Методы психокоррекции.
Психологическая коррекция – это комплекс целенаправленных мероприятий по воздействию на психику человека, проводимых с целью оптимизации их функциональных состояний и повышения эффективности профессиональной деятельности (работоспособности). Общим принципом и особенностью построения психокоррекции является дифференцированное сочетание при ее проведении методов симптоматической, личностно-ориентированной и социоцентрированнойпсихокоррекции. Выбор психотерапевтических методов в первую очередь определяется их направленностью и эффективностью, возможностями и профессионализмом психолога, а также личностными особенностями пациента. Мероприятиями психологической коррекции являются: психологическое консультирование, методы индивидуальной и групповой психотерапии, психоанализ, психосинтез, гештальт - техники, психодрама в рамках принципов, предложенных Морено и т. д Проведению мероприятий, как отмечалось выше, предшествует глубокое и всестороннее изучение и диагностирование пациента, на заключительном этапе которого проводится индивидуальная беседа. На основе проведенной работы и обязательного психологического тестирования выделяется "мишень" психо-коррекционного воздействия и определяются соответствующие психотехники. Учитывая наличие в структуре психосоматических нарушений высокого уровня тревожности, эмоциональной возбудимости и раздражительности, сопровождающихся мышечной напряженностью, а также изначальной низкой готовности к совместной активной психокоррекционной работе, наиболее адекватной является следующая структура проведения психотерапии.[7] На первом этапе применение элементов рациональной психотерапии для выявления особенностей расстройств, установление доверительных отношений, разъяснения ошибочного отношения к своему состоянию. На втором этапе применение методики психической саморегуляции Управление ритмом дыхания, нервно-мышечной релаксации, аутогенная тренировка, функциональная музыка, комплексные методики, используемые в форме индивидуальной и групповой психотерапии. На третьем этапе применение социально-психологического тренинга рациональных моделей поведения и элементы семейной психотерапии. Стержнем рациональной психотерапии является правильная, доступная пониманию пациента трактовка причин и характера возникновения его состояния, что позволяет сформировать к нему адекватное отношение и устойчивую положительную установку на излечение. Метод включает в себя разъяснение, внушение наяву, эмоциональное воздействие, дидактические и риторические приемы. Методики психической саморегуляции направлены на изменение представленного в сознании человека психического образа жизненной ситуации, что способствует мобилизации процессов психосоматического взаимодействия, оптимизации психоэмоционального состояния и восстановлению полноценного функционирования. Применение методик психической саморегуляции позволяет редуцировать тревогу, страх, раздражительность, конфликтность; активизировать память и мышление; нормализовать сон и вегетативные дисфункции; увеличить эффективность профессиональной деятельности; обучить приемам самостоятельного формирования позитивных эмоциональных состояний. Учитывая выраженную изначальную пассивность пациентов и их достаточно высокую внушаемость, наиболее эффективными являются методики психической саморегуляции с использованием в начале обучения гетеротренинга и последующим постепенным увеличением роли самого пациента (аутотренинга) в процессе их освоения. Психическая саморегуляция включает выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса, оперирование чувственными образами и вербальными формулами, что позволяет осуществлять целенаправленное программирование своего состояния и поведения. Это достигается посредством обучения пациента вхождению в особое состояние "аутогенного погружения" различной степени. В начале формируется состояние релаксации, которому свойственно ощущение тепла, тяжести во всем теле, отвлечение от внешних раздражителей, переживание состояние покоя, отдыха, внутренней безмятежности, снятие тревоги, беспокойства и нормализация вегетативных дисфункций. Метод открывает широкие возможности тренировки вегетативной нервной системы для овладения регуляцией и работой внутренних органов. Кроме того, возникающие в коре головного мозга фазовые состояния, позволяют успешно использовать различные суггестивные формулы.Все изложенное говорит об эффективности аутогенной тренировки. Социально-психологический тренинг с элементами семейной психотерапии – обработка рациональных моделей поведения в коллективе и семье с целью создания оптимального психологического климата восстановления полноценной социально-психологической адаптации. Это необходимый элемент комплексного подхода к коррекции психосоматических нарушений. Проблему коррекции межличностных отношений на уровне микро и макроокружения зачастую можно решить только в группах.[1] Групповая коррекция позволяет: - уяснить особенности своих межличностных отношений и поведения, возможность их оценки в различных ситуациях, корректировать самооценку на основе обратной связи в атмосфере эмоциональной открытости и доверия; - снять ореол исключительности психологических проблем; - получить эмоциональную поддержку от других участников группы, имеющих общие проблемы и цели; - апробировать и освоить новые навыки поведения, иметь возможность экспериментировать с различными стилями межличностных отношений; - разрешить имеющиеся межличностные конфликты, в том числе семейные. Кроме упомянутых выше психологических методов коррекции пациентов с психосоматическими нарушениями используются и другие методы, оказывающие влияние на эмоциональное состояние пациентов: Арт-терапия, или психотерапия искусством, "терапия творческим самовыражением", включая рисование под музыку, обсуждение навеянных ею образов, и собственно музыкальная психотерапия, использующая самостоятельное пение, музицирование, сочинительство. Наиболее разработаны направления использования психологического воздействия музыки – функциональная музыка и музыкальная психотерапия. Использование музыки в психотерапии весьма обширно, многообразно и основано на богатых и древних традициях и пересекается, с одной стороны, с психотерапией, а с другой – с разнообразными приемами психофизиологической саморегуляции, которые скорее относятся к психогигиене и психопрофилактике. Танцевальная психотерапия – занимая промежуточное положение между телесно ориентированной и арт-терапией, близка, по мнению М.В. Леви, - к "шаманскому действию" - модному увлечению многих психотерапевтов. Широкий спектр использования музыки дает представление об уровнях воздействия и уровнях взаимодействия музыки со слушателем. Практические психологи считают, что музыка может: - смягчать физический дискомфорт, уменьшать болевые ощущения и способствовать выздоровлению при недомоганиях; - улучшать настроение, помогать на время избавиться от неприятных мыслей; - помогать выплеснуть накопившиеся переживания и эмоции; - изменять состояние сознания; создавать ощущение погруженности в другую реальность; - духовно обогащать и стимулировать личностный рост.[5] Кроме музыки в практике работы находят и другие виды влияния, такие как цвето - и светотерапия, библиотерапия и др. Чтобы облегчить работу со своим "я", специалисты по психосоматике разработали аффирмации- короткие утверждающие установки на жизнь, в которых выражено какое-то желание. Если каждый день начинать с осознания смысла аффирмаций и повторения их, то свое сознание можно перепрограммировать. В результате в лучшую сторону изменится и здоровье, и жизнь. (Приложение А) В настоящее время любой из нас мог бы легко овладеть навыками самогипноза. Для этого достаточно прочесть одну-две книги по нейро-лингвистическому программированию, эриксоновскому гипнозу или самогипнозу. Слово "гипноз" не должен пугать, это всего лишь измененное состояние сознания, в котором каждый из нас может пребывать, смотря телевизор, слушая музыку, вдыхая чистый воздух в лесу и во многих других ситуациях. Практический опыт показывает, что психосоматические больные очень хорошо поддаются гипнозу. Подумайте о негативных чертах своего характера, о тех слабостях, которые портят вашу жизнь: эмоциональная неустойчивость, слишком высокие притязания, конкурентность, агрессивность, ригидность жизненных программ, инертность, обидчивость или может быть что-то еще. Теперь постарайтесь представить привлекательный образ самого себя. Составьте ответы на следующие вопросы: Какими личностными чертами и качествами вы бы хотели обладать? Как бы вы хотели изменить свое поведение, общение с людьми? Какие преимущества дает вам ваше заболевание? Есть ли другие способы достижения этих преимуществ? (Найдите как минимум три таких способа). Попробуйте увидеть себя со стороны: как вы привлекательны, как вы по-новому движетесь, разговариваете с людьми, чем вы теперь заняты. Если вас в новом поведении что-то не устраивает, то вносите туда изменения до тех пор, пока не добьетесь результата. Если ваше поведение устраивает полностью вас и окружающих, то войдите внутрь воображаемого фильма и переживите этот образ. Теперь вернитесь назад и поместите привлекательный образ себя в свое будущее. Подумайте о целях, которые приведут вас к этому результату. Вывод; Однако, обращаясь за услугами к специалисту, вам следует помнить, что главное лекарство находится внутри вас самих. Психолог, психотерапевт помогает вам его найти, то есть активизировать свои внутренние ресурсы. Вы можете отнестись к болезни как к сигналу о том, что необходимо наконец-то заняться собой. Заключение. Мы можем научиться предотвращать стрессовые ситуации, являющиеся основным источником психосоматических расстройств. Причинами стрессов могут быть потеря работы, близкого человека, нарушения социальных связей, всевозможные конфликты. Преодолению стрессов способствуют: доверительные отношения в кругу семьи, с друзьями, с сотрудниками на работе, особенно с женщинами; материальная поддержка со стороны родственников и друзей; религиозные убеждения и психотерапевтическая помощь. Физиологические перестройки при стрессовых ситуациях и психологические установки и личностные позиции, а так же генетическая предрасположенность могут существенно влиять на возникновение соматических заболеваний. Биологическое проявление соматических заболеваний затрудняет их диагностику и лечение. Поэтому при консультировании больных с психосоматическими заболеваниями основное внимание уделяется диагностике, т.е. установлению причин заболевания, на основе полученных данных выбираются методики по коррекции заболевания. Характерным является то, что установление доверительных отношений в ходе диагностических мероприятий, уже является психологической коррекцией. Среди основных приемов, используемых для коррекции психосоматических больных, используются методики рациональной психотерапии, самовнушения, различных видов групповой терапии. Правильно установленные диагноз и метод коррекции поможет избавить пациента от иногда затянувшегося и, не поддающегося терапевтическим и хирургическим методам лечения заболевания.
Список источников: 1. Банщиков В., Невзорова Т. Психиатрия. - М., 1969. - С.324. 2. Васильев В. Здоровье и стресс. - М.: Знание, 1991. -169с. 3. Грановская Р. Элементы практической психологии. - Л., 1988. -С. 190. 4. Кулаков С. Основы психосоматики. - СПб., 2003. - С. 176. 5. Леви М.В. Проблемы аудиопсихологии // Материальная база сферы культуры: Научн. Информ. Сб. - Вып.4. Аудиокультурология. - М., 2002. - С.15,17. 6. Малкина-Пых И. «Психосоматика» 2009г. 7. Парцерняк С. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. - СПб, 2002. -С. 20. 8. Руденко А.М., Самыгин С.И. - Изд. 2-е, перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - (Среднее профессиональное образование). -383 с . 9. Свядощ А. Неврозы: Руководство для врачей. - СПб., 1997. - С. 111. 10. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1979. -С.12. 11. Урываев Ю., Бабенков Г. Психосоматические расстройства. - М., 1981. -С.7. 12. Фурдуй Ф. Стресс и здоровье. - Кишинев, 1990. - С.87 13. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Довженко Т.В. Концепция соматизации. История и современное состояние // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000, №4. 14. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.303.
Приложение А
Аффирмация Эмоция: Неверие в себя, в собственные силы, в свой успех. К чему может привести: К аллергии. Аффирмация: "Мир заботится обо мне, он - мой друг". Эмоция: Страх жизненных сложностей, нежелание перенимать родительский опыт. К чему может привести: К бесплодию. Аффирмация: "Дело, которое я делаю, нужно людям. Я нахожусь на своем месте. Советы родителей ценны, потому что они опытнее меня". Эмоция: Сильная обида, которую вы давно не можете простить. К чему может привести: К онкозаболеванию. Аффирмация: "Я с любовью прощаю все, что меня тревожило. Я заполняю радостью мой мир". Эмоция: Раздражение, злость на противоположный пол или партнера по сексу. К чему может привести: К циститу, воспалению почек. Аффирмация: "Я доволен близким мне человеком. Я любима (любим) и люблю". Эмоция: Тоска по несбывшемуся, глубокое горе. "Не осталось ничего приятного". К чему может привести: К сахарному диабету. Аффирмация: "Это мгновение наполнено радостью. Каждый миг неповторим". Эмоция: Вы сдерживаетесь от грубых слов, не можете выразить себя, сказать все, что думаете. К чему может привести: К ангине, бронхиальной астме. Аффирмация: "Я отбрасываю все ограничения и живу так, как хочу. Я свободен". Эмоция: Недооценка себя, самоедство. К чему может привести: К мигрени, головным болям. Аффирмация: "Я люблю и одобряю себя. Я себе нравлюсь. Я - в полной безопасности". Эмоция: Внимание приковано ко всему, что в прошлом. К чему может привести: К болям в спине. Аффирмация: "Копаться в прошлом бессмысленно. Я свободно иду вперёд". Эмоция: Нежелание чувствовать, подавление желаний. "Я беззащитен". К чему может привести: К ожирению. Аффирмация: "Там, где я нахожусь, быть безопасно. Я сам (сама) создаю свой безопасный мир". Эмоция: Нерешительность, чувство обреченности. К чему может привести: К гастриту. Аффирмация: "Я люблю и одобряю каждый свой шаг. Все, что ни делается, к лучшему".
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |