики профессиональной компетентности, регулировани6е мыслительной деятельности, регулирование психического состояния.

 

Контрольные вопросы и задания:

1.Расскажите о профессионале в психологии.

2.Охарактеризуйте специалиста-профессионала.

3.Почему не каждому удаётся стать специалистом-профессионалом?

4.Объясните, что означает высокий уровень исполнения своих обяханностей.

5.Что означает утверждение: отношение к человеку как к высшей ценности?

6.Как вы понимаете «сущность психологического образования и воспитания»?

7.Как вы понимаете выражение «ролевые характеристики профессиональной компетенции»?

8.Особенности профессиональной компетенции.

9.Нарисуйте схему «профессиональной компетенции».

10.Нарисуйте схему основных навыков психолога.

11.Перечислите наиболее значимые психологические качества практического психолога.

12.Почему позиция есть способ самоопределения личности?

 

Литература:

1. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, которые работают с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во ИП, 2002.

2. Психология труда: Учеб. Для студентов высш. Учеб. завед./ Под ред. профессора А.В. Коржова. – М., 2003.

3. Психология труда: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Завед. /Под ред. Профессора А.В. Карпова. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003.

 

 



2019-11-20 182 Обсуждений (0)
Тема 6. Профессиональная деятельность практического психолога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Профессиональная деятельность практического психолога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)