Достоинства и недостатки проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся. Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения. Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности. Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения.
План проведения учебного занятия по черчению
Тема урока: «Построение третьей проекции предмета».
Тема учебной программы: «Прямоугольное и аксонометрическое проецирование».
Цели: научить учащихся проецированию предмета на три плоскости проекций, познакомить с расположением видов (проекций) и их названиями; разобрать типичные ошибки учащихся; развивать пространственные представления и мышление, познавательный интерес; воспитывать ответственное отношение к урокам черчения, чувства времени и аккуратность.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Формы проведения: решение проблемной ситуации, объяснение, беседа, упражнения
Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, задания: «Проблемная ситуация», «Проецирование на три плоскости», задания для устных упражнений, карточки-задания.
Ход урока:
I Организационный этап (1-2 мин):
1.1 Приветствие.
1.2 Проверка отсутствующих.
1.3 Проверка готовности к уроку.
II Подготовка учащихся к работе на основном этапе (2-3 мин):
2.1 Решение проблемной ситуации.
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с методами проецирования, анализировали геометрические формы предмета (призмы, пирамиды конусы и цилиндры), строили их проекции.
(1слайд) Прежде всего, давайте начнём с небольшого интересного задания. Посмотрите на доску. Вам дан чертёж, состоящий из двух видов, и четыре наглядных изображения. Скажите, какой из деталей мы можем отнести имеющийся чертёж? (Ответы учащихся).
Обобщение. Вы правы в том, что различные по своей конструкции модели (2-3) проецируются на две плоскости совершенно одинаково. Поэтому при изображении таких деталей пользуются не двумя, а тремя плоскостями проекций.
2.2 Сообщение темы и целей урока.
(2 слайд). Тема урока: «Построение третьей проекции предмета».
К концу урока мы должны научиться проецировать предметы на три плоскости, запомнить названия и расположения проекций.
2.3 Запись темы урока в рабочую тетрадь.
Откройте рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока.
III Этап усвоения новых знаний и способов действий (10 мин):
3.1 Показ процесса проецирования предмета на три плоскости проекций.
(3 слайд). Трёхгранный угол.
На следующем слайде вы видите трёхгранный угол. Как вы уже знаете это угол, образованный тремя взаимно-перпендикулярными плоскостями. Фронтальная V, горизонтальная H и профильная W «дубль вэ». 3.3 Построение третьей проекции.
Теперь мы перейдём к построению третьей проекции.
Рассмотрим (4 слайд «Чертёж бруска прямоугольной формы с вырезом»). Чертёж содержит две проекции: фронтальную и горизонтальную. Требуется построить третью профильную проекцию бруска – вид слева. Для построения вида необходимо сначала представить форму изображённой детали, т. е. прочитать чертёж. Сопоставив на чертеже виды, заключаем, что брусок имеет форму параллелепипеда размером 10*35*20 мм. В параллелепипеде сделан вырез прямоугольной формы, его размеры 12*12 мм.
5 слайд «Построение третьей проекции по заданным размерам»). 1 способ.
Вспомним, что вид слева помещается на одной высоте с главным видом справа от него. Проводим одну горизонтальную линию на уровне нижнего основания параллелепипеда, а вторую – на уровне верхнего основания. Эти линии ограничивают размер достраиваемой проекции по высоте. В любом месте между ними проводим вертикальную линию. Она будет проекцией задней грани бруска на профильную плоскость (рис. а).
От неё вправо отложим размер 20, т. е. ширину бруска, и проведём ещё одну вертикальную линию – проекцию передней грани (рис. б).
Покажем теперь на виде слева имеющийся в детали вырез. Для этого отложим влево от правой вертикальной линии, которая является проекцией передней грани бруска, 12 мм и проведём ещё одну вертикальную линию (рис. в).
После этого следует удалить все вспомогательные линии и обвести чертёж.
Обобщение. Так, используя размеры детали и перенося их с имеющихся видов на достраиваемый, можно построить чертёж детали любой сложности. 2 способ.
При построении вида слева можно воспользоваться и графическим приёмом перенесения размеров с имеющегося вида на достраиваемый.
(6 слайд «Построение третьей проекции с использованием графического метода»).
Для этого в произвольном месте чертежа, примерно на одном уровне с видом сверху и немного правее него, проведём наклонную прямую линию под углом 45º к вертикальной или горизонтальной линии. Эта линия называется вспомогательной прямой (рис. а).
Перенесём теперь размеры ширины детали и выреза с вида сверху на эту прямую (рис.б).
Затем из полученных точек проведём вертикальные линии (рис.б) до пересечения с горизонтальными линиями, которые ограничивают размер достраиваемого вида
по высоте (рис.в). В заключение нужно удалить линии построения и обвести чертёж. IV Этап закрепления новых знаний и способов действий (5-7 мин):
4.1 Фронтальное устное упражнение.
(7 слайд «Нахождение видов, соответствующих данному предмету»).
На рисунки даны расположенные в беспорядке изображения детали, в одном ряду – главные виды, в другом – виды сверху, в третьем – виды слева. Из четырёх изображений в ряду лишь одно соответствует данной детали. Найдите в каждом ряду соответствующий вид. (8 слайд «По чертежам деталей найдите их наглядные изображения»).
Следующее задание: по чертежам деталей найдите их наглядные изображения. 4.2 Построение третьей проекции.
(9 слайд «По двум имеющимся видам постройте третий»). VI Этап применения знаний и способов действий (15 мин)
5.1 Индивидуальные практические упражнения по карточкам-заданиям.
Задание: перечертить главный вид и вид сверху и, пользуясь наглядным изображением построить вид слева.
VI Этап подведения итогов занятия (1-2 мин).
5.1 Разбор основных ошибок, допущенных в самостоятельной работе.
5.2 Обобщение основных моментов урока (3 слайд).
5.3 Оценка работы на уроке. VII Этап информации о домашнем задании (1 мин).
Список литературы
1. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: Учеб.пособие для студ. пед. специальностей / под ред. В.С. Кукушина.-Ростов н/Д.: МарТ, 2002.-319с. 2. Духовнева М.В., Кукушин В.С. Педагогические технологии : Учебное пособие для студентов пед. специальностей. – Ростов н\д: Издательский центр «Март», 2002 – 320 с. 3. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. проектирование курса обучения по дисциплине: пособие для преподавателей. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994. – 208 с. 4. Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф. – пед. ун-та, 2000. – 284 с.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (665)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |