Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы психокоррекции.



2019-11-13 173 Обсуждений (0)
Методы психокоррекции. 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическая коррекция – это комплекс целенаправленных мероприятий по воздействию на психику человека, проводимых с целью оптимизации их функциональных состояний и повышения эффективности профессиональной деятельности (работоспособности).

Общим принципом и особенностью построения психокоррекции является дифференцированное сочетание при ее проведении методов симптоматической, личностно-ориентированной и социоцентрированнойпсихокоррекции. Выбор психотерапевтических методов в первую очередь определяется их направленностью и эффективностью, возможностями и профессионализмом психолога, а также личностными особенностями пациента.

Мероприятиями психологической коррекции являются: психологическое консультирование, методы индивидуальной и групповой психотерапии, психоанализ, психосинтез, гештальт - техники, психодрама в рамках принципов, предложенных Морено и т. д

Проведению мероприятий, как отмечалось выше, предшествует глубокое и всестороннее изучение и диагностирование пациента, на заключительном этапе которого проводится индивидуальная беседа. На основе проведенной работы и обязательного психологического тестирования выделяется "мишень" психо-коррекционного воздействия и определяются соответствующие психотехники.

Учитывая наличие в структуре психосоматических нарушений высокого уровня тревожности, эмоциональной возбудимости и раздражительности, сопровождающихся мышечной напряженностью, а также изначальной низкой готовности к совместной активной психокоррекционной работе, наиболее адекватной является следующая структура проведения психотерапии.[7]

На первом этапе применение элементов рациональной психотерапии для выявления особенностей расстройств, установление доверительных отношений, разъяснения ошибочного отношения к своему состоянию.

На втором этапе применение методики психической саморегуляции Управление ритмом дыхания, нервно-мышечной релаксации, аутогенная тренировка, функциональная музыка, комплексные методики, используемые в форме индивидуальной и групповой психотерапии.

На третьем этапе применение социально-психологического тренинга рациональных моделей поведения и элементы семейной психотерапии.

Стержнем рациональной психотерапии является правильная, доступная пониманию пациента трактовка причин и характера возникновения его состояния, что позволяет сформировать к нему адекватное отношение и устойчивую положительную установку на излечение. Метод включает в себя разъяснение, внушение наяву, эмоциональное воздействие, дидактические и риторические приемы.

Методики психической саморегуляции направлены на изменение представленного в сознании человека психического образа жизненной ситуации, что способствует мобилизации процессов психосоматического взаимодействия, оптимизации психоэмоционального состояния и восстановлению полноценного функционирования.

Применение методик психической саморегуляции позволяет редуцировать тревогу, страх, раздражительность, конфликтность; активизировать память и мышление; нормализовать сон и вегетативные дисфункции; увеличить эффективность профессиональной деятельности; обучить приемам самостоятельного формирования позитивных эмоциональных состояний. Учитывая выраженную изначальную пассивность пациентов и их достаточно высокую внушаемость, наиболее эффективными являются методики психической саморегуляции с использованием в начале обучения гетеротренинга и последующим постепенным увеличением роли самого пациента (аутотренинга) в процессе их освоения.

Психическая саморегуляция включает выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса, оперирование чувственными образами и вербальными формулами, что позволяет осуществлять целенаправленное программирование своего состояния и поведения. Это достигается посредством обучения пациента вхождению в особое состояние "аутогенного погружения" различной степени. В начале формируется состояние релаксации, которому свойственно ощущение тепла, тяжести во всем теле, отвлечение от внешних раздражителей, переживание состояние покоя, отдыха, внутренней безмятежности, снятие тревоги, беспокойства и нормализация вегетативных дисфункций.

Метод открывает широкие возможности тренировки вегетативной нервной системы для овладения регуляцией и работой внутренних органов. Кроме того, возникающие в коре головного мозга фазовые состояния, позволяют успешно использовать различные суггестивные формулы.Все изложенное говорит об эффективности аутогенной тренировки.

Социально-психологический тренинг с элементами семейной психотерапии – обработка рациональных моделей поведения в коллективе и семье с целью создания оптимального психологического климата восстановления полноценной социально-психологической адаптации. Это необходимый элемент комплексного подхода к коррекции психосоматических нарушений.

Проблему коррекции межличностных отношений на уровне микро и макроокружения зачастую можно решить только в группах.[1]

Групповая коррекция позволяет:

- уяснить особенности своих межличностных отношений и поведения, возможность их оценки в различных ситуациях, корректировать самооценку на основе обратной связи в атмосфере эмоциональной открытости и доверия;

- снять ореол исключительности психологических проблем;

- получить эмоциональную поддержку от других участников группы, имеющих общие проблемы и цели;

- апробировать и освоить новые навыки поведения, иметь возможность экспериментировать с различными стилями межличностных отношений;

- разрешить имеющиеся межличностные конфликты, в том числе семейные.

Кроме упомянутых выше психологических методов коррекции пациентов с психосоматическими нарушениями используются и другие методы, оказывающие влияние на эмоциональное состояние пациентов:

Арт-терапия, или психотерапия искусством, "терапия творческим самовыражением", включая рисование под музыку, обсуждение навеянных ею образов, и собственно музыкальная психотерапия, использующая самостоятельное пение, музицирование, сочинительство.

Наиболее разработаны направления использования психологического воздействия музыки – функциональная музыка и музыкальная психотерапия. Использование музыки в психотерапии весьма обширно, многообразно и основано на богатых и древних традициях и пересекается, с одной стороны, с психотерапией, а с другой – с разнообразными приемами психофизиологической саморегуляции, которые скорее относятся к психогигиене и психопрофилактике.

Танцевальная психотерапия – занимая промежуточное положение между телесно ориентированной и арт-терапией, близка, по мнению М.В. Леви, - к "шаманскому действию" - модному увлечению многих психотерапевтов.

Широкий спектр использования музыки дает представление об уровнях воздействия и уровнях взаимодействия музыки со слушателем. Практические психологи считают, что музыка может:

- смягчать физический дискомфорт, уменьшать болевые ощущения и способствовать выздоровлению при недомоганиях;

- улучшать настроение, помогать на время избавиться от неприятных мыслей;

- помогать выплеснуть накопившиеся переживания и эмоции;

- изменять состояние сознания; создавать ощущение погруженности в другую реальность;

- духовно обогащать и стимулировать личностный рост.[5]

Кроме музыки в практике работы находят и другие виды влияния, такие как цвето - и светотерапия, библиотерапия и др.

Чтобы облегчить работу со своим "я", специалисты по психосоматике разработали аффирмации- короткие утверждающие установки на жизнь, в которых выражено какое-то желание. Если каждый день начинать с осознания смысла аффирмаций и повторения их, то свое сознание можно перепрограммировать. В результате в лучшую сторону изменится и здоровье, и жизнь. (Приложение А) 

 В настоящее время любой из нас мог бы легко овладеть навыками самогипноза. Для этого достаточно прочесть одну-две книги по нейро-лингвистическому программированию, эриксоновскому гипнозу или самогипнозу. Слово "гипноз" не должен пугать, это всего лишь измененное состояние сознания, в котором каждый из нас может пребывать, смотря телевизор, слушая музыку, вдыхая чистый воздух в лесу и во многих других ситуациях. Практический опыт показывает, что психосоматические больные очень хорошо поддаются гипнозу.

Подумайте о негативных чертах своего характера, о тех слабостях, которые портят вашу жизнь: эмоциональная неустойчивость, слишком высокие притязания, конкурентность, агрессивность, ригидность жизненных программ, инертность, обидчивость или может быть что-то еще.

Теперь постарайтесь представить привлекательный образ самого себя. Составьте ответы на следующие вопросы:

Какими личностными чертами и качествами вы бы хотели обладать?

Как бы вы хотели изменить свое поведение, общение с людьми?

Какие преимущества дает вам ваше заболевание?

Есть ли другие способы достижения этих преимуществ? (Найдите как минимум три таких способа).

Попробуйте увидеть себя со стороны: как вы привлекательны, как вы по-новому движетесь, разговариваете с людьми, чем вы теперь заняты. Если вас в новом поведении что-то не устраивает, то вносите туда изменения до тех пор, пока не добьетесь результата. Если ваше поведение устраивает полностью вас и окружающих, то войдите внутрь воображаемого фильма и переживите этот образ. Теперь вернитесь назад и поместите привлекательный образ себя в свое будущее. Подумайте о целях, которые приведут вас к этому результату.

Вывод; Однако, обращаясь за услугами к специалисту, вам следует помнить, что главное лекарство находится внутри вас самих. Психолог, психотерапевт помогает вам его найти, то есть активизировать свои внутренние ресурсы. Вы можете отнестись к болезни как к сигналу о том, что необходимо наконец-то заняться собой.

Заключение.

Мы можем научиться предотвращать стрессовые ситуации, являющиеся основным источником психосоматических расстройств. Причинами стрессов могут быть потеря работы, близкого человека, нарушения социальных связей, всевозможные конфликты. Преодолению стрессов способствуют: доверительные отношения в кругу семьи, с друзьями, с сотрудниками на работе, особенно с женщинами; материальная поддержка со стороны родственников и друзей; религиозные убеждения и психотерапевтическая помощь.

Физиологические перестройки при стрессовых ситуациях и психологические установки и личностные позиции, а так же генетическая предрасположенность могут существенно влиять на возникновение соматических заболеваний.

Биологическое проявление соматических заболеваний затрудняет их диагностику и лечение. Поэтому при консультировании больных с психосоматическими заболеваниями основное внимание уделяется диагностике, т.е. установлению причин заболевания, на основе полученных данных выбираются методики по коррекции заболевания. Характерным является то, что установление доверительных отношений в ходе диагностических мероприятий, уже является психологической коррекцией.

Среди основных приемов, используемых для коррекции психосоматических больных, используются методики рациональной психотерапии, самовнушения, различных видов групповой терапии. Правильно установленные диагноз и метод коррекции поможет избавить пациента от иногда затянувшегося и, не поддающегося терапевтическим и хирургическим методам лечения заболевания.

 

Список источников:

1. Банщиков В., Невзорова Т. Психиатрия. - М., 1969. - С.324.

2. Васильев В. Здоровье и стресс. - М.: Знание, 1991. -169с.

3. Грановская Р. Элементы практической психологии. - Л., 1988. -С. 190.

4. Кулаков С. Основы психосоматики. - СПб., 2003. - С. 176.

5. Леви М.В. Проблемы аудиопсихологии // Материальная база сферы культуры: Научн. Информ. Сб. - Вып.4. Аудиокультурология. - М., 2002. - С.15,17.

6. Малкина-Пых И. «Психосоматика» 2009г.

7. Парцерняк С. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. - СПб, 2002. -С. 20.

8. Руденко А.М., Самыгин С.И. - Изд. 2-е, перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - (Среднее профессиональное образование). -383 с .

9. Свядощ А. Неврозы: Руководство для врачей. - СПб., 1997. - С. 111.

10. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1979. -С.12.

11. Урываев Ю., Бабенков Г. Психосоматические расстройства. - М., 1981. -С.7.

12. Фурдуй Ф. Стресс и здоровье. - Кишинев, 1990. - С.87

13. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Довженко Т.В. Концепция соматизации. История и современное состояние // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000, №4.

14. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.303.

 

 

Приложение А

 

Аффирмация

Эмоция: Неверие в себя, в собственные силы, в свой успех.

К чему может привести: К аллергии.

Аффирмация: "Мир заботится обо мне, он - мой друг".

Эмоция: Страх жизненных сложностей, нежелание перенимать родительский опыт.

К чему может привести: К бесплодию.

Аффирмация: "Дело, которое я делаю, нужно людям. Я нахожусь на своем месте. Советы родителей ценны, потому что они опытнее меня".

Эмоция: Сильная обида, которую вы давно не можете простить.

К чему может привести: К онкозаболеванию.

Аффирмация: "Я с любовью прощаю все, что меня тревожило. Я заполняю радостью мой мир".

Эмоция: Раздражение, злость на противоположный пол или партнера по сексу.

К чему может привести: К циститу, воспалению почек.

Аффирмация: "Я доволен близким мне человеком. Я любима (любим) и люблю".

Эмоция: Тоска по несбывшемуся, глубокое горе. "Не осталось ничего приятного".

К чему может привести: К сахарному диабету.

Аффирмация: "Это мгновение наполнено радостью. Каждый миг неповторим".

Эмоция: Вы сдерживаетесь от грубых слов, не можете выразить себя, сказать все, что думаете.

К чему может привести: К ангине, бронхиальной астме.

Аффирмация: "Я отбрасываю все ограничения и живу так, как хочу. Я свободен".

Эмоция: Недооценка себя, самоедство.

К чему может привести: К мигрени, головным болям.

Аффирмация: "Я люблю и одобряю себя. Я себе нравлюсь. Я - в полной безопасности".

Эмоция: Внимание приковано ко всему, что в прошлом.

К чему может привести: К болям в спине.

Аффирмация: "Копаться в прошлом бессмысленно. Я свободно иду вперёд".

Эмоция: Нежелание чувствовать, подавление желаний. "Я беззащитен".

К чему может привести: К ожирению.

Аффирмация: "Там, где я нахожусь, быть безопасно. Я сам (сама) создаю свой безопасный мир".

Эмоция: Нерешительность, чувство обреченности.

К чему может привести: К гастриту.

Аффирмация: "Я люблю и одобряю каждый свой шаг. Все, что ни делается, к лучшему".

 



2019-11-13 173 Обсуждений (0)
Методы психокоррекции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы психокоррекции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)