Достоинства и недостатки информационной модели коммуникации. Линейная, интеракционная и трансакционная модели коммуникации.
Общий билет №15. Основные подходы к изучению социальной коммуникации (информационный, системно-кибернетический, семиотический). Информационный подход к коммуникациям. Основные понятия информации. Информационный подход к коммуникациям анализирует процесс передачи, приема и структуры сообщений, но не их значение (содержание) (в отличие от семиотического подхода). Кто, как и каким образом передает сигнал. Информация – с лат. разъяснение, изложение; различные определения, т.к. во всех областях наук. · Сведения, сообщения о чем-либо, которыми обмениваются люди. · Сер 20 в. – сигналы, импульсы, образы, циркулирующие в технических устройствах. · Инженеры стали замерять информацию также как физики, замеряют хаос и порядок (энтропия – мера хаоса и порядка) (минимальная энтропия – предельный порядок – ккккккк; максимальная энтропия – хаос – кащрун). В инфо: хаос – шумы; порядок – полезная информация. Седов: информация – количественная мера устранения неопределенностей, хаоса, энтропии; мера организации системы. Соотношение хаоса и порядка, чтобы была полезная информация. Седов: «В 80% детерминации сохраняются правила, которые создают целостность языковой структуры. А в 20% энтропии содержаться те самые новости, ради которых составляется текст. «Чтобы информация была полезной она должна иметь определенную меру разнообразия, дозу неопределенности, альтернативности, хаоса». 80% - привычные сочетания слов; 20% - доля новизны, инновации. В новостях – катастрофы и катаклизмы, чтобы мобилизовать внимание и сконцентрировать зрителя на остальных новостях. Неопределенность! Организм мобилизуется лишь при встрече с неопределенностью. Media привлекает к себе внимание большой долей неопределенности. Нам на жизненном пути запоминаются не процессы, а эксцессы – необычные ситуации (подвиг, уехать за границу, бросив все…). Процесс ориентации на необычное стал очень силен, теперь в моде повседневные и банальные вещи (в кино – фильмы о простой жизни). Банальности привлекают внимание. Информационная модель коммуникации Клода Шеннона и Гарольда Лассвелла. 1949 г. – математик Клод Шеннон выпустил вместе с Уивером «математическую теорию коммуникации». Модель коммуникативных процессов в технических устройствах. Модель целерационального действия (Вебер). Коммуникатор-источник – код, канал, шум – среда – коммуникатор-реципиент – обратная связь Коммуникатор-источник – то, что посылает сообщение под воздействием определенного стимула, выбирая код и канал. Лидер коммуникации, инициатор. Код – правило организации знаков в сообщении (правило русского языка – код повседневного общения). Канал – способ передачи информации; делятся на 3 вида: 1. Презентационный или естественный (коммуникация между живыми людьми: голос, мимика); 2. Репрезентационный, искусственный канал (книги, фотографии, письмо, картины); 3. Технический (при помощи технического устройства: телефон, компьютер, радио, ТВ). Коммуникатор-реципиент – тот, кто находится в конце канала и должен раскодировать сообщение, т.е. должен знать правила по которым оно сформировано, владеть кодом и понимать особенности канала. Обратная связь – реакция на сообщение, посылаемое назад источнику. Она свидетельствует о понимании или непонимании, согласии или несогласии и может вызвать дополнительное сообщение. Шум – помехи в коммуникации. Могут быть связаны: 1. С деятельностью каналов · Презентационные каналы – плохая дикция, глухота, неадекватная мимика; · Технические каналы – помехи на линии, сбой связи. 2. С действиями кодов (правила организации знаков в сообщении) · Семантический шум (многозначность, непонятны слова); · Синтаксический шум (выстраивание знаков не в той последовательности: «казнить нельзя помиловать»); · Исторический, ситуационный шум (челядь); · Профессиональный (знаковый – расшифровка кода в рамках своей профессии: клава, мышь). Модель коммуникации Гарольда Лассвелла. Процесс коммуникации рассматривается с помощью ответов на следующие вопросы: 1) Кто сообщает? – коммуникатор. 2) Что сообщается? – сообщение. 3) По какому каналу? – канал передачи. 4) Кому сообщается? – аудитория. 5) С каким эффектом? – обратная связь. Достоинства и недостатки информационной модели коммуникации. Линейная, интеракционная и трансакционная модели коммуникации. Достоинства: · Описывается первичный акт или атом коммуникации (любая коммуникация может быть разложена в данной модели); · Модель отражает эффективность или аутентичность (достоверность) коммуникации через обратную связь (насколько усвоена информация); · Отражает процесс социального влияния элит (есть элиты, которые монополизируют право передавать сообщения; выделение главных и подчиненных, социальное влияние – захват внимания других людей (цензура в СССР)). Недостатки: · Описывает процесс коммуникации как линейный, т.е. направленный в одну сторону; реципиент не рассматривается как самостоятельный субъект; · Манипулятивная модель – описывает не взаимодействия, а влияния; · Модель редуцированная, т.е. основанная на описании технических устройств (упрощенная), живые организмы гораздо сложнее. Модели коммуникации: 1) Линейная коммуникация – в одну сторону, без обратной связи (реклама, выступление лектора). Линейность в коммуникации условна; реакция есть, но она либо отсрочена, либо опосредована, либо не имеет непосредственной цели сообщить о своей реакции источнику; 2) Интеракционная – включает в коммуникацию обратную связь, источник и реципиент меняются ролями (звонки в прямой эфир, контрольная работа); 3) Трансакционная модель – смена ролей является многоразовой (разговор друзей; двусторонняя симметричная модель – постоянный мониторинг рынка).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1212)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |