Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Делитесь своими рабочими успехами



2019-11-20 159 Обсуждений (0)
Делитесь своими рабочими успехами 0.00 из 5.00 0 оценок




Стремление школьника к знаниям будет зависеть от того, какими нас видят наши дети по вечерам – полными энтузиазма и радости от маленьких рабочих побед или усталыми и недовольными «плохим начальством», «вечным завалом» и «скучной текучкой». Конечно, вы не обязаны постоянно изображать счастье в конце рабочего дня, но, приходя домой, не следует жаловаться на судьбу. Помните, что школа для вашего ребенка – это та же работа, и пусть он увидит, что труд может приносить радость и удовлетворение.

Просто любите!

Независимо от того, кто ваш ребенок – отличник или троечник, просто любите его таким, какой он есть. Научитесь радоваться маленьким успехам! Если чадо едва тянет на троечку, это не повод для осуждений: «Вот смотри, Маша получила пять, а ты с двойки на тройку перебиваешься!» Согласитесь, лично вам было бы обидно слышать что-то в этом роде, например, от вашего начальника, и вряд ли после таких слов у вас появится энтузиазм исправляться. Можно ведь сказать и по-другому: «Молодец, что смог дотянуть до тройки! В следующий раз попробуешь получить четыре – я уверена, что у тебя это получится!»

 

Управлять мотивацией значит формировать определенное отношение к школе. Под этим подразумевается не беспрекословное подчинение и послушание педагогу, а стремление к сотрудничеству с педагогом с целью присвоения знаний, морально-этических норм и личностных качеств.
Для того чтобы выбрать оптимальные приемы повышения мотивации младших школьников необходимо знать причины низкой мотивации.

Психологи выделяют следующие:

· низкий уровень готовности к обучению;

· низкий социальный опыт;

· особенности психофизиологического развития;

· неудовлетворение личностных потребностей, среди которых самоактуализация и самосознание, принятие группой, самоуважение и самопринятие, физическая и психологическая безопасность и т.п.

· неадекватная самооценка;

· несоответствие в соотношении настроенных к функционированию и развитию сил школьника с учебным материалом.

· Слишком трудные и легкие задания — основные причины уклонения учащихся от учения. При этом наблюдается снижение познавательного интереса, ослабление переживания положительных эмоций, отсутствие чувства радости от преодоления трудностей овладения, открытия,

· познания.

· отсутствие трудностей, возникающих в процессе присвоения

· учебного материала и вызывающих напряженную работу познавательных сил;

· отсутствие фиксации достижений, положительного результата —

· достижение общественно значимой и личностной намеченной цели в

· результате определенной напряженной работы познавательных сил

· (для ребенка особенно важно кто и как оценивает).

Выделили следующие приемы мотивирования учащихся:

o Выбор учащимися целей, заданий, форм реализации целей. Например, использование приема «творческое домашнее задание». Детям предлагается самостоятельно выбрать форму его выполнения: придумать задания по данной теме, вопросы, викторину, кроссворды…;

§ сочинить правило, анекдот, загадку, сказку…;

§ нарисовать опорный сигнал, плакат;

§ сделать рекламу учебной темы;

§ составить план устного ответа и т. п.

o Взаимосвязь между усилиями и результатом труда; Ориентирование ученика на самооценку деятельности.Например, использование рефлексивного метода. В 1—2 классах: Какое настроение было в начале урока, в конце урока? Было ли тебе интересно на уроке? Пригодятся ли тебе полученные знания? Кто помог тебе на уроке? Доволен ли ты своей работой? В 3—4 классах: Какое затруднение возникло на уроке? Какой способ ты выбрал для решения проблемы? Насколько самостоятельно ты «открыл» новое знание? На каком уровне ты усвоил новый материал: знание, умение, навык?

o Фиксирование всех положительных изменений, динамики развития ученика относительно самого себя. Например, «Цветовой диалог» с учащимися. Ошибки и недочеты в письменных работах учащихся мы предлагаем отмечать менее заметной в тетради черной пастой. Ярким же красным цветом выделяем правильно и аккуратно прописанные буквы, цифры, слова, предложения, отмечаем правильность «трудных заданий», записываем слова похвалы, одобрения. Также полезно записывать в дневник личные достижения каждого ученика в отдельности (самостоятельно выполнил задание, аккуратно выполнил работу, помог товарищу, внимательно слушал; справился с за” дачей нового типа). Аналогичную запись может в дневнике делать и ученик относительно своих собственных достижений.

o Создание условий для реализации и демонстрации способностей каждого (индивидуальных и творческих).Например, участия в общешкольных мероприятиях — выставках,

o концертах, конкурсах. Для «особого» ребенка важна степень его включения в общее дело, создание какого-либо продукта в группе одноклассников — например, защита общего проекта.

o Организация учебного процесса с обязательной опорой на самоопределение (хочу и могу), целеполагание (что надо сделать, какого результата необходимо достичь), рефлексию деятельности учащихся (чего я достиг?).

o Использование учебного материала как предмета активных мыслительных и практических действий (развивающие и проблемные методы,самостоятельные проектные работы, творческие задания, обмен мыслями, мнениями…).

o Использование в учебном процессе опорных сигналов (символызнаний и правил поведения, схемы, таблицы, пошаговые инструкции,технологические карты, «диафильмы», планы, алгоритмы…)

o Активное использование игры, моделирующей деятельность (конкурсы, викторины, праздники; смена ролей учитель-ученик)

В ходе обсуждения вопроса мотивации младших школьников наиболее остро стоит вопрос о системе оценивания их учебных достижений. По мнению психологов, только та отметка или оценка способствует эффективному обучению, если она вызывает у ученика положительное эмоциональное состояние. Поэтому наиболее полезным является поощрение усилий с одновременным выявлением учащимися основных недостатков и возможных способов их преодоления. В дополнение к вышеизложенному отметим, что без ощущения успеха у учащихся пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в их учебной деятельности может быть затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьников ситуации успеха — субъективного переживания удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Остановимся подробнее на технологии создания ситуации успеха. Технологически деятельность учителя по созданию ситуации успеха его учеников обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными и невербальными средствами:

§ подбадривающие слова и мягкие интонации,

§ мелодичность речи,

§ корректность обращений,

§ открытая поза и доброжелательная мимика.

Предлагая ребёнку выполнить какое-либо задание, вначале следует:

§ «снять страх» — помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь оценки окружающих. Используются следующие фразы: «Мы все пробуем и ищем. Только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, поэтому…», «В контрольной работе нет таких заданий, с которыми вы бы не справились…», «Этот материал мы с вами полностью изучили…», «Подобные задания мы выполняли не один раз…».

§ В целях усиления педагогического воздействия операция «снятие страха» дополняется операцией«авансирование» — фиксация на достоинствах ученика — память, внимание, быстрота реакции, рассудительность и т. п. Учителю необходимо выразить свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей, преодолеет трудности, с которыми он столкнётся на пути продвижения к цели. Возможны фразы: «При твоих способностях…», «Ты наверняка справишься, потому что…», «У вас обязательно получится…».

§ Избежать влияния на формирование чрезмерно завышенной само позволяет следующая операция «скрытое инструктирование», которое реализуется путём намёка, указания, пожелания: «Достаточно, чтобы было …», «Возможно, лучше всего начать с…», «Только, пожалуйста, не забудь о …», «Нам (мне) было бы приятно, если бы тебе удалось…».

§ Большое значение в стимулировании активности ребёнка имеет операция «внесение мотива» — смещение с цели на мотив (объясняется ради чего, ради кого совершается деятельность). Формула внесения мотива выглядит примерно так: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех всей нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу никогда не справиться…»

§ Социальная направленность в момент педагогического воздействия должна быть дополнена для ребёнка обозначением важности его усилий в предстоящей или совершаемой деятельности. Для этого предлагается использовать операцию «персональная исключительность» — персональная исключительность, высказанная в адрес ребёнка, повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в ребёнка определённую уверенность и надежду на успешный результат. Ее парадигмы: «Только ты и мог бы…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с такой просьбой…», «Вы у меня молодцы, я на вас надеюсь!». Особую необходимость в ней испытывают ученики слабые, имеющие множество проблем и традиционно негативно оценивающие себя и своё поведение. Персональная исключительность меняет их стереотипы, способствует проживанию новых отношений.

§ Завершается технологический алгоритм операцией «педагогическое внушение», которое побуждает к выполнению конкретных действий: «Начинай же…», «Нам уже не терпится…», «Так хочется поскорее увидеть…».

При произнесении этих парадигм педагогом большое значение имеет тон (он должен быть ровным, спокойным и убедительным), пластика и мимика. Заключительная оценка также имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживанием в связи с увиденным: «Больше всего в твоей работе мне понравилось…», «Особенно тебе удалось…».

Эмоционально-личностное развитие некоторых детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных классах, имеет свою специфику. Часто в школу приходит ребенок, внутренне не готовый к обучению, не ощущающий себя школьником. Принятие социальной роли ученика подчас происходит через длительный промежуток времени, в течение которого ребенок уже должен учиться и достигать каких-либо результатов, пусть самых маленьких. Другими детьми — и не только с нарушениями развития — часто движут «внешние» мотивы: им нравится одеваться в школьную форму, новый портфель, возможность играть и общаться, но не учиться — выполнять задания, подчиняться требованиям учителя и т. д. Формирование положительной учебной мотивации у таких детей требует специально организованной работы и учителя, и специалистов психолого-педагогического сопровождения. Решающее значение в данном направлении приобретает создание «истинной ситуации успеха» для ребенка с ОВЗ. Мы специально делаем акцент на слове «истинная», потому что таковой она будет являться, если ребенок действительно приложил усилие для достижения цели, получения результата учебной работы. Как показывает опыт, не всегда учителя инклюзивных классов учитывают затраченные ребенком усилия. Не зная, как оценить его работу —перехваливают или недооценивают ее результаты. При этом ученик не понимает, по каким критериям его оценивают, за что хвалят, не может критично отнестись к собственным результатам. Такая позиция учителя неизбежно вызывает непонимание у одноклассников «особого» ребенка — на каком основании его выделили, почему одинаково оценили работу, выполненную не в полном объеме или не совсем правильно, и работу, выполненную в полном объеме, а формирование познавательных и социально значимых мотивов учения у «особого» ребенка становится затруднительным.

И несколько слов о сравнении. По прежнему часто даже в инклюзивных классах встречается ситуация, когда учитель в качестве стимула к формированию активной позиции ученика, мотива достижения успеха использует соревнование. На стенд вывешивается «Экран достижений» или «Карта успеха» или другая форма, в которой сравниваются результаты учебной и внеучебной деятельности учащихся. Даже если ребенок с ОВЗ очень старается быть наравне со всеми, он, как правило, не может достичь тех же высот, которые «завоевывают» другие ученики. В ситуации «нижней позиции в рейтинге» ребенок с ОВЗ теряет веру в себя, в конечном итоге может отказаться от учебной работы или общения с одноклассниками. Нам думается, что используя такой «тонкий» инструмент, как соревнование, учитель должен продумать все нюансы оценивания, а также предвидеть, как отразится соревнование на эмоциональном состоянии всех его учеников.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

Опубликовано 27.12.2016

  1. Предоставление частичной свободы выбора .
  2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения
  3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.
  4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.
  5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
  6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.
  7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
  8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
  9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
  10. Изменять методы и приемы обучения.
  11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
  12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
  13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
  14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
  15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.
  16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.
  17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
  18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.
  19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).
  20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
  21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
  22. Необычная форма преподнесения материала.
  23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.
  24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
  25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.
  26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.
  27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
  28. Применяйте новые информационные технологии.
  29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.
  30. Уважайте личность каждого ребенка.



2019-11-20 159 Обсуждений (0)
Делитесь своими рабочими успехами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Делитесь своими рабочими успехами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)