Сущность и особенности временного детского коллектива
Вопросы для обсуждения 2.1 Сущность и особенности временного детского коллектива 2.2 Социально-психологические механизмы функционирования временного детского коллектива 2.3 Специфика развития временного детского коллектива 2.4 Детское самоуправление в отряде 2.5 Общение, конфликты в жизнедеятельности отряда 2.6 Отрядный уголок как форма отражения жизнедеятельности отряда ________________________________________________________________ Сущность и особенности временного детского коллектива Коллектив (лат. colligo – «объединяю», лат. collectivus – «собирательный») представляет собой группу высокого уровня развития и определяется как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Признаки коллектива: · наличие общих общественно значимых целей, общественно полезный характер групповой деятельности; · высокий уровень социально-психологической и поведенческой общности (сплоченности – мера единства группы, проявляющаяся в общности мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, а также практической деятельности); · налаженные деловые и личные взаимоотношения (наличие актива, лидеров, органов самоуправления, четкое разделение обязанностей); · референтность группы для большинства или даже для всех учащихся, входящих в эту группу; · способность группы к творчеству в разных видах деятельности, наличие в группе возможностей для личностного развития всех членов группы; · наличие содержания жизнедеятельности, структуры формализованных и неформализованных отношений; · наличие определенных этапов и закономерностей процесса коллективообразования; · возможность осуществления идей дополнительного образования, социализации и социальной реабилитации. Воспитателю необходимо осознавать, что воспитание коллектива организуется для самоопределения личности воспитанников, для раскрытия ими своей индивидуальности. По утверждению Г.Ф. Головановой, для воспитания личности в коллективе педагогу необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников: 1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности и общении; 2) освоении взрослых форм общения и деятельности; 3) открытии себя как личности и индивидуальности. «Временный детский коллектив» -- общество детей и педагогов детей и педагогов кратковременного автономного существования, со сборным составом и четко обозначенной функциональностью. Этот термин используется для обозначения коллективов кружков, клубов по интересам, выездных сборов, отрядов в летних лагерях. Особенности временного детского коллектива: 1. Кратковременность существования. Срок существования ограничен относительно небольшим временным периодом. Психологическое содержание кратковременности коллектива заключается в том, что за такую длительность существования коллектива не происходит существенных возрастных изменений. Несмотря на это, при педагогическом сопровождении, как свидетельствуют специальные исследования, при наличии значимой цели, насыщенной общественно полезной деятельности, а также ряда других условий, кратковременное общество способно приобрести характеристики относительно зрелого, действующего как единое целое коллектива. 2. Динамичность, интенсивность процессов жизнедеятельности. Кратковременность является «объективной предпосылкой особого динамизма деятельности и общения». Происходит своеобразное «сжатие» во времени тех процессов общения, взаимопознания и групповой дифференциации, которые в постоянных коллективах идут на протяжении больших временных промежутков, то есть получение результатов, достижение цели – за более сжатые сроки. 3. Сборность состава (учащиеся разных классов, школ, районов, регионов). Этот фактор имеет влияние на поведение подростков, организацию жизни коллектива, его функций и воспитательных возможностей. Психологический смысл заключается в том, что актуализируется потребность в «узнавании» окружающих, активизируются социально-перцептивные процессы. 4. Автономность существования (ослабление влияния семьи, класса, друзей), отрыв от прежних связей, зависимостей и концентрация различных форм деятельности и общения внутри относительно изолированной от привычного окружения среды. Создает благоприятные условия для проведения единого педагогического воздействия и способствует интенсификации воспитательного процесса, а также оптимальные условия для педагогического управления, круглосуточный контроль воспитателей. 5. Четко обозначенное пространство жизнедеятельности, социально -педагогическая среда: культурно-средовый комплекс, обеспечивающий комплексность педагогического влияния (материально-предметная среда, содержание воспитательной деятельности, единый педагогический коллектив как организатор социально-педагогического пространства, направленного на развитие личности). Особенностью социально-педагогической среды является ее воспитывающий, настраивающий характер; все элементы ее объединены общей идеей. 6. Коллективный характер жизнедеятельности: значимость коллектива для формирования жизненных планов и целей деятельности детей, влияние направленности коллектива, его ценностей на жизненные устремления и формирование интересов детей; на признание в социозначимых сферах деятельности и т.д. 7. Более насыщенная эмоционально-психологическая атмосфера новизна ощущений, высокая контактность, разнообразная деятельность, динамизм событий. Этим объясняются особенности восприятия происходящего в разные периоды смены. 8. Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования. 9. Четко обозначенная функциональность: а) развивающая функция проявляется в реализации потенциальных возможностей ребенка, способствующих расширению диапазона способностей, раскрытию многообразия проявлений «Я», личностном росте; б) социализирующая функция проявлена в приобретении социального опыта в процессе общения, деятельности, проживания в особо организованном социуме, предполагающем многообразие социальных ролей, функций, социального опыта. в) реабилитационная функция как предоставление возможностей социального развития, социального поведения, социальных отношений. Предполагает укрепление веры в себя, пробы новых моделей поведения, утверждение социально активной позиции, реабилитацию себя в собственных глазах. Кроме того, временный детский коллектив является сферой социальной реабилитации для детей, имеющих предыдущий негативный опыт социального общения; г) воспитательная функция,которая реализуется за счет автономности существования и погружения в социально-педагогическое пространство с единым аксиологическим основанием. Ограниченный контакт с окружающим миром позволяет создать педагогически управляемую микросреду, в которой есть все возможности для актуализации положительного личностного и социального опыта; д) компенсаторная функция. Во временном коллективе, в условиях многовариантности выборов деятельности, школьники могут максимально выразить себя во взаимодействии со сверстниками, компенсируя не удавшиеся ранее возможности самопроявления. Наряду с положительным значением временный детский коллектив имеет отрицательное влияние: · эта модель находится в известной изоляции, противопоставлении «нормальной», обычной жизни, не только окружающей, но и жизни каждого из детей; · данный «образец» не жизнеспособен в других условиях; Для коллектива значимыми являются общественное мнение и традиции. Общественное мнение –это преобладающая оценка,которая дается всреде воспитанников отряда различным явлениям и фактам коллективной жизни. Путем формирования общественного мнения в отряде происходит постоянное усложнение задач, стоящих перед отрядом. Для формирования здорового общественного мнения необходимо: · совершенствовать систему организации совместной коллективной творческой деятельности; · выносить на коллективное обсуждение все более или менее значимые события и явления в жизни отряда, давать им правильную общественную оценку; · повышать роль органов самоуправления в отряде. Основными методами формирования общественного мнения в отряде являются убеждение, анализ и оценка деятельности и взаимоотношений, критика и самокритика, личный пример и др. Наличие традицийв коллективе отражает уровень коллективного опыта, привычек, отношений. Механизм традиций – «у нас так принято», «мы всегда так делаем», «обычно в нашем отряде…» упрощает многое в организации коллективной деятельности, освобождает время и силы для творчества. К традициям в отряде можно отнести: · выбор названия и девиза отряда, другой символики; · проведение отрядных огоньков, сборов; · будничные традиции (например, коллективное планирование, организация, проведение и анализ интересных дел в отряде). 2.2 Социально-психологические механизмы функционирования временного детского коллектива. Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе, подразделяются на адаптацию, коммуникацию, идентификацию и интеграцию. Адаптация – процесс включения человека в новые группы (коллективы), приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил. В условиях временного детского коллектива адаптация выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определенную позицию, обрести желаемый общественный статус в группе сверстников. Уверенному и безболезненному протеканию процесса адаптации детей к условиям нового коллектива способствует своевременное определение законов отряда и основных норм общения. Коммуникация – процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов. В условиях временного детского коллектива эти отношения возникают в ходе свободного общения, коллективных, творческих дел, трудовых десантов, игр, бесед, дискуссий, в свою очередь способствуют развитию процесса идентификации. Идентификация– уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация). Идентификация оказывает значительное влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здорового психологического климата в отряде в целом. Интеграция проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ». Обобщенный показатель интеграции детского коллектива – сплоченность, единство всех членов отряда. Закономерности групповой эффективности Во многих ситуациях группа детей способна на то, что ни за какое время не сможет сделать один ребенок. В то же время замечено, что нередко в группе из пяти детей в отдельности способны сделать значительно больше, чем они же совместно. Что лежит в основе таких противоречий? По каким законам происходит рождение коллективной мощи? Чувство локтя или дух соревнования стимулируют индивидуальные усилия, позволяя достигать той продуктивности, которая невозможна в одиночку? А почему в некоторых случаях происходит уменьшение коллективной эффективности? Возможно, подопечные начинают больше надеяться на ровесников или растрачивают часть времени на непродуктивное общение? Эти и другие подобные вопросы стимулировали множество исследований и экспериментов в социальной психологии. Рассмотрим некоторые из подобных вопросов. Эффект синергии. Эффект синергии проявляется в повышении эффективности протекания когнитивных процессов подопечных при их объединении в группу для решения общей задачи и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов (то есть отвечает требованию 1 + 1 > 2). В отличие от эффекта социальной фасилитации, эффект синергии проявляется в коллективных видах деятельности, направленных на достижение общего, преимущественно когнитивного результата. В некоторых видах деятельности успешность в групповой работе может существенно превосходить индивидуальную успешность отдельных подопечных. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в плане наблюдательности детей, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные дети» могут превосходить среднегрупповые достижения. Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга» — «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления. Эффект социальной фасилитации. Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям. Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение. Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению. Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются: · количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей; · взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы; · значимость окружающих людей для человека; · степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди. Эффект принадлежности к группе. Человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку. Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого — и регулирует поведение человека в группе. Эффект Рингельмана. По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность 1 человека принять за 100%, то 2 вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из 3-х человек окажется равным 85%, а из 8-ми человек — только 49%. Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы. Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в своеобразных «стражей мысли», быстро фиксирующих и жестко наказывающих любое инакомыслие.Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Эффект конформизма. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффекта конформизма весьма популярно в социальной психологии. Выделяют несколько условий возникновения конформизма: · тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой; · численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек; · состав группы: конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде; · ловушка «группомыслия» среди людей; · сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами; · статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются; · наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает; · публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться. Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |