Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-методическое обеспечение



2019-11-20 187 Обсуждений (0)
Учебно-методическое обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В С(К)ОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР (производственная)

 

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: бакалавриат

Направленность (профиль): «Логопедия»

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка 5
1.1. Общие сведения 5
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики 5
1.3. Место практики в структуре образовательной программы 5
1.4. Цель и задачи практики 7
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики 7
2. Содержание практики 10
3. Формы отчетности по практике 17
4. Фонд оценочных средств по практике 21
5. Учебно-методическое обеспечение практики 27
6. Перечень образовательных технологий 29
7. Описание материально-технической базы 29
8. Методические указания 29
  Приложения 45

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Общие сведения

Таблица 1

Общие сведения о практике

Общие сведения

  Форма обучения
       очная         заочная          
1 2 2
Вид практики Производственная Производственная
Название практики Практика по получению профессиональных умений и опыта проофессиональной деятельности в С(К)ОО для детей с ТНР (производственная) Практика по получению профессиональных умений и опыта проофессиональной деятельности в С(К)ОО для детей с ТНР (производственная)
Место проведения практики Образовательная организация Образовательная организация
Курс 4 курс 5 курс
Семестр 7 семестр 9 семестр
Способ проведения Стационарная Стационарная
Форма (формы) проведения Дискретно (концентрированная) Дискретно (концентрированная)
Объем практики в зачетных единицах 3 ЗЕТ 3 ЗЕТ
Продолжительность в неделях (часах) 2 недель; 108 часа 2 недель; 108 часа

1.1.2.Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики.

 Программа практики предусматривает формирование профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности специалиста-логопеда и учителя начальных классов в С(К)ОУ V вида. В ходе прохождения обучающимися производственной практики в специальном (коррекционном) учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) реализуются такие виды профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская.

1.1.3. Место практики в структуре образовательной программы.

Производственная практика в специальном (коррекционном) образовательном Практика (производственная) –составляющая образовательной программы, относящаяся в полном объеме к ее вариативной части (Блок 2).

1.1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик.

Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры речевой недостаточности при различных речевых патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции речевых нарушений, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка, подростка, взрослого с речевыми нарушениями, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации лиц с нарушениями речи. В процессе теоретической подготовки и на основе предыдущих практик студенты должны овладеть умениями выводить логопедической заключение, как показатель глубокого понимание структуры дефекта, прогноза коррекционного воздействия и выбора программы коррекционного воспитания или обучения, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии лиц с нарушениями речи; умениями выбирать программу логопедической коррекции после тщательной логопедической диагностики; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты логопедических занятий; умениями составлять конспекты уроков для учащихся начальной школы с ТНР; умениями консультировать семьи детей с ТНР и педагогов, работающих с детьми с ТНР. При подготовке к данному виду практики студенты должны овладеть приёмами и методами диагностики речевых нарушений, определения логопедического заключения, логопедической коррекции различных речевых нарушений, как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями ведения уроков в начальной школе для детей с ТНР; навыками и приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.

Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин: «Анатомо-физиологические основы сопровождения лиц с нарушениями речи», «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи, зрения», «Современный русский язык с основами языкознания», «Специальная педагогика», «Введение в логопедическую специальность», «Воспитание и обучение лиц с нарушениями речи», «Специальная психология», «Дислалия», «Профессиональная деятельность учителя-логопеда», «Социализация детей с ОВЗ», «Невропатология», «Онтогенез речевой деятельности», «Основы дошкольной логопедии», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Дизартрия», «Алалия», «Основы нейропсихологии», «Логопедические технологии», «Логопсихология», «Коммуникативно-речевая деятельность лиц с нарушениями речи», «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения», «Социально-правовая защите лиц с ОВЗ», «Нарушения темпо-ритмической организации речи», «Афазия», «Нарушения письменной речи», «Методика преподавания математики (специальная)», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи», «Методика преподавания изобразительной деятельности», «Профилактика речевых нарушений», «Логопедическая ритмика», «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте», «Логопедический массаж», «Социализация детей с ОВЗ»; и прохождения практик в IV и VI семестрах - «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушениями речи», «Производственная практика на школьном логопункте ОУ».

 

1.1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося.

В период прохождения практики обучающиеся получают знания, умения и владения, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ», «Общее недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие», «Методика преподавания русского языка (специальная)», «Логопедические практикумы», «Психоконсультирование в системе логопедической помощи», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ», «Основы интегрированного обучения детей с ОВЗ», «Проектирование коррекционно-образовательного процесса», «Тьюторские технологии в логопедической практике», «Портфолио учителя-логопеда», «Итоговая государственная аттестация».

1.1.3.3.Цель и задачи практики

Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-логопеда и учителя начальных классов в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Задачи практики:

- ознакомление с задачами и функциями учителя-логопеда и учителя начальных классов в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, со спецификой работы в данной конкретной организации;

- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом их возрастных особенностей;

- овладение умениями анализировать занятия учителя-логопеда и учителя начальных классов, методами и методиками обследования письменной и устной речи школьников с тяжёлыми нарушениями речи, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с тяжёлыми нарушениями речи, протоколы речевого обследования учащихся, речевые карты, умениями составления конспектов и проведения логопедических занятий на разных этапах (постановка звука, автоматизация, дифференциация, введение в самостоятельную речь), с учётом возрастных особенностей учащихся; навыком сбора информации для проведения лекции или доклада по основным теоретическим вопросам; навыками составления рекомендаций по воспитанию и обучению школьников с тяжёлыми нарушениями речи, навыками составления конспектов и проведения уроков по основным образовательным областям в С(К)ОУ V вида.

1.1.4. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики (см. Таблица 2).

Таблица 2

Перечень планируемых результатов практики

 

 

 


№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП)

Трудовые функции и требования в соответствии с Профессиональным стандартом2

Планируемые результаты (конкретизированные цели)

Знать Уметь Владеть
1 2   4 5 6
  ПК-1 - способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ Трудовая функция Организация деятельности детей с нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию Необходимые знания Современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи Необходимые умения Организовывать деятельность обучающихся с нарушениями речи по реализации задач обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями Трудовые действия Планирование уроков (занятий) в рамках освоения адаптированных основных общеобразовательных программ при реализации личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучению.   Трудовая функция Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с ОВЗ. Необходимые знания Технологии планирования программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи Необходимые умения - Определять содержание и технологии реализации образовательных программ, а также их компонентов с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи. Трудовая функция Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений Трудовые действия Выявление особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, социально-коммуникативных ограничений у лиц с нарушениями речи. З.1. Основные программы логопедической коррекции при различных формах речевой патологии у детей школьного возраста, рекомендуемые ФГБНУ «ИКП РАО» и рекомендуемые Министерством образования и науки Российской Федерации. З.2. Теоретические основы индивидуальной коррекции различных форм речевых патологий на основе комплексной диагностики У.1. Определять структуру нарушенного устноречевого и письменноречевого развития детей школьного возраста, выводить логопедическое заключение, выбирать соответствующую программу логопедической коррекции.  У.2. Проводить индивидуальные логопедические занятия по коррекции фонетической и фонематической сторон речи при различных вариантах речевых патологий В.1. Технологиями логопедической диагностики и выведения логопедического заключения. В.2. Методами и приемами фронтальных и индивидуальных форм логопедической коррекции
  ПК-2 - готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты Трудовая функция Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи Необходимые знания Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья Необходимые умения Определять содержание образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Трудовые действия Планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи З.3. Требования к структуре и содержанию коррекционно- развивающей среды логопедического кабинета и класса в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи У.3. Выбирать методическое, дидактическое, программное, информационно-компьютерное и техническое обеспечение для логопедической коррекции и ведения уроков при различных формах нарушений речи у детей школьного возраста В.3. Навыками и приёмами осуществления коррекционной работы учителем-логопедом с детьми школьного возраста с нарушениями речи в различных организационных формах системы образования, здравоохранения и социального обеспечения
3. … ПК-3 - готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ Трудовая функция Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи Необходимые знания Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья Необходимые умения Определять содержание образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Трудовые действия Планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи З.4. Теоретические основы проектирования и планирования фронтальных и индивидуальных форм логопедической коррекции, полагаясь на выявленную структуру речевого дефекта и существующие программы логопедической коррекции нарушений речи у детей школьного возраста У.4. Планировать собственную профессиональную деятельность, фронтальные и индивидуальные логопедические занятия и образовательный процесс детей с тяжёлыми нарушениями речи В.4. Технологиями проектирования и перспективного планирования по годичному циклу логопедической коррекции и образовательного процесса в начальной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
4. ПК-4 - способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности  Трудовая функция Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи Необходимые знания Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья Необходимые умения Определять содержание образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи Трудовые действия Планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи З.5. Теоретические основы мониторинга и анализа процессов логопедической коррекции и образовательной деятельности с целью планирования собственной образовательно-коррекционной работы У.5. Проводить мониторинг коррекционного и образовательного процессов, анализировать полученные результаты, исходя из структуры речевых нарушений у детей, и регулировать собственную образовательно-коррекционную деятельность В.5. Технологиями анализа на основе комплексного мониторинга коррекции коммуникативного и речевого состояния детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях и образовательно-коррекционного процесса, технологиями самоанализа и совершенствования собственной профессиональной деятельности


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

2.1. Содержание практики представлено в таблице 3.

Таблица 3

Содержание практики

№ п/п

Виды работ,

Перечень заданий

Трудоемкость

(в часах)

Учебно-методическое обеспечение

Код компетен-ции

на базе практи-ки самостоя-тельная работа 1 2 3 4 5 6

2019-11-20 187 Обсуждений (0)
Учебно-методическое обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-методическое обеспечение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)